Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественная культура США XVII — XIX вв




Философия и религия в период формирования США и в XIX веке.

Первые поселенцы на территории Северной Америки были вполне набожными людьми, принеся с собой идеологию протестантизма, точнее пуританизма (от pure — чистый), господствовавшего в Великобритании. Как радикальная форма христианства, пуританизм был нетерпим к любым вольностям, рассматривая и философию как «служанку богословия». В Америке же возникла и до сих пор существует (в районе Соленых озер) секта староверов — мормонов («Святых последнего дня»). Влияние пуританизма (в том числе на философию) было особенно значительным в Новой Англии (6 штатах на Северо-Востоке США, включая Массачусеттс, откуда берет начало история государства). Наиболее влиятельные религиозные философы этого периода — С. Джонсон (1696—1772) и Дж. Эдвардс (1703—1738), выступавшие с кальвинистской идеей предопределения.

Свежую струю в американскую философию внесла война за независимость 1775—1783 гг., сопровождавшаяся подъемом гражданского и политического сознания. Конец XVIII в. прошел уже под знаком философии просвещения. Идеологами американского Просвещения стали Томас Джефферсон (1743—1826), автор проекта Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787), третий президент молодого государства; Т. Пейн (1737—1809), автор «Века разума» (1794) и И. Аллен (1737—1789), провозгласивший разум единственным оракулом человека (1784). После завершения войны за независимость религиозная философия стала возвращать позиции, прежде всего усилиями бостонских трансцендеталистов во главе с Ролфом У. Эмерсоном (1803—1882), который был еще и родоначальником американской романтической поэзии. Ведущие его идеи — нравственного самосовершенствования и пантеистический культ природы. Значительное влияние приобрела также «шотландская философия», выступавшая с консервативных, благонамеренных позиций «здравого смысла» — в лице Н. Портера (1811—1892) и Дж. Мак-Коша (1811—1894). В этот же период возникло американское течение эволюционизма, подводившее под идею эволюции религиозную основу — Дж. Фиске (1842—1901), Дж. Леконт (1823—1881). Еще одной школой американской философии конца XIX в. стала сент-луисская во главе с У. Т. Гаррисом (1835—1909). Стоя на классических позициях объективного идеализма, она в значительной степени способствовала отделению философии от богословия, организовала первые в США философское общество и философский журнал. Вскоре стала издаваться (в Бостоне) газета «Christian Science Monitor» («Направник христианской науки»), одна из влиятельнейших и по сей день. К концу XIX в. стали появляться и труды Уильяма Джемса (1842—1910), родоначальника прагматизма.

 

Своеобразие американской культуры ощутимым образом проявилось в литературе. На протяжении первых полутора веков американской истории она также имела, как правило, религиозную направленность, в том числе в публицистической форме. Родоначальником светской литературы в США считают С. Сьюола (1652—1730), проводившего антимонархические и антирабовладельческие идеи. Первым национальным поэтом США и первым профессиональным журналистом стал Филипп Френо (1752—1832), певец Французской и Американской революций. Идеи Просвещения защищала в литературной форме первая негритянская поэтесса, Филлис Уитли (1753—1784).

Классики мирового значения появились в американской литературе уже в XIX в. Прежде всего это Фенимор Купер (1789—1851), крупнейший представитель романтизма. Его романы «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан» воспевают первопроходцев Америки, с уважением описывая и противостоящих им индейцев. Другой писатель-романтик, Вашингтон Ирвинг (1783—1859), считается родоначальником американской новеллистики. Его перу принадлежат сборники «Книга эскизов», «Рассказы путешественника», юмористическая «Хроника Нью-Йорка», жизнеописания Х. Колумба и Дж. Вашингтона.

Уникальным в своем роде мрачным романтиком был Эдгар Аллан По (1809—1849). Остропсихологическими, близкими к детективному жанру произведениями этого писателя зачитываются люди всех возрастов, каждый раз воспринимая по-новому его рассказы «Убийство на улице Морг», «Бочонок Амонтильядо», «Золотой жук», «Низвержение в Мальстрем», полные мистики стихи («Ворон», «Колокола» — на текст последнего замечательную музыку создал С. Рахманинов). Всем известно знаменитое «Nevermore» Алана По. Мастером красивой, подлинно романтической новеллистики был Натаниэль Хоторн (1804—1864). Романтика подвига, непрерывного поединка между неуемным одноногим капитаном-фаталистом и смелым, умным, свободолюбивым китом описана в романе «Моби Дик» (1851) Германа Мелвилла (1819—1891). Имя этого кита взял в качестве псевдонима популярный рок-певец Моби, далекий потомок писателя.

