Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы психологии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата




Предметом изучения данной отрасли специальной психологии являются особенности формирования и развития психики людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В центре внимания направления специальной психологии — дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К этой ка­тегории относятся дети:

с детскими церебральными параличами;

с последствиями полиомиелита;

с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);

с врожденным или приобретенным недоразвитием или дефор­мацией опорно-двигательного аппарата.

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппара­та носит собирательный характер и включает в себя двигатель­ные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы:

1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с по­мощью ортопедических приспособлений; и навыками самообслу­живания владеют частично;

2) дети со средней степенью выраженности двигательных на­рушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя­ние, они владеют навыками самообслуживания, которые, одна­ко, недостаточно автоматизированы;

3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­сильственные движения и др.

Структура двигательного дефекта при ДЦП

1.наличие парезов и параличей.

Паралич- полное отсутствие возможности совершать произвольные двигательные движения. Парез- слабая форма паралича, ограничение возможности совершать произвольные движения. 4 вида паралича: тетраплегия(общее поражение 4 конечностей), диплегия(либо верхних, либо нижних конечностей), гемиплегия(Либо правой лиюбо левой стороны тела), моноплегия(одной конечности)

2.Нарушение мышечного тонуса.

Либо повышение тонуса(специ.поза), либо понижение(слабость, дряблость)

3.повышение сухожильных и периостальных(надкостичных) рефлексов.

Коленный, ахиллов рефлекс повышен, ритмичные, долго не прекращающиеся сокращения мышцы.

4.синкезии- непроизвольные движения, сопутствующие произвольным.

5.недостаточное развитие выпрямительных рефлексов(трудно удерживать голову, туловище)

6.несформированность реакций равновесия и координации движений.

7.нарушение ощущения движения(кинестезий)

8.насильственные движения.

9.защитные рефлексы.

Непроизвольные движения- сгибание или разгибание парализованной конечности при ее раздражении.

При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психического дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных ана­лизаторных систем, в том числе и при нарушениях в функциони­ровании двигательного анализатора при ДЦП. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наи­более тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловлива­ет явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно-дви­гательного аппарата. Однако решающее значение имеет первич­ная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения. В случае недо­статочности коррекционно-развивающей работы возникают и на­растают явления депривации, усугубляющие двигательную, по­знавательную и личностную недостаточность.

Психический дизонтогенез по дефицитарному типу и состав­ляет основу аномалии психического развития у детей с ДЦП, оп­ределяет характерную возрастную динамику и неравномерность психического, двигательного и речевого развития. Выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп раз­вития, а также качественное своеобразие в формировании психи­ки — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП.

Считается, что от 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально со­хранный интеллект, однако развитие этих детей идет в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии. По­тенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает полно­ценное, полностью соответствующее нормальному развитие. Ос­новные виды психических нарушений при ДЦП — это задержка психического развития (встречается примерно у 50% детей с ДЦП) и олигофрения (имеет место у 25% детей с ДЦП), что свиде­тельствует о сочетании психического дизонтогенеза дефицитарного типа с дизонтогенезом по типу задержанного развития или недоразвития. Вместе с тем не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллекту­альной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальное, и задержанное психическое раз-питие, умственная отсталость.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

• нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной си­стемы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нару­шениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

• повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интел­лектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприя­тия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Церебро-астенические проявления усиливаются после различных заболева­ний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При ин­теллектуальном перенапряжении появляются вторичные невроти­ческие осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;

• повышенная инертность и замедленность всех психических про­цессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдель­ных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.

Диагностика детских церебральных параличей, как правило, не вызывает трудностей у медицинских работников. Тяжелые формы ДЦП выявляются уже на первом месяце жизни, более легкие формы ДЦП диагностируются несколько позже — примерно к 5—6 мес. Легкую и среднюю степени тяжести ДЦП часто бывает сложно выявить в первые дни жизни ребенка по той причине, что некоторые симптомы церебрального паралича — движения ко­нечностей, напоминающие движение ножниц, совершаемые но­гами при спастическом параличе, непроизвольные атетоидные дви­жения — это нормальные рефлекторные движения ребенка на втором и третьем месяце развития.

