Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические типы философских учений




Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания.

Философия и мировоззрение

Эвристический смысл проблемы отличия философии от науки и мировоззрения раскрывается в позиции М. Хайдеггера (философа-экзистенциалиста ХХ века). В статье «Основные понятия метафизики» (См. Приложение) он высказывает следующую принципиальную мысль: философия – это не мировоззренческая проповедь (хотя и кажется таковой) и не наука (хотя и связана с ней некоторым образом). Чтобы определить природу философии, необходимо, не выходя за ее границы, спросить у нее же самой, т.е. справиться об ответе у истории философии, истории метафизических понятий. Знакомясь с аргументацией Хайдеггера, постарайтесь понять логику его размышления и произвести критический анализ его позиции. Как Вам кажется, чем философия отличается от мировоззрения, искусства, науки? Где находятся точки их соприкосновения (если они действительно соприкасаются)? Обоснуйте Вашу позицию и приведите примеры.

Сформулируйте собственную позицию в решении принципиального вопроса: имеет ли событие философской мысли мировоззренческие последствия для жизни человека, как связаны философия и мировоззрение в системе культуры? Множественность вариантов ответов на этот вопрос обнаруживается уже при чтении учебника, текстов Мамардашвили, Франка, Хайдеггера и других философов. Постарайтесь понять суть их позиции, а возможно, и присоединиться к одной из них.

После ознакомления с текстами сформулируйте функции философии в системе культуры. Авторы учебника философии П.А. Алексеев и А.В. Панин выделяют две функции – методологическую и мировоззренческую (см. подробнее Гл. I, с. 4-28). Ознакомитесь со страницами учебника и попытайтесь выделить главную мысль авторов. Предложите собственную версию функций философии в культуре и жизни человека.

В заключение попытайтесь ответить на ряд итоговых вопросов. Как Вам кажется, чем философия отличается от религии, искусства, науки? Где находятся точки их соприкосновения (если они действительно соприкасаются)? Обоснуйте свою позицию и приведите примеры. Можно ли рассматривать философию как форму самосознания культуры? Если да, то в чем это выражается? Каким образом философия проявляет себя как самосознание культуры?

 

Запишите в рабочую тетрадь результаты Вашего знакомства с текстами и свои размышления.

Изучение этой темы связано с вопросами: что собой представляет философия как особый тип научного знания, что выступает ее специфическим предметом и методом, и каковы исторические типы философских учений?

Для изучения этой темы необходимо обратиться к учебным пособиям под редакцией В.П. Алексеева, А.В. Панина (Глава II), под редакцией В.П. Кохановского (Глава 1, § 4), В.Д. Губина, а также к фрагментам работ Аристотеля, Р. Декарта, Ф. Энгельса, В.А. Конева (См. Приложение).

 

Предмет философии. Аристотель о предмете «первой философии»

По определению словаря, предмет – это то, что находится перед нашим взглядом, это то, на что мы смотрим, к чему устремлено наше внимание. (См. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001. – Т. 3. Статья «Объект»). Что должно произойти, чтобы возник вопрос о предмете философии? Как мы представляем себе философию, когда задаемся вопросом о ее предмете? Вопрос о предмете заставляет посмотреть на философию с точки зрения не индивидуального философского опыта различных философов, а того общего, что мы можем в этом опыте обнаружить. Но зачем нам надо искать это общее? Здесь мы сталкиваемся с тем, что вопрос о предмете философии есть вопрос о деле философии как таковом. Иначе говоря, вопрос о предмете философии есть уже всегда некоторый акт самосознания философии, попытки представить индивидуальные акты философствования как нечто целостное, имеющее единую цель и единую направленность.

Одна из первых таких попыток самосознания философии, ее предметного определения была предпринята Аристотелем. В своем знаменитом труде «Метафизика» он обобщил предыдущий опыт античных философов и предложил свое понимание «первой философии», ее предмета и определил ее специфику по отношению к другим видам познавательной деятельности. Обратившись к первоисточнику, Вы сможете познакомиться с тем, как Аристотель сформулировал предмет философии. Вот одна цитата из текста «Метафизики»: «Если есть некоторая неподвижная сущность, то она первее и учение о ней составляет первую философию, притом оно общее [знание] в том смысле, что оно первое. Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее – что оно такое и каково все присущее ему как сущему». Аристотель, описывая предмет философии, отделяет его от предмета других наук (которые со стороны их предмета изучения называются «частными»), поскольку предмет философии – только всеобщее. Это всеобщее называется бытием. Так, по Аристотелю, в предмет первой философии, изучающей всеобщие начала бытия, входят: причины и начала сущего, сущности, свойства и противоположности сущего, знание об истине, цели, благе (См. Аристотель. Метафизика. Книга IV, Глава 1. Любое издание). Читая и анализируя фрагменты «Метафизики», попытайтесь растолковать: что понимает философ под предметом философии, чем он отличается от предметов частных наук, даже от такой абстрактной науки, как математика?