Еще одно течение романтической литературы представляют философ Р. Эмерсон и Генри Торо (1817—1862), автор книги «Уолден, или жизнь в лесу». Жизнь в мире природы представляется им средством гармонии с самим собой, спасения от гнета цивилизации. Торо — также автор публицистических произведений, обличающих рабство. Такова же направленность поэзии Гарри Лонгфелло (1807—1882) — «Песни о рабстве», «Песнь о Гайавате», Уолта Уитмена (1819—1892) — «Листья травы», романа «Хижина дяди Тома» Гэрриэт Бичер-Стоу (1811—1896). Произведения этих писателей черпают соки из фольклора — американского, индейского, негритянского.

На традиции фольклора опирался также выдающийся прозаик, юморист и сатирик, Марк Твен (Сэмюэль Клеменс, 1835—1910), в молодости — лоцман на Миссисипи. Какой мальчишка не учился находчивости, оптимизму у не унывающих ни в каких обстоятельствах Тома Сойера и Гекльберри Финна. Менее известны столь же блистательные, однако, романы «Янки при дворе короля Артура», «Принц и нищий» (которые, волею обстоятельств, поменялись ролями). Этот остроумец мог заявить о том, что «слухи о его смерти сильно преувеличены», «Нет ничего проще, чем бросить курить — я это делал уже раз пятьдесят». Блистательным юмором пронизаны произведения О’Генри (Уильям Сидни Портер, 1865—1910), особенно цикл рассказов об изобретательных жуликах Энди Такерсе и Джеффе Питерсе. Проведя годы в долговой тюрьме, писатель не утратил чувства юмора, любви к жизни, простым людям. Многие его произведения экранизированы, высказывания его героев стали крылатыми (например, «Извини, Джо, Боливар не вынесет двоих» — у одного из грабителей подстрелили коня, и теперь это — «только его проблема»).

Совершенно в ином ключе писал Генри Джеймс (1843—1910), брат философа У. Джемса. Его утонченная, философски эстетическая проза («Письма Асперна», «Урок мастера», «Дэйзи Миллер») — скорее уже достояние ХХ века, литературы модернизма.

Значительное место в художественной жизни США занимал и занимает театр. Уже в XVII в. Первые спектакли были показаны английскими актерами, которые подверглись гонениям со стороны пуритан, блюстителей нравственности. Они вынуждены были разъезжать по стране и представлять свои выступления как морализирующие диалоги. Досталось даже Шекспиру, причем также и в следующем, XVIII веке, когда в связи с войной за независимость были запрещены произведения английских авторов. В итоге стационарные театры с постоянным репертуаром возникли в США только в конце XIX века. Особенную известность приобрел тогда театр на Арч-стрит в Филадельфии под руководством актрисы Л. Дрю, расцвет театральной жизни начался в Нью-Йорке. В обиход вошли гастроли ведущих театральных трупп по стране. К классическому репертуару стали добавляться и пьесы американских авторов – Р. Бёрда (1806—1854), Ф. Брет-Гарта (1836—1902).

Неотъемлемой частью театральной жизни была музыка. Большую роль она играла и в повседневной жизни. Прежде всего это относится к песням-балладам, скрашивавшим утрату родины англичанам, шотландцам, ирландцам, и трудовым песням. Сочный пласт американской народной музыки составили негритянские песни с религиозными текстами — госпелс (gospel — евангелие) и спиричуэлс (букв. — духовные). Подвергаясь поначалу гонениям со стороны пуритан, позже они легли в основу такого уникального продукта американской культуры, как джаз. К концу XVIII века религиозные ограничения ослабли, в 1768 году в г. Чарлстоне было создано музыкальное общество США, появились оперы, написанные композиторами-любителями. В XIX веке концертные и хоровые объединения возникли в Филадельфии (1820), Нью-Йорке (1842), чье филармоническое общество, одно из старейших в мире, широко известно и сегодня. Событием музыкальной и вообще культурной жизни США стало открытие в 1883 году «Метрополитэн-опера», одного из наиболее выделяющихся музыкальных театров уже ХХ века. Композиторов мирового значения вплоть до ХХ века в США не было, хотя многие их произведения были широко популярны в Америке. Это песни Фостера (1826—1864), музыка салонного композитора Л. Гонтшалка (1829—1869), часто обращавшегося к музыкальному фольклору индейцев и креолов.

