Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности латиноамериканской культуры в ХХ веке




Если латиноамериканцев спросить, что больше всего их волнует, радует или печалит, что принесло наибольшую славу Латинской Америке, то большинство (особенно мужчин) — будь то в Аргентине или Бразилии, Мексике или Гондурасе ответит: «Футбол!» Вряд ли можно встретить человека, которому неизвестно имя легендарного Пеле (Эдсона Аррантеса ду Нашименту). Сборная Бразилии пять раз становилась чемпионом мира по футболу, дважды — Аргентина, даже маленький Уругвай — дважды чемпион мира. Вся Бразилия рыдала, когда их сборная в финале 1950 года проиграла на специально построенном стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро, крупнейшем в мире, уругвайцам. «Маракана» извивается, вопит, поет, танцует, стонет и рыдает как мифическое чудовище в 200 тысяч голосов и душ, то же происходит в других городах и странах. Футбольные победы выливаются в национальные празднества, поражения — в бедствие и позор. Футбольным кумирам прощают все, а вот когда сборная Бразилии не смогла стать чемпионом мира в третий раз подряд (в 1966 году), то она долго не могла вернуться на родину, родственники скрывались, а болельщики жгли на улицах чучело тренера. Где еще в мире, кроме Латинской Америки, могла произойти футбольная война — не в образном, а буквальном смысле. После окончания матча Сальвадор-Гондурас болельщики начали кровавое побоище на трибунах, на следующий день эти государства объявили друг другу войну, произошли даже бомбардировки территории врага. Слава богу, что латиноамериканцы вспыльчивы, но и отходчивы. Был даже случай, когда убили колумбийского футболиста, забившего на чемпионате мира гол в собственные ворота. Правда, есть подозрение, что это было связано с махинациями на тотализаторе.

Стать футболистом — мечта любого мальчишки в Бразилии, Колумбии, Чили. Помимо романтики, для многих из них это — единственный путь выбраться из нищеты, из фавел, грязных хижин. Ведь мальчишки, играющие в футбол на многокилометровых пляжах Копакабана и Ипанема в Рио, видят проносящиеся рядом сверкающие машины, роскошные белые здания через улицу. На фоне футбольного безумия остаются не столь замеченными достижения той же Бразилии и других латиноамериканских стран в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, теннис, бокс, бейсбол, автогонки. Всемирной популярностью пользуются марафонские забеги, проводимые в бразильском Сан-Паулу в ночь на Новый год.

Национальным событием являются знаменитые карнавалы в Рио-де-Жанейро. Готовятся к ним целый год, то есть весь промежуток между карнавалами. Длятся они несколько дней, необычно красочные и зажигательные, выводя на улицы не менее миллиона людей. Латинская Америка дала миру такие зажигательные танцы, как танго, самба, румба, а в конце XX в. — ламбада. Трудно поверить, что появившись в начале XX в., танго подвергался преследованиям как непристойный танец. В области классической музыки всемирной известности достигли немногие композиторы Латинской Америки (самый значительный — бразилец Эйтор Вилла-Лобос), но латиноамериканская музыка стимулировала творческие поиски многих европейских композиторов (Д. Мийо, А. Жоливе). Бразилия дала миру также известных джазовых музыкантов — Антонио Карлоса Жобима, Аструд и Жоао Жилберто.

Невероятный темперамент латиноамериканцев удивительным образом сочетается с исключительной набожностью, глубокой религиозностью, привнесенной на континент еще испанцами. Это, конечно, придает особое своеобразие латиноамериканской культуре. Характерным сочетанием религиозности и смелой архитектурной фантазии является гигантская беломраморная фигура Иисуса Христа, буквально распростертого над Рио-де-Жанейро. Вообще Рио считается одним из красивейших городов мира. Центральную его часть занимает мыс, огибающий бухту Гуанабара. Здесь находятся административные и фешенебельные жилые кварталы, проходят многокилометровые авениды, пятикилометровая набережная Копакабана с идеальной дугой пляжей, которая упирается в живописную гору Пан-ди-Асукар («Сахарная голова»). За ней находится еще более высокая и живописная гора Корковадо («Горбун»), воспетая даже в джазовой музыке. А теперь на ней находится еще и скульптура Христа. Своеобразной достопримечательностью Рио являются его фафелы-кварталы лачуг, занятых миллионом жителей и теснящихся на склонах гор. Склоны гор — удел бедняков по всей Латинской Америке. Так, самый высокогорный в мире из городов-миллионеров, Ла-Пас (Боливия) находится в основном на высоте 3600—3700 м, а лачуги лепятся до 4100 м.

