Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественная культура. Художественная культура Индии — не только одна из богатейших, ей посчастливилось еще и достаточно хорошо сохраниться




Художественная культура Индии — не только одна из богатейших, ей посчастливилось еще и достаточно хорошо сохраниться. Прежде всего сказанное относится к уже неоднократно упоминаемым «Ведам». Веды представляют обширную панораму всей жизни древней Индии. Они содержат сведения о повседневном труде, войне и мире, борьбе за власть, в них можно найти сведения об агрикультуре, обработке металлов, медицине, математике, шахматах. В содержание «Вед» входят также басни и сказки, порой — с элементами сатиры. К ведическому канону примыкают эпические поэмы «Рамаяна» (IV—III вв. до н.э.) и «Махабхарата» (V—IV вв.), а также «Родословная Кришны» (IV в. до н.э.) и священные тексты — пураны, созданные уже в I тысячелетии нашей эры.

«Рамаяна» повествует о приключениях принца Рамы, освободившего свою жену Ситу от демона Раманы, унесшего ее на остров Ланка — здесь в сказочной форме нашло отражение продвижение арийских племен на Юг. «Махабхарата», или «Великая битва Бхаратов», по объему в восемь раз больше созданных в ту же эпоху «Одиссеи» или «Илиады». Ее 107 000 двустиший рассказывают о войне за власть в стране, упоминаемой еще в «Ригведе». Здесь эта война представлена как битва народов, предвещающая конец света в нынешнем его состоянии. Особое место в культурной истории человечества занимает философская часть «Махабхараты», «Бхагавадгита». Она включает раздумья о смысле жизни, о карме и дхарме, связи человека с мировым процессом.

Полководец Арджуна, увидев в рядах противников своих родственников и учителей, поначалу отказался сражаться (хотя Кришна все же вынудил его к исполнению долга — дхармы). Однако мысль о бессмысленности войны, иллюзорности достигнутых в них побед затем проходит через всю индийскую литературу и религию. Глубокой горечью оказывается полон правивший в III веке царь Ашока: одерживая все новые победы и расширяя свои владении, он пришел в ужас от цены — пролитой с обеих сторон крови.

В эпической литературе содержатся развернутые образцы идеального воспитания. Мудрый Кришна и царевич Рама были примерами человеческого совершенства, владея разнообразными умениями и искусствами, ведийской ученостью. Исполненные высочайших достоинств, они не кичились ими, были чисты душой, приветливы и почтительны в обращении. Чрезвычайно интересно изображено, как учился у божественного Кришны царевич Арджуна. Кришна задавал вопросы, ставил перед ним различные цели, расширяя и углубляя их и тем самым побуждая ученика к самостоятельному поиску истины, выработке методов познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, победы в котором вели Арджуну к совершенству.

«Веды», «Упанишады», «Махабхарата», «Рамаяна» — своеобразная энциклопедии народной мудрости. Вот ее образцы: «Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость»; «Бесполезна ученость, лишенная добродетели».

Значительным памятником индийской культуры является созданная в IV веке Калидасой поэма «Облако-вестник». Попавший в плен воин просит облако передать любимой, как он томится по ней. По преданию, Калидаса был бедным и необразованным бедняком, которого жена выгнала из дома. Проведя ночь в храме богини любви, Кали, он приобрел знания и поэтический дар.

Огромное место в индийской культуре во все времена занимали музыка, пение и танцы. Неотъемлемой частью народных празднеств всегда был театр «сангит», объединяющий пение, игру на национальных инструментах, танец, богатый выразительной мимикой. Без музыки, пения, танцев не обходится и сейчас ни один индийский кинофильм. Весь мир пленили песни из кинофильмов «Бродяга» и «Господин 420»; со знаменитым Раджем Капуром в главной роли, повествующих о жизни, горестях и радостях простых людей.

Высочайший художественный уровень присущ индийскому изобразительному искусствускульптурам, фресковой живописи, дворцовой и городской архитектуре, парковому искусству. Дворец царя Ашоки (273—232 гг. до н.э.) в Паталипутре имел три яруса, балконы и арки, был украшен статуями и росписями богов и людей. Ашока насадил рощи для отдыха простых людей, распространены были загородные парки. Мировой известностью пользуются пещерные храмы Аджанты, которые строились буддистами с III в. до н.э. Росписи Аджанты характерны эротикой, лишенной какой-либо непристойности. Можно лишь попытаться представить себе, как были шокированы первые европейцы (португальцы), наткнувшиеся в джунглях на знаменитый Голубой храм, стены которого облеплены скульптурами божеств, совокупляющихся в самых невероятных позах. Здесь не было, однако, никакого богохульства, а лишь выражение мысли о природосообразности, естественности любви — даже для богов. Тем же можно объяснить и появление «Кама-сутры», знаменитого индийского трактата об искусстве любви с обилием иллюстраций. Небольшие, гармоничные, изящные храмы появились в IV—V вв. н.э., в эпоху династии гуптов. Большую художественную ценность представляют в них скульптуры, роспись и резьба, выполненные с высокой реалистичностью и композиционным мастерством. В эпоху Гуптов создавались также монументальные каменные скульптуры.

Значительный архитектурный и художественный интерес представляют также ступы — культовые буддийские сооружения. Их форму определил Будда — когда его спросили, каким он хочет видеть свое погребальное сооружение, он постелил плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. В Индии усопших не хоронят, а сжигают (из-за жаркого и влажного климата), и многие выдающиеся люди Индии завещали развеять их прах после сожжения над священной рекой Ганг. Это — еще одно из свидетельств любви индийцев к природе, их вращенности в нее.

В художественной культуре индо-буддийского Востока упор делается на скрытой, не вполне явленной красоте, требующей неспешного созерцания и проникновения, размышления. Подобная созерцательность определила и особенности индийской науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.