Под очевидным влиянием английской школы, не обладающей достижениями в XVII—XVIII вв., развивалось в США изобразительное искусство. Первоначально оно не выходило за рамки упрощенной схемы парадного портрета. Лишь в конце XVIII — начале XIX вв. появились значительные живописцы, Бенджамин Уэст (1738—1820), Джон Синглтон Копли (1738—1815), Джилберт Стюарт (1755—1828), проявившие себя в реалистических портретах и исторических картинах. Они считаются родоначальниками американской школы живописи.

Подлинный расцвет американской живописи произошел после Гражданской войны. Появились художники-реалисты мирового уровня, отошедшие от салонных условностей и вместе с тем обладавшие своим ярким, узнаваемым лицом (за что длительное время подвергались ожесточенной травле). Это — Уинслоу Хомер (1836—1910), Томас Икинс (1844—1916), Джеймс Макнейл Уистлер (1834—1903). У. Хомер длительное время жил в английской рыбацкой деревушке, изображая быт тружеников моря, суровую, но прекрасную природу. Затем в Америке он создал замечательные полотна с изображением Гольфстрима и Гудзона (Hudson River). Т. Икинс был мастером бытовых картин, изображал также спортивные соревнования, ему принадлежат и прекрасные портреты. Уистлер, начав как мастер реалистического портрета, позже стал склоняться к технике импрессионизма. Блестящим реалистом, работавшим в технике, близкой к импрессионизму, был выдающийся художник рубежа XIX—XX вв., Джон Сингер Сарджент (1856—1925). Написанный им портрет Изабеллы Стюарт Гарднер украшает вход в оформленный ею с удивительным вкусом музей в ее же прелестном бостонском особняке. В конце XIX века, в 1870 г. открылись также Метрополитэн-мюзеум в Нью-Йорке, один из крупнейших в мире, Музей изящных искусств в Бостоне. С тех пор художественные музеи становятся подлинной гордостью Америки.

В США, как и в Европе, художественные музеи строились так, чтобы наилучшим образом вписаться в архитектуру городов, сохранить их дух. Часто они размещались в зданиях, которые сами представляли художественную ценность (Бостон, Филадельфия, Нью-Йорк). Бостон и Филадельфия, старейшие американские города, славные историческими событиями, особенно богаты архитектурными памятниками. Весь Бостон — своеобразный музей. На несколько километров тянется знаменитая Freedom Trail — Дорога (тропа) свободы, названная так в честь событий, послуживших прологом к освободительной войне против Англии. Особенно известно среди них «Бостонское чаепитие» (1773 г.), когда партия навязываемого англичанами чая была выброшена за борт прибывшего корабля. Многие здания Бостона, сочетая в себе архитектурную и историческую ценность, напоминают об эпизодах войны за независимость. Американцы, не привыкшие ходить пешком, проезжают Freedom Trail на уютных открытых автобусах. Между тем на этом пути находятся Капитолий штата, Old State House (1728), Старинный Дом собраний, живописный Faneul Hall, старинный книжный магазин и старинный рынок, церковь на Парк стрит, кладбище волонтеров, а приводит он в гавань, к кораблям, защищавшим американскую конституцию. Бостон — милый и уютный город, самый аристократический в Штатах, город студенчества. В Кембридже, пригороде через Чарлз-Ривер, был открыт в 1636 г. старейший в США и Западном полушарии Гарвардский университет. Маленькая площадь перед ним, Harvard square, и сейчас — любимое место молодежи, там всегда звучит музыка, выступают фокусники и просто чудаки.

Знаменита своими памятниками и Филадельфия, Город Братской любви. Самый известный из них — Колокол свободы. При установке он получил большую трещину, и кое-кто считает это символичным. Неподалеку находятся известные здания колониальной архитектуры, Independence Hall (1733) и Карпентерс Холл. Интересны здания биржи и Пенсильванского университета (1740), Академии художеств (XIX в.). Очень красивы здания Музея искусств с богатейшим собранием европейской живописи и прилегающие к нему площади.

