Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие опасных и чрезвычайных ситуаций




ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

Введение

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Общие методические указания

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Накануне занятия студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, делают конспективные записи, вычерчивают необходимые схемы в рабочих тетрадях, изучают материалы прочитанной лекции, соответствующие стенды, схемы, изучают учебные вопросы.

Рекомендуется одному-двум из студентов поручить подготовить доклад на тему: «Понятие и виды опасных ситуаций социального характера».

 

В начале занятия преподаватель заслушивает доклад дежурного по группе, приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, соблюдение формы одежды, установленной на кафедре ректором КГМУ для студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям, согласно перечню учебных вопросов и расчета учебного времени

Опыт показывает, что наиболее защищен от всяких неприятных неожиданностей тот человек, который всегда готов к встрече с ними, владеющий определенным набором правил, как вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо для того, чтобы повысить уровень безопасности и снизить отрицательное влияние различных факторов природного, техногенного, социального характера на безопасность личности, общества и государства.

Учебная цель: ознакомить обучающихся с опасными ситуациями социального характера.

Учебные вопросы:

1. Понятия и виды опасных ситуаций социального характера.

2. Характеристика человека как элемента системы «человек-социальная среда».

Человек и общество: единство и противоречия.

3. Проблемы экономики, бедности, занятости, нехватки продовольствия.

Проблемы генетической безопасности, наркомании.

4. Межэтническое противостояние.

Религиозная нетерпимость.

5. Проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, терроризма, информационной безопасности.

 

Создавая условия для своего существования и развития, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир и тем самым вызывает его ответную реакцию – противодействие. В ходе или в результате этого противодействия он, в свою очередь, подвергается воздействию различных факторов, в том числе и социальных. При этом без серьезных последствий для себя человек переносит эти воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенный предел или уровень приемлемого риска. Далее происходит нарушение здоровья человека или функционирования социума, т. е. возникает опасная ситуация, которая в принципе еще обратима и при своевременном принятии мер может уменьшиться до приемлемого уровня или вообще исчезнуть. Однако когда процесс опасности нарастает и начинает выходить из-под контроля, то возникает экстремальная ситуация, под которой понимается опасная ситуация, представляющая реальную угрозу жизни человека или социуму в целом.

Прежде всего, необходимо уяснить, что является источником угрозы человеку и социуму в целом и каким образом опасность влияет на общественные отношения.

Если все внимание будет сконцентрировано на угрозах и опасностях (терроризм, преступность, наркомания и т. д.) без выявления порождающих их причин, предотвратить ЧС и эффективно бороться с ними невозможно.

Социальные угрозы и опасности – результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и устранения никакая безопасность обеспечена быть не может.

Чрезвычайная ситуация представляет собой обстановку на определенной территории или объекте, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности людей.

Определения ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация видов опасных ситуаций социального характера.

Многообразие опасностей, угроз и источников их возникновения требует классификации, где социальные опасности группируются по следующим признакам:

по объектам воздействия – человек, общество, государство, а также среда обитания социума;

по отношению к объектам воздействия – внутренние и внешние;

по направлениям (сферам)+ человеческой деятельности – экономические, социальные, политические, военные, культурологические, информационные, экологические и т. д.;

по масштабам – глобальные, региональные, национальные, локальные, местные и т. д.;

по способам и формам проявления – заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования и пр.;

по источникам и движущим силам (по происхождению) – природные, обусловленные деятельностью людей (техногенные, социальные);

по ожиданию воздействия на объект – внезапные, неожиданные, ожидаемые с малым временем задержки или с большим временем задержки;

по умыслу – правомерные, вытекающие из реализации правовых норм; противоправные; внеправовые;

по форме – прямые, косвенные, завуалированные, латентные, несформировавшиеся;

по времени – мгновенные, длительные, дискретные;

по последствиям – необратимые, обратимые, мутагенные, доминантные, катализирующие;

по значению – допустимые, недопустимые;

• по составу – разовые, бинарные, кумулятивные, диффузные;

по актуализации – вероятные (весьма вероятные, маловероятные), потенциальные, реальные, осуществленные;

по причинам появления – закономерные, случайные, стихийные, преднамеренные;

• по ущербу – материальный, моральный;

по величине ущерба – предельный, значительный, незначительный;

по характеру воздействия – активные, пассивные и пр.

Помимо социальных (общественных) опасностей в широком смысле существуют социальные опасности в узком понимании, т. е. опасности, получившие значительное распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью большого числа людей.

Их носителями также являются люди, имеющие различные поведенческие особенности и объединенные в разные социальные группы. Причины социальных опасностей кроются в социально-экономических процессах, протекающих в обществе. «Последствиями глубокого социального кризиса, – отмечается в Стратегии национальной безопасности РФ, – являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения».

Их главная предпосылка – несовершенство человеческой природы, поэтому наличие развитой системы организации государственной власти и гражданского общества, адекватной правовой системы является важнейшим условием предупреждения социальныхопасностей и надежной защитой от них.

Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т. д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты), суициды (самоубийства) и пр., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.

Социальные опасности могут быть также классифицированы по определенным признакам.

1. По природе, связанные:

• с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство, шарлатанство и т. д.);

• с физическим насилием (войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, терроризм, захват заложников и пр.);

• с употреблением веществ, которые негативно действуют на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение);

• с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т. д.);

• с суицидами.

2. По масштабам событий: локальные, региональные, национальные, глобальные.

3. По организации: случайные, преднамеренные.

4. По половозрастному признаку: характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей и пр.

ЧС социального характера классифицируются также по следующим признакам:

• по причинам возникновения – непреднамеренные и преднамеренные;

• по продолжительности действия – кратковременные и долговременные;

• по скорости распространения – взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся и умеренные, плавно распространяющиеся;

• по масштабам распространения – локальные, объектовые, местные, и региональные, национальные, глобальные;

• по возможности предотвращения – неизбежные и предотвращаемые.

Говоря о классификации ЧС социального характера, необходимо подчеркнуть, что они, в отличие от чрезвычайных ситуаций иного происхождения, поддаются прогнозу, так как связаны с действиями социума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.