В связи с этим бывают случаи гипердиагностики ДЦП, ошиб­ки диагностики ДЦП в раннем возрасте. Л.Т.Журба исследовала 64 случая, когда диагноз ДЦП был поставлен в первом полугодии-жизни и снят после 1,5—2 лет наблюдения. Характерными кли­ническими проявлениями, на основании которых ставился диаг­ноз, были: повышенная возбудимость, затрудненность вскармли­вания, вздрагивания при громком звуке, преходящее повышение мышечного тонуса, ярко выраженные безусловные рефлексы, задержка формирования выпрямляющих рефлексов туловища в положении на спине и на животе, отставание в моторном развитии. Неврологическая симптоматика наиболее ярко была выражена в первом полугодии жизни. После того как ребенок начинал тя­нуться к игрушке, поворачиваться со спины на живот, она осла-Непала, нормализовался тонус мышц, угасали безусловные рефлексы и к 1—1,5 годам, а иногда и раньше дети догоняли своих сверстников в развитии. В дальнейшем у 26 детей были выявлены симптомы ММД.

Таким образом, исследования показали, что неврологическая симптоматика, имеющая место у грудных детей, не всегда свидетельствует о развитии ДЦП.

Однако на ранних сроках развития ребенка важно не только выявить ДЦП, но и определить уровень его психического развития, осуществлять постоянную динамическую диагностику психической сферы, особенностей личности, особенностей форми­рования деятельности, предотвращать возможность появления вторичных и третичных отклонений в развитии. Немалая роль в этом процессе принадлежит воспитателю детского сада для де­тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очевидно, но ведущая роль в работе по психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции и психологическому консультированию принадлежит педагогу-психологу дошкольного учреждения. Именно он должен являться координатором работы по данным направле­ниям и осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с воспитателями, дефектологом, логопедом и другими специали­стами.

К обследованию ребенка с ДЦП применимы все основные принципы и методы психологической диагностики, использую­щиеся в детской и специальной психологии. Однако эти методы необходимо реализовывать с учетом структуры дефекта ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, что и требует учас­тия в диагностической процедуре педагога-психолога.

Метод беседы, например, может быть применен не ко всем дошкольникам с ДЦП. Это связано в основном с особенностями становления у них речи. Большинство детей имеют грубые нару­шения звукопроизношения и недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, поэтому при проведении стандартизирован­ной или свободной беседы необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности ребенка, уровень его речевого и интеллектуаль­ного развития. (Беседы с родителями, анкетирование родителей могут дать важный диагностический материал о положении ре­бенка в семье, об условиях воспитания, о типе воспитания, о взаимоотношениях родителей, родителей и ребенка, ребенка со сверстниками и взрослыми.)

Метод изучения продуктов деятельности также имеет ограни­ченное применение. Если при нормальном развитии на основа­нии рисунков ребенка можно сделать предположение об уровне сформированности пространственных представлений, о богатстве и правильности представлений об окружающем мире, о степени сформированности всех психических функций, об эмоциональ­ном фоне, особенностях личности, то в условиях тяжелой двига­тельной патологии диагностическая ценность таких методик сни­жается. Рисунок ребенка с ДЦП может быть примитивным, каракулеобразным, непропорциональным, одноцветным, однако это еще не свидетельствует о бедности представлений, это может быть лишь подтверждением моторных трудностей, которые не позво­ляют ребенку графически реализовать творческий замысел и мно­гообразие окружающего мира. В силу этого рисуночные, в том числе и проективные, методики необходимо использовать по отноше­нию к детям с двигательной патологией с большой осторожно­стью. Необходимо избегать прямого переноса результатов продук­тивных видов деятельности у ребенка с ДЦП в сферу интеллекту­альную, познавательную, личностную.

Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечеб­ную физкультуру. Медикаментозное лечение направлено на норма­лизацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движе­ний, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. В каждом конкретном случае терапия носит индивидуаль­ной характер с учетом формы ДЦП, структуры двигательного дефекта, особенностей психической деятельности и соматического состояния ребенка. Физиотерапевтические процедуры направлены на уменьшение спастичности, улучшение трофики тканей и кровообращения в мышцах (грязевое лечение, тепловые процедуры). ортопедическая работа предусматривает соблюдение ортопедичес­кого режима, использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения конечностей и др. Лечебная физ­культура направлена на развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих школьную и социально-бытовую адаптацию детей.

Коррекция двигательных нарушений должна носить постоян­ный, непрекращающийся характер, поэтому занятия физичес­кой культурой, музыкальные занятия, занятия по формированию элементарных математических представлений, лепке, апплика­ции, рисованию, конструированию, труду, игре, ознакомлению с окружающим, развитию речи, а также все режимные моменты должны иметь коррекционную направленность и проводиться с учетом особенностей двигательного развития детей с ДЦП.

Итак, характерной особенностью организации обучения и вос­питания в детских садах и школах для детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата является тесное сочетание учебно-вос­питательного процесса с лечебно-восстановительными мероприя­тиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.