КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прибрежные цивилизации, от которых внутрь континента поступают
Развитие идей атлантизма Последователи и ученики Спайкмена не только развивали, но и коррек- тировали взгляды своего учителя крупного представителя атлантистской линии в геополитике. Анализируя тезисы Спайкмена, его ученик Д. Мэйниг в одной из своих работ отмечает, что геополитические критерии должны особо учитывать функциональную ориентацию населения и государства, а не только географическое отношение территории к Суше и Морю. Всю территорию евразийского Rimland Мэйниг делит на вида стран в зависимости от функционально-культурной предрасположенности. В число стран первого вида вошли Китай, Монголия, Северный Вьетнам, Банг- ладеш, Афганистан, Восточная Европа»|(включая Пруссию), Прибалтика и Карелия - это пространства, органически тяготеющие к Heartland. Второй вид объединил Южную Корею, Бирму, Индию, Ирак, Сирию, Югосла- вию, т.е. геополитически нейтральные страны. Страны Западной Европы, Грецию, Турцию, Иран, Пакистан, Таиланд Мэйниг отнес к третьем виду, склонному к талассократическому блоку. У. Кирк, также последователь Спайкмена, взял за основу культурно- функциональный анализ Мэйнига, его видение теллурократической и талас- сократической предрасположенности. Он считал, что главную роль играют культурные импульсы. Степе нь интенсивности этих импульсов может быть различна. Талассократически ориентированные секторы «внутреннего полумесяца» обладают высшими культурными форматами, и им принадлежит историческая инициатива. С точки зрения американского ученого и публициста С. Коэна, все реги- оны Земли могут быть разделены на четыре геополитические составляющие: 1) внешнюю морскую (водную) среду, зависящую от торгового 2 ) континентальное ядро (nucleus), тождественное Hinterland 3) дисконтинуальный пояс («береговые секторы», ориентированные 4 ) регионы, геополитически независимые от этих трех состав- Известный американский ученый и политик Генри Киссинджер (р. 1923), занимавший в 1973-1977 гг. должность госсекретаря США, а в 1969—1975 гг. -советника президента по вопросам национальной безопасности, опираясь на идею «дисконтинуальных поясов», полагал, что политическая стратегия США состоит в объединении разрозненных «береговых зон» в одно целое, что позво- лит получить атлантистам полный контроль над Евразией, СССР. Это одно целое должно включить те «береговые сектора», которые сохраняли нейтралитет или тяготели к Евразии. Доктрина Киссинджера предлагала США действовать ме- тодом кнута и пряника: Вьетнаму - война, Китаю - сотрудничество. Он выс- тупал за поддержку режима шахиншаха Ирана М. Реза Пехлеви, националистов Украины и Прибалтики и т.п. Идеи Киссинджера тесно увязывались с доктри- ной ядерного сдерживания США и НАТО, руководство которых, определяя месторасположение американского и натов-ского ядерного оружия, учитыва- ло географические и геополитические особенности регионов. Атлантизм, являясь геополитикой моря, не чужд и новых идей, связан- ных с научно-техническим прогрессом, научно-технической революцией в военной сфере. Появление новых типов вооружений - сперва стратегических бомбардировщиков (первые из них сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки), а затем межконтинентальных, крылатых и других ракет - поколе- бали приоритет Моря над Сушей. Потребовались новые доктрины, которые вместо двух важнейших элементов геополитики (Моря и Суши) должны были учитывать воздушное и космическое пространство, предполагалось при- менение не только ядерного, но и плазменного, лазерного оружия. Эти новые элементы получили название аэрократии и эфирократии. Освоение данных двух сред, на которые совершенно не обращали внимания основатели геополи- тики, оказалось, тем не менее, продолжением талассократических теории, но на более высоком уровне. История показала, что атлантизм более динамично, наступательно использовал все среды, базирующиеся на номосе (от греч. nomos - закон, порядок) Моря. Геополитика атлантистов оказалась наступательной, а гео- политика Евразии пребывала в состоянии пассивной обороны. В сфере аэрократии СССР добился относительного паритета, но в «звездных войнах» не смог устоять, что во многом привело к поражению в «холодной войне», развалу содружества стран Варшавского договора, а впоследствии и СССР. После победы над СССР в «холодной войне» геополитическая мысль на Западе разделилась на два течения: «неоатлантизм»; С Хантингтона и «конец истории» Ф. Фукуямы. Хантингтон, пребывая на посту директора Института стратегических исследований при Гарвардском университете, изложил свою доктрину неоатлантизма в статье «Столкновение цивилизаций». В центре докт- рины стоит проблема дальнейших отношений Моря и Суши, Запада и Востока. По его мнению, стратегическая победа атлантистов над евразийцами не есть победа цивилизационная. Запад и Восток по-прежнему цивилизационно стоят далеко друг от друга. Западные ценности - это рынок, либерал-демократия, индивидуализм, права человека и т.д., вос-точные ценности - коллективизм, традиционализм соборность, патернализм и т.д. Хантинтгон утверждает, что западная идеология восторжествовала временно, что ее торжества поднимет на поверхность глубинные культур-ные слои Востока: усилится влияние религиозных факторов, в частности ислама, православия, синтоизма и буд- дизма, конфуцианства и индуизма. ная, конфуцианская (китайская), японская, исламская, индуистская, латино- американская и, возможно, африканская цивилизации. Этот фактор вновь создаст условия для противостояния Запада и Востока. Значит, делает вывод Хантингтон, надо готовиться к нему, заранее регулировать, если не сдержи- вать антиатлатистские настроения и тенденции, не допустить соединения гео- политических центров противостояния Западу в единый союз, Для этого Запа- ду следует: · более тесно сотрудничать, обеспечивая единство между США и Европой; · интегрировать в западную цивилизацию те общества в Восточной Европе и Латинской Америке, чьи культуры близки к ней; · предотвратить перерастание локальных конфликтов между цивилиза- циями в глобальные войны; · ограничить военную экспансию конфуцианских и исламских госу-дарств; приостановить свертывание западной военной мощи и обеспечить военное превосходство на Дальнем Востоке и в Юго-Западной Азии; · использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях · поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности · усилить международные институты, отражающие западные интере- Как видно из этих рекомендаций, в числе наиболее вероятных против-ников Запада Хантингтон видит Китай и исламские государства, прежде всего Иран, Ирак, Ливию, а не Россию или какие-либо другие евразийские страны. Член-корреспондент РАН М.Н. Руткевич, считает, что Хантингтон отчасти прав, особенно когда смотрит назад, обращаясь к Средним векам и первым столетиям Нового времени, когда столкновение между христиан-ством и исламом было идеологической оболочкой противостояния восточного и западного Средиземноморья и Южной Европы. Но Хантингтон заблуждается по трем важным аспектам. Во-первых,он не учитывает, что основными выразителями региональ- ных интересов на международной арене в начале XXI в. выступают не аморфные объединения под знаменем религии (Исламская конференция) и не подобные им объединения стран какого-либо континента (например, Организация африканского единства). Они раздираются внутренними про-тииворечиями и принимают решения, никого ни к чему не обязывающие. Другое дело - экономические региональные объединения, такие как Ев-ропейский Союз, НАФТА(США, Канада, Мексика), АСЕАН (объединение стран Юго-Восточной Азии) и т.д. Добавим, что Россия (в потенции, при условии экономической интеграции со странами СНГ), Япония, Китай, Индия, будучи мощными державами, факчески сами выступают в качестве региональных единиц. Кроме того, ряд региональных объединений находит-ся в процессе становления и расширения: ШОС (Шанхайская организация ШОС, МЕРКОСУР и Андская группа в Южной Америке. Возможно дальнейшее расширение АСЕАН путем объединения с Китаем либо Япо-нией и т.