Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Японская мифология




В японской мифологии переплелись синтоизм, буддизм и возникшая на их основе (с включением элементов даосизма) поздняя народная мифологическая картина мира. Древнеяпонская мифология запечатлена в многочисленных памятниках — «Кодзики» («Записки о делах древности», 712 г.), «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.), «Записи о землях и обычаях» (VIII в.), «Когосюи» («Собрание древних слов», нач. IX в.) и др. «Кодзики» считаются священной книгой религии синто.

Содержание первых двух, наиболее старинных свитков позволяет выделить в них три основных мифологических цикла. Первый из них происходит на «равнине высокого неба», а затем в царстве мертвых. Следующие два повествуют о событиях, происходивших на вполне реальных японских землях. Героями всех циклов выступают боги — ками, или микото, одни из которых подобны людям, другие же олицетворяют некие абстрактные сущности. Существует иерархия богов — от небесных до земных.

В японской мифологии нет единого творца мироздания, демиурга. В отличие от более древних мифологий, здесь все начинается не с хаоса, а с первоначального и элементарного порядка, одновременно с которым появляются и боги-ками (См. Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 685). Первые боги не имеют пола, и их задача — создание земной тверди — из массы, подобной жиру, путем перемешивания ее копьем. Лишь более поздние боги, вступив в брак, рождают острова, составляющие Японию, а затем богов-духов, которые должны эту землю заселить. Помимо очевидной антропоморфности, характерной особенностью японской мифологии является широкое отражение в ней древней веры в магию. Японские мифы больше похожи на смесь различных суеверий, чем на связную сюжетную систему. В них вычленяется много сказочных мотивов и сюжетов, явно более позднего происхождения, более «земных», чем основные сюжетные линии.(Там же. С. 586).

Позже в японскую мифологию начинают привноситься черты буддийских представлений. При этом персонажи буддийской мифологии выступают не в своей обычной ипостаси, а в измененном обличье — обычно святыми, творящими чудеса. Чрезвычайно популярной среди простых японцев стала мифологическая бодхисатва — женщина, Каннон, наделенная пониманием их личных нужд, состраданием к людям, чего не было у синтоистских богов. Еще одним важным героем мифов стал царь страны мертвых, Эмма (санскр. — Яма), который воздает людям за их грехи и добродетельные поступки, причем не в будущих рождениях, а в этой жизни. Переплетение буддизма и синтоизма прослеживается во всем пантеоне богов, которые чаще всего двуедины: тот или иной будда являет себя через определенное божество синтоизма (напр. Вайрочана в облике Аматэрасу).

Влияние буддизма дополнило мифологическую космологию сложными представлениями о мировой вертикали — горе и шести мирах, в которых перерождаются умершие. В народной мифологии, однако, эта картина вскоре упростилась и приземлилась: небеса и адские судилища в представлениях японцев стали отождествляться с реальными горами, издавна считавшимися обиталищем ками. Постепенно стали отходить на задний план и представления о нирване (яп. сатори).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.