Рио — далеко не единственная гордость латиноамериканской архитектуры. Нынешняя столица Бразилии — город Бразилиа был построен (с 1957 по 1960 гг.) специально, чтобы разгрузить гигантский Рио, в пункте, близком к географическому центру страны. Это — суперсовременный город, в создании которого всемирно знаменитые архитекторы Оскар Нимейер, и Л. Кошта применили новейшие градостроительные идеи (Нимейер, трагически погибший, — автор также известных проектов в Париже и других городах). Город Бразилиа напоминает очертание самолета, в «крыльях» которого (размахом до 12 км) находятся жилые кварталы, а в «фюзеляже» — административные. Город, возведенный из стекла и бетона в пустынной местности, утопает в зелени, вся его планировка пронизана идеей конструктивной функциональности. Тем не менее, он не привлекает туристов, как и гигантский промышленный мегаполис Сан-Паулу, славный также музеем современного искусства и одним из богатейших в мире художественным музеем. В годы первых футбольных триумфов Бразилии из него дерзко, в один прием (где еще такое возможно!) было похищено свыше 200 ценнейших картин, которые затем отыскивались годами.

Большую привлекательность представляет для туристов столица Аргентины, Буэнос-Айрес, «самый европейский из латиноамериканских городов», «латиноамериканский Париж», яркий образец колониальной архитектуры (основан в 1536 г.). Центр Буэнос-Айреса считается одном из красивейших городских районов мира — с роскошными дворцами, зелеными особняками, одним из самых широких в мире (140 м) бульваров — Авенидой 9 июля.

Самой длинной в мире (50 км) является Авенида Инсурхентес (Повстанцев) в Мехико, крупнейшем по населению (25 млн.) городе мира. В городе сохранились ацтекские пирамиды, к XVI—XVII веку относятся известные памятники колониальной архитектуры. Находкой уже ХХ века явились гигантские фресковые росписи, выполненные на фасадах внутри крупных административных и жилых зданий получившими мировую известность мексиканскими художниками Давидом Альфаро Сикейросом (1896—1974), Диего Риверой (1886—1957), Хосе Клементе Ороско (1883—1949), Руфиньо Тамайо (1900—1991). Помимо самой техники живописи, особый колорит их творчеству придало сочетание мифологической тематики, глубоких народных корней и остро выраженной гражданской позиции. Ороско был участником мексиканской революции 1910—1917 гг., Сикейрос и Ривера состояли в Коммунистической партии Мексики. Обобщенные картины труда и революции, богатой истории и мифологии народов Мексики украшают Национальный дворец, Министерство просвещения, Дворец изящных искусств, клуб профсоюза электриков, Полифорум, Международный Ленинский проспект в Мехико. Дальше от политики и ближе к мифологии фрески Тамайо, менее монументальные, более ритмически-гибкие. Характерны названия самых известных фресок современного Мехико: «Новая свобода», «Повстанцы армии Сапаты», «Мать Земля», «Человек на перепутье», «Человек в пламени».

Всемирной известностью пользуется художественная литература Латинской Америки. Многие писатели и поэты Латинской Америки — лауреаты Нобелевской премии. Назовем прежде всего таких, как чилийский поэт — коммунист Пабло Неруда (1904—1973), колумбийский прозаик Габриэль Гарсиа Маркес (р. 1928; «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет», «Хроника объявленной смерти»), утонченнейший аргентинский писатель, много лет проживший в Париже, Хулио Кортасар (1914—1984; автор романа «Игра в классики», великолепных циклов новелл с оттенком мистики), мексиканец Карлос Фуэнтес (р. 1928 г. «Спокойная совесть», «Сожженная земля»), кубинец Алехо Карпентьер (р. 1904 г. «Век просвещения»), венесуэлец Мигель Отеро Сильва (р. 1908 г.; «Когда хочется плакать, не плачу»), бразильский писатель-коммунист Жоржи Амаду (р. 1912 г.; «Тереза Дешкейру»).

В последнее десятилетие исключительную известность приобрел еще один бразильский писатель, наш современник Пауло Коэльо (р.). Начав писать после пятидесяти лет, он за короткое время приобрел множество поклонников во всем мире, включая Россию — сказками-притчами, самая известная из которых, «Алхимик», издана в 117 странах. Впрочем, придирчивые ценители считают, что его творчество — лишь более изысканный вариант выбивающих слезу, красиво-сентиментальных бразильских и мексиканских сериалов, много лет не сходящих с экранов наших телевизоров («Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут» и т. д.). Есть и подлинно высокохудожественные кинофильмы, известные во всем мире, прежде всего бразильские «Генералы песчаных карьеров» и «Там, где кончается асфальт». Мелодия из него была чрезвычайно популярна во всем мире в 60-е гг.