Архитектура постколониального периода начинается зданием Капитолия в г. Ричмонде (Виргиния), построенным в 1789 г. по проекту Т. Джефферсона. Третий американский президент — также архитектор комплекса университета Виргинии. В классическом греческом стиле построено здание Капитолия в Вашингтоне (арх. — Ч. Балфинч), в той или иной степени его копируют Капитолии в столицах штатов. К концу XVIII в. был построен Белый дом, резиденция президентов США. Вашингтон, основанный в 1791 году, был захвачен и сожжен английским десантом в 1814 г., и уже после этого отстроен заново. Планировка Вашингтона такова, что в нем невозможно заблудиться — благодаря перпендикулярным пересечениям стрит и авеню. Такова же и планировка Нью-Йорка. Этот город ассоциируется с небоскребами. Однако до них там были построены (в XIX веке) и прекрасно смотрятся рядом с ними здания церкви Св. Троицы (Trinity Church), Federal Hall, ратуши. К выдающимся архитектурным сооружениям XIX века относятся Бруклинский мост, где применены инженерные идеи, характерные уже для ХХ века, арка Вашингтона и статуя Свободы, подаренная Францией. В Нью-Йорке сохранились даже здания XVII—XVIII вв. Сразу узнаваемы (скажем, в кинофильмах) уютные крылечки нью-йоркских зданий, скверики Манхэттена, набережная Riverside Drive, удивительный, замечательный Cеntral Park.

Старинным городом является Нью-Орлеан. Основанный французами в 1701 г., он в 1763 г. отошел к испанцам, а, вернувшись к Франции, был продан ею Штатам в 1803 г. Входил в состав рабовладельческой Конфедерации Юга, и лишь в 1862 г. занят войсками северян. Сохранив свой колониальный облик и в ХХ веке, Нью-Орлеан стал родиной джазовой музыки.

Богат памятниками архитектуры Чикаго, один из крупнейших промышленных центров США. Он возник на месте основанного в начале XIX века форта Дилборн, на берегу Мичигана, одного из Великих озер. Статус города и свое нынешнее название (в честь протекающей через город реки) получил в 1833 г. В 1871 г. Чикаго сгорел дотла. При новом строительстве были использованы ведущие инженерные идеи конца XIX века, стекло и бетон. В 1883—1885 гг. там был построен первый в мире небоскреб, Homeinsurance Building, затем Лейтер-билдинг (1889) и Рилайенс-билдинг (1890), универмаг Карсон-Пири-Скотт (1899). В Чикаго проходила в 1893 г. Всемирная выставка, посвященная 400-летию открытия Америки и сыгравшая огромную роль в развитии американской и вообще мировой архитектуры. Здание транспорта, построенное по проекту Л. Салливена (1856—1924), родоначальника современной архитектуры США, несло в своей конструкции формы, соответствующие его функции, положив начало функциональному конструктивизму. По проектам Салливена были построены затем универмаг в Чикаго, небоскребы в Баффало и Сент-Луисе.

Особую прелесть туристы и сами жители находят в Сан-Франциско, городе с интереснейшей историей. В 1776 г. испанцы основали здесь торговое поселение Иерба-Буэна, в 1811 г. русские — Форт-Росс. Известна романтическая история любви русского офицера и местной красавицы. В 1821 г. город и залив вошли в состав независимой Мексики. В 1839 г. Форт-Росс был продан Америке, а в 1846 г. войска США захватили Иерба-Буэна и переименовали его в Сан-Франциско. Бурный рост города начался в середине XIX века в связи с охватившей Калифорнию «золотой лихорадкой». Все это объясняет разнообразие архитектуры Сан-Франциско, расположенного на живописных холмах. Катастрофическое землетрясение 1906 г. пощадило церковь испанского монастыря «Миссия Долорес» (XVIII в.), русскую церковь, паромный вокзал XIX в. После землетрясения город был отстроен заново, сохранив всю свою прелесть. Там находятся уютная, всегда праздничная Girardelli square, Fisherman’s Wharf, «самая извилистая в мире» улица Ломбард-стрит, по крутым спускам бегают чудные трамвайчики, пересекая живописные Китайский и Латинский кварталы и спускаясь к порту. Туристам очень нравится, что купив билет на какой-либо вид транспорта, в течение двух или четырех часов с ним можно пересесть (бесплатно) на любой другой, включая трамвайчики.

 

Вопросы и задания

1. Как происходила колонизация Северной Америки и как возникли Соединенные Штаты Америки?

2. Что наложило отпечаток на особенности американской культуры?

3. Что вам известно о происхождении географических названий США?

4. Расскажите о философии и религии в период формирования США и в XIX веке.

5. Расскажите о художественной культуре США в период до конца XIX в. Назовите наиболее значительные произведения литературы и изобразительного искусства, памятники архитектуры.

 

Рекомендуемая литература

Всемирная история. В 13 тт. м., 1955—1983.

Знаменитые столицы и города мира. Ростов-н/Д. 2000.

Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

Культурология. История культуры. Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.

Максаковский В. П. Географическая картина мира. Часть II. Региональная характеристика мира. Ярославль. 1995.


Глава 4. Культура США в ХХ веке




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.