Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные качества хорошей речи




Темы 6

Экспрессивный Детски недоразвитый, сходный манерами, поведением с мировосприятием ребенка

Интенсивный Исключительный, распространяющийся на ограниченный круг предметов

Эксклюзивный Благозвучный, стройный, согласованный

Щепетильный Яркий, выразительный

Мобильный Строго, до мелочей последовательный и принципиальный в своих отношениях к чему-нибудь

Инертный Бездеятельный, безынициативный

Инфантильный Подвижный, способный к быстрому передвижению

Гармоничный Изысканный, изящный

Радикальный Напряженный, усиленный; дающий наибольшую производительность

Элегантный Решительный, коренной; придерживающийся крайних взглядов

 

 

Задание 1. Ответьте на вопросы

1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание?_______________________________________________________

2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?___________________________

3. Какое коммуникативное качество речи предполагает отсутствие в ней языковых элементов, которые чужды литературному языку, а также тех слов и оборотов, которые отвергаются нормами нравственности?

Задание 2. Дайте дефиниции данных терминов

1. Выразительность речи - __________________________________________

2. Богатство речи-_________________________________________________

3. Уместность речи-________________________________________________

4. Уместность речи бывает:

Задание 3. Какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных предложениях?

1. Я просмотрела этот сериал.____________________________________

2. Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю___________________________________________________

3. Учитель отобрал несколько книг.________________________________

4. Э..э..э..я, как говорится, имел ввиду…э..э..э.. совсем другое, как говорится, так что…э..э..э..необижайтесь._________________________

5. Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт._____________________________________________________

6. Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя.________________________________________________________

7. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. ___________________________________________________________

8. Мы взяли с собой на рыбалку удочки и меньшого брата._____________________________________________________

9. Террористов надо мочить без жалости.____________________________

10. Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ._______________________________________________________

11. Невнимательное отношение администрации рождает текучесть кадров. ___________________________________________________________

12. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя в трапезе. ___________________________________________________________

Задание 4. Укажите, какие логические ошибки допущены в данных доказательствах и утверждениях.

1. Порядок проведения студенческих научных конференций необходимо изменить по следующим причинам:

· конференции должны готовиться заранее;

· доклады, представляемые на конференцию, должны тщательно просматриваться научными руководителями;

· следует назначать ответственных за проведение заседаний секции.________________________________________________________

2. Победителями этой олимпиады будут, конечно, тольяттинцы: во-первых, у них лучшие шансы на победу, к тому же они выступают у себя дома, а дома, как известно, побеждать легче._______________________________

3. По состоянию здоровья прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 1 по 25 июня, так как профсоюз мне выделил горящую путевку в дом отдыха.

4. Я думаю, мы придем к консенсусу, хотя это решение окончательное и обсуждению не подлежит.________________________________________

5. Умерев, он завещал продолжить начатое им дело.____________________

6. С тех пор этот сувенир стоит на пустой полке с игрушками.____________

7. Он учился на тройки, и поэтому его рекомендовали в аспирантуру.____________________________________________________

 

Задание 5. Что является причиной нарушения логичности речи в данных предложениях?

1. В марафоне приняли участие школьники, студенты и рабочий класс.________________________________________________________

2. Я никогда не видела жирафа, только в зоопарке.___________________

3. Отец облокотился спиной к стене и тяжело дышал. _________________

4. В этом отделе продавались крупы, макаронные изделия и бакалея.______________________________________________________

5. Сюжеты многих восточных сказок перекликаются со сказками европейскими._________________________________________________

6. Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.______________

7. Он вернулся домой с ребенком и насморком. ______________________

8. Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма.______________________________________________

9. В самолете одни русские и сибиряки._____________________________

10. В нашем кафе можно провести все виды торжеств: юбилеи, свадьбы, панихиды. ____________________________________________________

 

Задание 6. Определите причину нарушения точности речи в данных предложениях.

1. Атом неделим. _______________________________________________

2. Затмение месяца происходит периодически._______________________

3. Он является председателем комитета по защите здоровья Госдумы РФ. _____________________________________________________________

4. Я хочу продолжить семейную династию и стать офицером.____________________________________________________

5. Это была очень длинная коса.____________________________________

6. Большинство времени он проводил в разъездах.____________________

7. Фривольное толкование закона является необходимым условием судопроизводства..____________________________________________

8. И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване._______________________________________________________

9. Участники митинга строго обсудили террористов.__________________

10. В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца. _____________________________________________________________

11. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею.__________________________________________________________

12. Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели._______________________________________________________

 

Задание 8. В каждом словосочетании замените слово «много» синонимичным существительным, передающим это значение множества. Постарайтесь не повторять одно и то же слово.

Много книг -

много дел -

много комаров -

много мыслей -

много улыбок -

много счастья -

много флагов -

много рук -

много предложений –

Задание 9. Определите причину нарушения чистоты речи в данных предложениях.