Полярность вкусов, художественного уровня, характерная для всего мира, в Латинской Америке ощущается особенно остро — ведь здесь очень высокий, по мировым стандартам, уровень безграмотности. Не обладая достаточными материальными средствами для решения этой проблемы, страны Латинской Америки имеют интересные концептуальные разработки в области самой философии образования. Здесь прежде всего должен быть назван бразилец Паулу Фрейре. Критикуя традиционную модель образования, он остроумно называет ее банково-депозитной («Что вложил, то извлек»). Эта модель ущербна тем, что делает упор на объем знаний, а не глубину, на накопление, а не развитие, между тем как в условиях современных темпов роста информации образование просто не в состоянии на дальнейший экстенсивный рост. К тому же любые накопления, лежащие мертвым грузом, подвержены инфляции. Что такое инфляция, хорошо знакомо жителям латиноамериканских стран, чья валюта, не обеспеченная стабильной экономикой, обесценивается буквально со дня на день. Бразилия и Мексика — крупнейшие должники Международного валютного фонда.

Латинскую Америку постоянно сотрясают политические и экономические кризисы, перевороты, а ее темпераментные жители, отчаявшись, часто ищут выход в разгромах магазинов, столкновениях с полицией, в революционной борьбе. После победы на Кубе (в 1961 г.) кучки повстанцев во главе с Фиделем Кастро в Латинской Америке чрезвычайно популярной стала идея «экспорта революции». Такой экспорт пытался произвести кубинский революционер, бывший врач с вдохновенным лицом и интеллигентной бородкой, Эрнесто Че Гевара. Он был убит боливийской полицией, тело расчленено на части. Латинская Америка «прославилась» своими террористами — Д. Меркадором, убившим в 1940 г. в Мексике Льва Троцкого, и кровавым революционером Карлосом Ильичем Рамиресом Санчесом, объявленным в международный розыск и долгие годы, до развала социалистической системы, скрывавшимся под прикрытием КГБ в Венгрии.

Цивильным путем пытался построить социализм другой врач, чилиец Сальвадор Альенде (1908—1973). Победив в результате выборов, он ввел большие льготы для трудящихся, вплоть до бесплатных обедов. Государственная перестройка экономики по социалистическому образцу, однако, оказалась неэффективной. В этой ситуации западные сырьевые монополии, теряющие огромные прибыли, сделали все, чтобы Альенде не смог победить на следующих выборах. Однако даже в этих условиях народ выразил ему свое доверие. Чили — страна узкая и длинная, и перевозки осуществляются там грузовым транспортом. Вскоре были подкуплены водители грузовиков, получившие месячную зарплату с одним условием — не выходить на работу, «пока все не уляжется — вы нужны своей родине». Эта акция, парализовавшая страну, обошлась всего в 4 миллиона долларов, в завершилась военным переворотом. Пришедший к власти генерал А. Пиночет превратил страну в концлагерь. Людей сгоняли на стадионы, где больше не было футбола, на стадионе Сантьяго был зверски замучен популярнейший певец Виктор Хара, тысячи людей сосланы на приполярные острова. Весь мир выражал свою симпатию народу Чили, а американские экономисты опробовали на этой стране модель капитализма для диктаторского режима, получив за это Нобелевскую премию. Не увенчалось успехом насильственное строительство социализма на Кубе. Многие люди и до сих пор — успешно или безуспешно пытаются бежать с «Острова свободы». Таким образом, новейшая история Латинской Америки неоднозначна и поучительна также для исследователей проблем политической культуры.

 

Вопросы и задания.

1. Где располагается Латинская Америка? Расскажите о происхождении этого названия.

2. Чем обусловлено своеобразие латиноамериканской культуры? Каковы особенности менталитета и образа жизни латиноамериканцев?

3. Назовите наиболее интересные черты латиноамериканской культуры ХХ века.

4. Каких вы знаете писателей и художников Латинской Америки, назовите их произведения.

 

Рекомендуемая литература

Знаменитые столицы и города мира. М., 2000.

Культура Латинской Америки. Энциклопедия. / Отв. ред. Пичугин П. А. М., 2000.

Максаковский В. П. Географическая картина мира. М., 1996.

Нации Латинской Америки. Формирование. Развитие. М., 1964.

Полевой Б. В. Искусство стран Латинской Америки. М., 1967.

Ревуненков В. Г. История Латинской Америки в новейшее время. М., 1963.

Фесуненко И. Бразилия и бразильцы. М., 1976.

Фостер У. Э. Очерк политической истории Америки. М., 1955.

 

 


Глава 3. Культура США XVII—XIX вв.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.