Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индийская мифология




Одним из наиболее богатых и своеобразных пластов индийской культуры является мифология. Наиболее обширным источником мифологических представлений древней Индии можно считать «Веды». По мнению ариев, они наполнены божественным откровением.

Значительное большинство ведических богов, как и в других древних мифах, связано с природой. Некоторые из них олицетворяют определенные качества души. В ведической мифологии насчитывается 33 земных, «атмосферных» и небесных, высших богов, среди которых так и не удалось установить достаточно четкую иерархию. Возможно, это связано с тем, что «Веды», скорее всего, вобрали в себя и верования дравидов, коренного населения Индии. Достаточно сказать, что в ряде более древних книг удалось насчитать 3333 (!) бога. Впрочем, мудрец Яджнявалкью, назвав такое число, добавил, что это — различные проявления 33 главных богов, а, в сущности, бог один. Если невозможно однозначно выделить верховное божество, то можно установить, по крайней мере, что наиболее популярным богом в «Ведах» является Индра, который олицетворяет силу, плодородие и, при этом, мужское начало. Этот творец неба, солнца, зари, вдохновитель поэтов и певцов, постоянно сопровождаем божествами дождя и ветра. Судья и хранитель закона — бог Варуна, наказывает за грехи не только людей, но и богов. На людей он насылает болезни и стихийные бедствия. Агни — бог огня, похищенный с неба одним из жрецов, Сома — хранитель божественного напитка, Сурья — солнце, Ушас — заря, Ваю — ветер, Сарасвати — дочь молнии.

Сотворение мира происходит в «Ведах» из некой первоначальной неразличимой пустоты. Первоосновой его стало тысячеглазое, тысячеголовое, тысячерукое и тысяченогое существо Пуруша, расчлененное богами. Властитель царства мертвых — Яма. В нем люди встречаются с тенями своих предков. Индоарии, еще не возводившие храмов, задабривали богов жертвоприношениями на пирах в их честь.

Во второй половине I тысячелетия до н.э. была завершена редакция Брахман — комментариев к Ведам для жрецов, а также Упанишад и Араньяков. В брахманизме творец Вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в безбрежном океане. Сила его мысли делит яйцо на две части — небо и землю, затем образуются вода, огонь, земля, воздух, боги, звезды, время, животные и растения, мужское и женское начало, люди. Брахма обычно изображается четырехглавым гигантом, сидящим на лотосе, священном цветке индусов. В его руках — ритуальный кувшин с водой, ложка со священным маслом для жертвоприношений, жезл, священная книга.

По слову Брахмы родился бог Вишну, один из главных в индийской мифологии, хранитель всего существующего. Вишну изображается великаном, лежащим на космической змее Шеше. Он погружен в сон, выходя из которого творит миры. Вишну летает на исполинском орле с получеловеческим лицом — Гаруде, жена его — прекрасная Шри-Лакшми. В «Бхагавадште» описывается девять нисхождений его в мир в девяти различных воплощениях.

Из лба Брахмы, сморщенного во гневе, явился другой бог, Шива, олицетворение одновременно плодородия и разрушения. Шиву окружают духи и призраки, на его шее — ожерелье из черепов, он незримо присутствует на полях битв, в местах сожжения трупов, перекрестках (они в Индии считаются опасными местами). Противоречивость образа Шивы, причастность одновременно разрушению и возрождению, возможно, связаны с тем, что он пришел еще из мифологии Хараппы и Мохенджо-даро, то есть из глубочайшей древности. Добавим сюда и то, что в индийской мифологии и религии окружающий нас мир — лишь видимость, иллюзия. На лбу Шивы — третий глаз, символ высшей мудрости, а горло его черно от яда, выпитого для спасения богов, его тело обвивают змеи, оно покрыто золой — символом аскетизма и чистоты. Шива — великий любовник и прекрасный семьянин, его символ — лингам (фаллос), мощь его в энергии шакти, животворящей силы, накапливаемой в медитациях. Танцующий Шива — одно из наиболее популярных изображений в индийском искусстве.

Животворность или разрушительность Шиву зависят от отношений с его женскими ипостасями. Жены Шивы, которым поклоняются в Индии, часто изображаются с зеркалом — как его отражение, усиление, умножение. Шива созерцателен и аскетичен, жены — активны и деятельны, в момент их соития божественная энергия многократно умножается. Ей поклоняются в тантризме, завершающем уже индуизм. В тантризме человеческое тело рассматривается как космос с шестью энергетическими центрами — чакрами. Высшая из них соответствует головному мозгу, где она соединяется со своим атманом — духом, как Шива с Шакти. В итоге достигается полное освобождение, родственное состоянию нирваны. Однако тантризм предупреждает — пробуждение чакр доступно и позволительно только подготовленным людям.

Индуисты делятся на вишнуистов и шиваистов, но оказалось возможным и их примирении в концепции тримурти, единого бога в трех ипостасях (Брахмы, Шивы и Вишны). В индуизме отчетливо проступает идея цикличности вселенной: мир гибнет, когда Брахма засыпает, с его пробуждением он оживает.

Религиозно-мифологические представления индийцев нашли выражение в самобытных в самобытных праздничных ритуалах. В конце октября в Индии отмечается праздник полной луны, есть праздники в честь священного дерева, змей и других представителей животного мира, среди которых индийская мифология особо выделяет обезьян и коров. Самый массовый и продолжительный праздник — с января по февраль проводится у слияния Ганга и Ямуны. Раз в 12 лет сюда приходят для священного омовения до 5 миллионов людей. Самый красочный индуистский праздник, Холи, отмечается в день полнолуния в период март-апрель и символизирует весеннее расцветание природы. На перекрестках изгоняют злых духов кострами, все поливают друг друга, подкрашенной водой, невзирая на различие полов и даже каст, обнимаются и угощаются сладостями. Этот праздник посвящен победе пастуха Кришны над дьяволицей Холика. В этот же период празднуется день рождения царевича Рамы. Конечно, есть праздник и в честь Шивы, Шиваратри, с экзальтированными плясками. Герой еще одного праздника — Ганеш — бог с головой слона, восседающий на лотосе, покровитель знаний и искусств, устроитель препятствий.

Индийские праздники в равной мере могут считаться частью не только религиозно-мифологических, но и художественных традиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.