 

1. Профицит бюджета позволит увеличить ассигнования в виде субвенций и трансфертов дотируемым территориям._____________________

2. Целиком и полностью одобряю ваш план перепланировки квартиры._________________________________________________________

3. Малява должна дойти вовремя.__________________________________

4. В семье я никак не достигну консенсуса.________________________________________________________

5. Нам не нужно ни перед кем, то есть, значит, как бы расшаркиваться.____________________________________________________

6. Это что: разборки в берлоге или решение конституционных вопросов?__________________________________________________________

7. Он владеет бритишовым языком в совершенстве.______________________________________________________

8. Те продукты, которые ложат на стол, входят в понятие «продуктовая корзина».__________________________________________________________ 9. Баз находится на самом юру. ______________________________________

Задание 10. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 10 минут подберите и запишите как можно больше слов с корнями «добро» и «благо», а потом подсчитайте их количество. Оцените, насколько разнообразны подобранные вами слова (по составу, по частям речи, по суффиксам и т.д.)

Добро _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Благо _______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 5 минут подберите синонимы к данным словам:

консалтинговый____________________________________________________

эксклюзивный______________________________________________________

компетентный______________________________________________________

интеллигентный____________________________________________________

консенсус__________________________________________________________

презентация_______________________________________________________

коалиция__________________________________________________________

коммивояжёр______________________________________________________

конфронтация______________________________________________________

ратифицировать____________________________________________________

адаптировать_______________________________________________________

завуалировать______________________________________________________

регламентировать__________________________________________________

 

З адание 12. Укажите, какая уместность речи (стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая) нарушена в данных ситуациях.

1. Выступая перед учениками первых классов с лекцией о необходимости охраны окружающей среды, лектор использует такие научные термины, как «техногенный риск», «человеческий фактор», «озоновая дыра» и т.д.____________________________________________________________

2. Вы пишете отчет о командировке и используете разговорные или жаргонные слова.______________________________________________

3. Вы встречаете коллегу, у которого недавно случилось несчастье, и начинаете восторженно рассказывать о своих радостях._____________________________________________________

4. Вы – преподаватель, приходите с лекцией к студентам и, вместо лекции, рассказываете им веселые истории из своей жизни._________________________________________________________

5. Вы – начальник, и, приходя домой, разговариваете со своими родными так же, как на работе.____________________________________________

6. Научный руководитель объясняет Вам, как работать над курсовой работой, и сыплет терминами, не объясняя их значения.

7. Вы пишете письмо другу и обращаетесь к нему: «Уважаемый друг! Выражаю благодарность за то, что ответил мне. Довожу до твоего сведения…»____________________________________________________

8. Вы знаете, что Ваша подруга сильно переживает из-за своей фигуры, однако Вы любой разговор обязательно переводите на эту тему.

Задание 13. Определите, какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных текстах, представляющих официально-деловой стиль.

1. Текст заявления руководителю администрации поселка. Прошу обеспечить моих родителей сеном и кормами.___________________________

2. Текст поздравления юбиляру. Уважаемая Ирина Николаевна! Поздравляем Вас с юбилеем! 50 лет – это не возраст. Желаем Вам расти и дальше!___________________________________________________________

3. Текст приглашения. Уважаемый Семен Яковлевич! Приглашаем Вас на конференцию, посвященную юбилею нашего университета! В конференции принимают участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Будет классная тусовка! Оргкомитет.________________________________

4. Текст объяснительной записки студента декану. Я пропустил неделю занятий. Прошу меня извинить, но на это были причины личного характера, о которых я, к сожалению, Вам сказать не могу, но клянусь, что это очень уважительная причина, и, если бы я мог сказать, Вы бы меня извинили. Студент Прохоров Б.Ю. ____________________________________________

5. Текст доверенности. Прошу выдать мою заработную плату моему другу Петрову И.В., так как он мой друг и я ему доверяю. Я уверен, что он меня не обманет. Сидоров Т.Б.____________________________________

6. Текст выступления на защите дипломной работы. Я выношу благодарность своему научному руководителю, Сан Санычу, чьи советы и замечания помогли мне выполнить данную работу на должном уровне._________________________________________________________

Задание 14. Определите по словарю, какие значения имеют данные префиксы. Приведите слова с этими префиксами.

 

Префикс Значение Слово
Анти-    
Би-    
Де-    
Инфра-    
Контр-    
Нео-    
Поли-    
Ре-    
Квази-    
Макро-    
Микро-    
Суб-    
Уни-    
Экстра-    

Самостоятельная работа

Проверим грамотность! Вставьте, где необходимо, вторую согласную.

Дис...танция, дис...идент, дис...ертация, дис...онанс, гал...ерея, дес...ерт, дес...ант, кор...онация, кор...нишон.

Поработаем со словами! Отнесите слова с соответствующими им значениями. Внимание! Среди данных слов есть многозначные!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.