Поскольку вопрос о предмете философии связан с вопросом «что есть дело философии?», то не стоит удивляться своеобразной «вечности» этого вопроса. Философия – один из самых сложных феноменов в культуре, ведь она держится и живет на самостоятельном усилии мысли человека. Поэтому каждый раз ответ на вопрос – «чем занимается философия?» – будет зависеть от того, как тот или иной философ осознает суть философствования, сущность философской деятельности. С различными вариантами ответа на вопрос о предмете философии можно ознакомиться, обратившись к учебной литературе (См.: учеб. пособ. под ред. В.П. Кохановского, Гл. I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества).

 

Метод философии: метод майевтики (Сократ), метод радикального сомнения (Декарт), критический метод (Кант) и др. Взаимоопределяемость предмета и метода философии

К вопросу о предмете философии можно подойти и с точки зрения метода философии. Слово «метод» имеет греческие корни и буквально означает – «путь» (См. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001. – Т. 2. Статья «Метод»). Другими словами, когда мы говорим о методе, мы говорим о пути, о том пути, который прокладывает для себя философ, совершая работу мысли. В истории философии был разработан ряд методов, которые за многовековую историю культуры успели стать всеобщим культурным достоянием. Обращение к этим методам крупных философов поможет нам больше узнать и понять о предмете философии, поскольку любой путь (метод) на что-то направлен и куда-то ведет.

Среди самых знаковых и самых значимых методов философов можно выделить метод майевтики Сократа, метод радикального сомнения Рене Декарта и критический метод Иммануила Канта. Ознакомиться с сутью каждого из этих методов можно используя учебную литературу. К примеру, о майевтике Сократа смотрите учебное пособие под редакцией П.В. Алексеева, А.В. Панина (глава «Античная философия»), о методе радикального сомнения Декарта – учебное пособие под редакцией В.Д. Губина (глава «Философия нового времени (от Декарта до Канта)»), также смотрите в приложении отрывок из трактата Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках», наконец, о критическом методе Канта Вы можете узнать из учебного пособия под редакцией В.Д. Губина (глава «Немецкая классическая философия»).

Что дает нам обращение к методам философов, которые жили в разное время, принадлежали к различным культурным традициям? Это позволяет увидеть нечто общее в уникальном опыте мышления каждого из указанных философов. В данном случае, поиск связан с вопросом о предмете философии, поэтому в методах Сократа, Декарта, Канта нас интересует, прежде всего: на что направлен каждый из методов, чего с их помощью пытались достичь философы? К чему ведет майевтика Сократа? Чего добился Декарт своим радикальным сомнением? Что стало итогом критического метода Канта? Наконец, что общего можно обнаружить во всех этих методах, что их объединяет? Возможно, в попытке ответить на эти вопросы Вы чем-то дополните свое понимание предмета философии.

 

Структура философского знания. Основные разделы философского знания

Вопрос о структуре философского знания продолжает предыдущий вопрос о предмете философии с той только разницей, что на этот раз речь пойдет о предметной области философии. Что понимается под предметной областью философии? Прежде всего, комплекс философских проблем и вопросов, сложившийся в ходе исторического развития философии. Действительно, современная структура философского знания складывалась постепенно и этапы ее формирования отражают состояние философского процесса в различные периоды истории. Философия как вид научного знания включает в себя ряд разделов, которые представляют предмет философии с разных точек зрения. Основные разделы современной философии: онтология (учение о бытии), логика (учение о законах, формах и приемах на ступени абстрактного мышления), гносеология (учение о познании и знании), этика (учение о моральной и счастливой жизни), эстетика (учение о чувственном познании мира), социальная философия (которая включает в себя философию общества, истории, человека и культуры). С кратким экскурсом в историю вопроса вы можете ознакомиться в учебном пособии под редакцией В.П. Кохановского (глава I, п. 3 «Основные части (структура) философии»). Представление о современной структуре философского знания и основных разделах философии Вы можете получить из учебного пособия под редакцией В.Д. Губина (Введение, «История философии и отдельные области философии», Часть II. «Теоретическая философия», Часть III. «Философия и общество», Часть IV. «Философия человека»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.