Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Система коммуникативных качеств речи как объект учения о культуре речи




Определение культуры речи. Культура речи как компонент культуры в целом. Культура речи как культура речевой деятельности. Уровни культуры речи. Коммуникативные качества речи как ее свойства, помогающие организовать общение и сделать его эффективным.

Структурные коммуникативные качества: правильность, богатство, чистота. Коммуникативные качества речи как объективно существующие свойства и признаки речи, определяющие степень её коммуникативного совершенства.

Правильность речи как соответствие её структуры нормам литературного языка и его системе. Правильность речи как базовое коммуникативное качество.

Богатство речи как результат оптимального использования повторяемости языковых единиц в речи (разнообразие).

Чистота речи как её соответствие лексическим нормам. Диалектная лексика и чистота речи. Иноязычные заимствования и чистота речи. Жаргонные и бранные элементы, слова-паразиты, нарушающие чистоту речи.

Функциональные коммуникативные качества; точность, логичность, выразительность, доступность, действенность, уместность.

Точность речи как качество, формируемое на основе связи речи с действительностью и мышлением и осознаваемое через соотнесение семантики речи (и семантики её языковых компонентов) с выражаемой и формируемой речью информацией. Экстралингвистические условия создания речевой точности и собственно лингвистические. Лингвистические средства, поддерживающие точность речи. Особая роль лексического уровня в создании речевой точности. Синонимия и точность речи. Паронимия и точность речи.

Логичность как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли как результата познания действительности. Предметная логичность как соответствие смысловых связей слов и предложений связям и отношениям реальной действительности. Понятийная логичность как отражение в смысловых связях компонентов речи законов логики, законов правильного мышления. Порядок слов и порядок высказываний как средства выражения речевой логичности. Роль плана при подготовке речи, правила составления плана. Основные композиционно-логические части выступления (вступление, основная часть, заключение). Методы построения речи (индукция, дедукция и метод аналогии). Зависимость логичности от знания и понимания предмета речи и темы. Влияние на логичность речи синтаксической структуры высказывания.

Выразительность речи как особенности её структуры, поддерживающие внимание и интерес у слушателя или читателя. Уровни языковой системы и их роль в создании выразительности. Выразительность акцентологическая и произносительная, лексическая и словообразовательная, морфологическая и синтаксическая. Выразительные и изобразительные средства языка. Выразительность как важнейшее качество художественной и публицистической речи. Ситуация общения как одна из основных типологий выразительности (ср. выразительность речи педагога и дипломата, выразительность речи адвоката на суде и докладчика на теоретической конференции).

Основные условия, от которых зависит выразительность речи отдельного человека: а) самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи; б) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чём он говорит или пишет; в) хорошее знание языка, его выразительных возможностей; г) хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; д) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков; е) сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно. Понятие о красоте, образности речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры. Усиление выразительности речи при использовании олицетворения, повтора слов, постановки вопросов к аудитории, неожиданного поворота хода мысли, противопоставлении, алафоры, градации, риторических вопросов. Уместность речи.

Взаимосвязь стилистики, культуры речи и риторики. Основы риторики. Средства, способы и приёмы выражения заданного смысла. Нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности. Риторика как искусство публичной речи, раздел науки о речевом воздействии.

Культура речи как основа мастерства публичного выступления. Методические основы ораторского искусства (знания, убеждения, умение отстаивать свои взгляды, восприимчивость к новому, наглядность, доступность, системность и последовательность, связь обучения с практикой, научность). Этика лекторского труда. Правила ведения дискуссии. Полемика как вид коллективной интеллектуальной работы. Эффективность публичного выступления.

Приемы изложения и объяснения содержания речи. Подготовка публичного выступления, контакт оратора с аудиторией.Структура публичного выступления. Приемы привлечения внимания аудитории, громкость речи, темп и интонация. Правила аргументации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.