д. Во-вторых, Хантингтон в своей концепции не учитывает роль госу-дарств среднего и малого масштаба, а также этнических групп, которые стре-мятся создать такое государство, выделившись из| одного или нескольких существующих. Эта тенденция продолжает оставаться источником бесконеч-ных конфликтов, в которые неизбежно втягиваются региональные и гло-бальные силы. При недавнем противостоянии СССР и США за этими кон-фликтами стояли две глобальные державы, что позволяло во многих слу-чаях решать их силой в пользу одного из блоков (Вьетнам), либо сохранять до поры до времени status quo (Северная и Южная Корея). После разруше-ния СССР положение значительно осложнилось. В международном праве действуют две нормы, которые противоречат друг другу: право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства (пример недавнего времени - Черногория) и принцип неруши-мости государственных границ, закрепленный в документах ООН и Хель-синкской декларации 1975 г. в отношении Европы. США и НАТО на практике при решении международных геополити-ческих проблем руководствуются двойным стандартом, выбирая в конк-ретном случае тот или другой принцип, который сегодня представляется выигрышным. Так, после Беловежского и Алма-Атинского соглашений, ут-вердивших распад СССР, США и их союзники, а вслед за ними ООН по-спешили признать «новые| независимые государства» вопреки Хельсинк-ской декларации. Это повторилось при распаде Югославии, причем пер-вой признали независимым государством Словению... Германия, имеющая особые интересы на Балканах с давних времен, желая выйти не только| к ус-тью Дуная, но и к Средиземному морю. С другой стороны, | признание права на самоопределение 20 млн курдов, проживающих в Турции, США и странами НАТО беззастенчиво игнориру ется, так как Турция член НАТО. А сепаратистское движение| курдов в Ираке ими же активно поддерживалось, поскольку ослабляло власть враждебного им режима С. Хусейна. Большинство американских геополитиков отказываются рассматри-вать географию отдельных государств, так как те, по их мнению, в век гло-бализации экономических, политических, военных, информационно-куль- культурных и других отношений не являются более самостоятельными гео-графическими единицами. В своих работах под рубрикой «Страноведение» американские и натовские геополитики группы государств, занимающих обширную территорию, объединяют под названием «страны Бенилюкса, Юго-Восточной Азии, Центральной Африки» и т.п. Так же поступали с гео-графией в фашистской Германии, формируя «теорию больших хозяйствен-ных целых». В-третьих, Хантингтон и это основной недостаток его концепции - не может понять диалектики взаимодействия трех тенденций: глобализации, регионализации, локализации. Безусловно, глобализация является объектив-ной, ведущей тенденцией. Но она при господстве США проявляется как тенденция американизации мира при подчинении его транснациональному капиталу. Глобализация осуществляется прежде всего в интересах правящих кругов США. Об этом не стесняясь пишет бывший советник президента США 3. Бжезинский. Поэтому народы, независимые государства (например, Китай, Иран, Ирак, Индия и др.), региональные объединения, а также многочисленные политические партии и общественные организации выступают против глобализации. Пять миллиардов человек выступают против «золотого миллиарда». Е.Б. Рашковский критикует концепцию Хантингтона за то, что тот не учитывает сложность структур каждой из цивилизаций. В них идет внутренняя борьба за лидерство, политическую и религиозную власть, за обладание при-родными и людскими ресурсами и т.п. Кроме того, цивилизации испытывают не только сильные воздействия традиций оберегающих их консервативных сил (как правило), но и влияние прозападных, либерально настроенных групп, которых в прессе чаще всего называют группами влияния. В России к таковым относят группы бывшего президента СССР М.С. Горбачева, фракцию «Яблоко» во главе с Г. Явлинским, «Союз правых сил» т.п. В силу этих и других причин цивилизации находятся не в статике, а в динамике. Они обладают подвиж-ностью и могут изменяться. А религиозный фундаментализм, о котором много говорят в последние десятилетия, с трудом приемлет не только рацио-нализм, но и исторически меняющиеся традиции. Фундаменталисты всеми силами стараются утвердить традиции как нечто незыблемое, как вечную данность. Но другие неоатлантисты по-прежнему полагают, что Россия является потенциально наиболее сильным соперником США и их партнеров по НАТО. В связи с этим они призывают создать против России «санитар-ный кордон», куда вошли бы страны Восточной Европы и Прибалтики.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |