Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и наука в России XVII века




В течение XVII столетия значительные изменения происходили и в области образования.

Долгие века настороженная враждебность к католицизму, которую Русь изначально переняла у Византии, распространилась и на европейскую «латинскую ученость». Даже в 1600—1611 гг. француз Маржерет, живший в то время в Москве, свидетельствовал, что «народ ненавидел науки иноземные, особенно латинский» («Состояние российской державы»). Тем не менее, объективная потребность в усвоении европейской культуры и образованности брала свое. Буквально в течение нескольких десятилетий невежеством не только перестали гордиться, но именно в нем стали видеть источник потрясавших Россию смут. Вот что писал в 1660 г. Паисий Лигарид: «Искал я корня… духовного недуга, поразившего Христоименитое царство русское… и, наконец придумал и нашел, что все зло произошло от того, что нет народных училищ и библиотек». Просветитель Юрий Крижанич в своих «Политических думах» усматривал в невежестве главную причину и экономического отставания России.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов, не прекратившегося и сегодня.

Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661—1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.

В течение XVII века школы и прочие образовательные учреждения получили распространение уже не только в России, но и на Украине и Белоруссии, находившихся под властью Польско-литовского государства. В борьбе за освобождение там учреждались братства из представителей самых различных сословий, а на их основе — братские школы. Сохранились даже уставы львовской и луцкой школ. «Грамматика словенского языка», изданная в 1618 г. учителем Киевской братской школы Мелентием Смотрицким (ок. 1578—1633), в 1648 г. увидела свет и в Москве.

Школа Киевского богоявленского братства, открывшаяся в 1615 г., превратилась в 1645 г. в первое в России высшее учебное заведение — Киевскую братскую коллегию, получившую позже (при Петре I) статус академии. Из ее стен вышли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, организовавшие греко-латинские школы в Москве, ее воспитанниками были большинство ректоров и префектов знаменитой славяно-греко-латинской академии, на Киевскую академию опирался в своей реформаторской деятельности Петр I.

В самой России одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г. при Чудовом монастыре, правда, ненадолго, поскольку ее руководителя по обвинению в неправоверии сослали на Соловки. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626—1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал его слушателем. В 60-е гг. открылась школа Спасского монастыря, куда для обучения греческому и латыни уже правительством посылались молодые приказные. Первая государственная школа повышенного образования, Типографическое училище, открылась в 1681 г. указом Федора Алексеевича.

В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия. По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639—1717) и Софроний (1652—1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

Распространению образования в немалой степени способствовал рост книгопечатания. В 1634 г. был издан первый «Букварь» Василия Бурцева (стоя всего 1 копейку, он быстро раскупался), в 1648 г. в Москве вышла «Грамматика» М. Смотрицкого, в 1687 г. — «Считание учебное» — таблица умножения. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего — 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг. В 60-х гг. XVII века в Москве открылась книжная лавка, где можно было купить и «Веселые польские рассказы», и «Хронику Псевдодорофея», и «Книги ратного строения» и «Хронограф», и бестиарии по образцу европейских, и «Позорище (то есть обзор — В. Т.) всея вселенной, или атлас новый», и новые карты очень расширившейся за XVII век России.

Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. Были открыты реки Яна и Индигирка, экспедиции вышли к Колыме и Байкалу. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова прошла по Северному Ледовитому океану в Тихий, открыв при этом, что Азия отделяется от Америки проливом, в 1647—1651 гг. Ерофей Хабаров проплыл по Амуру вплоть до устья, в 1697—99 гг. казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.

 

Вопросы и задания

1. Какие особенности XVII века сделали его переходным в истории русской культуры?

2. Можно ли утверждать, что социокультурные условия России способствовали вере в «доброго царя» и самозванству?

3. В чем была сущность церковного раскола XVII века и каковы его последствия?

4. Как «обмирщение» выражалось в художественной культуре XVII века, какие ее памятники, на ваш взгляд, наиболее характерны?

5. Какие существовали подходы к образованию в России XVII века, какой из них возобладал?

6. Что можно сказать о науке XVII века, какие факторы ей способствовали?

 

Рекомендуемая литература

Березовая Л. Г., Берлякова И. П. Введение в историю русской культуры. М., 2002.

Культурология. История культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.

Панченко А. М. Русская история и культура. СПб., 2002.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003. С. 143—145.


Глава 5. Российское просвещение

«Окно в Европу»

К началу XVIII века Россия превратилась в огромное по территории государство с большим многонациональным населением. Для управления таким государством требовались решительные организационные шаги. Расширяя контакты с Европой, Россия, еще недавно претендовавшая на роль лидера христианского мира, обнаружила, сколь сильно она отстает от развитых европейских стран — Германии, Голландии, Англии, Франции. В отличие от них, в России не было крупных промышленных предприятий ни в какой области производства. Не имея выхода ни к Балтийскому, ни, по существу, к Черному морю, Россия не могла вести морскую торговлю, не имела и военного флота. Не было и регулярной армии. Дворяне, составлявшие ополчение, не слишком охотно покидали свои поместья, да и не обладали должной военной выучкой. Необходимость реформирования промышленности, армии, государственного управления ставила новые задачи и перед образованием. Требовалась личность, осознающая неизбежность коренных изменений и способная к их осуществлению. «Народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя и вождь явился», — напишет С. Соловьев.

Таким человеком оказался Петр Первый (1672—1725). Молодой, энергичный, уверенный в себе царевич, взойдя на престол, начал, казалось бы, с забавы. В 1699 г. он устроил сразу два новогодних праздника. 1 сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 г. от сотворения мира. А уже 20 декабря вышел указ о переходе не европейское летоисчисление — от рождества Христова. На подготовку к празднику, с елками, «огненными потехами» и подарками отводилось всего 11 дней, а прекословить себе Петр не разрешал никогда и никому.

С 1700 г. в России началось не просто новое летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая в историю под именем Петра. Решив «прорубить окно в Европу», Петр Алексеевич начал со строительства форта Кронштадт на берегу Финского залива и основания (в 1703 г.) города, названного его именем и ставшего вскоре (1711) столицей России:

 

«На берегу пустынных волн

стоял он, дум, великих полн.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу».

 

Строя город-вызов — среди болот, на самом краю России, думал он и о другом. Выход в Европу не мог быть обеспечен только силовыми действиями. Организовав армию и флот и одержав с ними славные победы, Петр не меньше усилий потратил на просвещение России. Опираясь на уже оправдавший себя европейский опыт, «Просвещение Петрово» за короткий срок принесло разительные результаты, коснувшиеся всех сторон жизни. «Птенцы гнезда Петрова» приобщались не только к европейской науке, но и к новым формам этикета, светского и публичного. При Петре утвердились театр, светская живопись, художественная литература, интенсивно развивались наука и техника.

Методы, которыми Петр выводил Россию на общеевропейскую колею, оказались типично российскими. Даже Просвещение, включая галантные манеры и цивильные костюмы, насаждалось варварскими средствами (включая пресловутый запрет на бороды). В тех условиях, однако, это оказалось единственной возможностью преодолеть яростное сопротивление влиятельных сил, не желавших принять историческую неизбежность. Просвещение, начатое Петром, продолженное Елизаветой, а затем Екатериной II, впервые выводило Россию на магистральный общеевропейский путь. Вместе с тем на российской почве оно приобретало весьма характерные особенности: образование стало рассматриваться как обязательное, даже принудительное звено в карьере. Даже дворяне, не обделенные отцовским наследством, должны были, согласно указу Петра, «хлеба своего искать службой, учением, торгами и прочим». «Табель о рангах», введенная Петром в 1722 г. определяла положение его подданных не происхождением или состоянием, а заслугами перед Отечеством. Достаточно сослаться на пример «пирожника» Меншикова, ставшего ближайшим сподвижником Петра (а затем им же сосланного).

Характерен в этом отношении и жизненный путь самого царя. Его первый воспитатель, боярин Ф. П. Соковнин, был убежденным старовером. Питая к нему глубокую почтительность, Петр все же, уже с 10 летнего возраста, предпринял решительные шаги в своем образовании. Он не посчитал зазорным учиться у иноземцев голландскому и немецкому языку, математике, фортификации, баллистике, навигации, кораблестроению. Выделяя их как самые необходимые для того пути, на который вступал огромный корабль Государства Российского, и сам имея к ним предрасположение, царевич анонимно выехал за границу, вырезав на своей печатке: «Я ученик и ищу учителя», работал там плотником и юнгой. «На троне вечный был работник», как писал А. С. Пушкин, «Царь-плотник», «Шкипер Питер». Не только суровость и вспыльчивость Петра, но и демократизм его были широко известны. Будучи самодержцем, он, тем не менее, все свои указы начинал со слов «понеже» (потому что, поскольку) — Петр не просто приказывал, но и разъяснял, доводил до своих подчиненных смысл своих распоряжений. Он мог запросто посидеть с ними за одним столом, не сторонился и красавиц из простого народа. Во многих городах не только России, но и Европы стоят памятники Петру. В Карловых Варах (тогда Карлсбаде) он даже тащит за собой в гору коня — поспорив, что доберется конным до ее вершины. Болезненный от рождения, несмотря на могучие рост и силу, Петр умер от воспаления легких: он лично в зимнюю стужу, по грудь в воде, спасал матросов со шлюпа, застрявшего а устье Невы. Петр всего несколько месяцев не дожил до открытия Академии наук, своего кровного детища.

Петр успел все же завершить реорганизацию управления государством, окончательно подчинив ему церковь. После смерти патриарха Адриана в 1700 году церковью правил «местоблюдитель патриаршего престола», ставленник Петра Стефан Яворский, а уже после его смерти в 1721 г. вышел указ об упразднении патриаршества и передаче руководства церковью Синоду. Таким образом, глава государства становился и главой русской церкви, что получило идеологическое обоснование у Феофана Прокоповича (1681—1735): «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» (1721, 1722). В 1721 г., после победы в длительной войне со Швецией, Петр был провозглашен первым российским императором.

 

«Просвещение Петрово»

При Петре I образование впервые стало частью государственной политики. Создавались учебные заведения для «знатных особо детей», но сословный принцип соблюдался не слишком строго. Указом 1714 г. была введена учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. До окончания светских элементарных школ с математическим уклоном («цифирным») их ученикам запрещалось жениться. Молодых людей посылали учиться за границу, да с условием, чтобы они после этого обучили овладеваемой ими специальности еще и прикрепленных к ним солдата или сержанта, а также наняли на русскую службу двух иностранных специалистов. Между тем еще недавно въезд за рубеж разрешался только сотрудникам посольств и купцам (гостям).

Еще в 1701 г. Петр учредил в Москве, в Сухаревой башне, Школу математицких и навигацких наук, пригласив директором профессора из Шотландии. В этом заведении, первом в своем роде в Европе, училось в разное время от 200 до 500 человек. Учеников брали на полное содержание, зато прогулы наказывались большими штрафами, а побег — смертной казнью. Учебной программой ведал Леонтий Магницкий (1669—1739), выдающийся просветитель, популяризатор математики. Ученики выпускались в разные сроки, в зависимости от успехов и по запросам соответствующих ведомств. В 1715 г. старшие классы этой школы были переведены в Петербург, послужив базой для Морской академии, существующей и поныне и выпустившей немало поколений выдающихся теоретиков и практиков военного и морского дела, руководителей прославивших Россию экспедиций. В 1707 г. в Москве при военном госпитале открылась хирургическая школа, в 1720-е гг. — горные училища при уральских и сибирских заводах. Число же цифирных школ достигло уже в 1718 г. сорока двух. Открывались также архиерейские школы, сочетавшие религиозное и светское образование. Это поощрялось «Духовным регламентом» Феофана Прокоповича, он же допускал в любых учебных заведениях также «игры телодвижные», «акции и комедии» с музыкальным оформлением.

В учебных заведениях начала XVIII века «Псалтырь» и «Часослов» уступали место «Букварю» Федора Поликарпова (1701), книге Феофана Прокоповича «Юности честное зерцало» и книжному букварю «Первое поучение отрокам». Главным пособием по математике стала «Арифметика» Магницкого, многие задачи и примеры которой оказались впору даже в знаменитой серии Я. И. Перельмана («Живая математика», «Занимательные» Геометрия, Алгебра, Физика), немало способствовавшей любознательности уже советских юношей. Новые учебные заведения сочетали образование и воспитание. Согласно классификации, проведенной Василием Николаевичем Татищевым (1686—1750), одним из первых российских просветителей, науки и знания делились на нужные (домоводство, мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда), любопытные (алхимия, астрология) и вредные (ворожба, чернокнижие). «Главной наукой» же Татищев считал такую, «чтоб человек мог себя познать». При Петре был учрежден гражданский шрифт — «кириллица», в целях удобства, приобрела свой современный вид по начертанию и составу букв. При Петре возникла периодическая печать (газета «Ведомости»), создавались публичные библиотеки, театры и музеи (в том числе знаменитая «Кунсткамера»).

 

Учреждение российских академий и университетов

Необходимость систематического развития науки уже под государственным началом стала насущной необходимостью. В 1724 г. был издан Устав Академии наук, а в 1725 г., уже после смерти Петра, она открылась в Санкт-Петербурге. В ее состав входили также университет (где приглашенные в Россию ученые обязаны были и преподавать) и гимназия, а также ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории, Кунсткамера (музей природных редкостей, в том числе уродливых), типография. Поначалу желающих учиться было мало, и их пришлось поощрять стипендиями, а где-то — принуждать. Первый академический выпуск российских ученых состоялся в 1753 г., дав России М. В. Ломоносова, географа и путешественника Крашенинникова, естествоиспытателя Румовского, будущих профессоров будущего Московского университета, нескольких переводчиков научной и художественной литературы.

В 1731 г. в Петербурге открылось первое среднее учебное заведение для знатиКадетский корпус, готовивший офицеров и государственных чиновников. Позже, в 1759 г., там же был учрежден Пажеский Корпус. В Петербурге была создана также Танцевальная школа (ныне — училище им. Вагановой), в Москве — Балетное училище и Академия художеств.

Выдающимся событием российской культурной истории явилось открытие в 1755 г. Московского университета. Его инициаторами были фаворит Елизаветы Петровны, образованный красавец Иван Шувалов и Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765), вся жизнь которого может служить наглядным выражением успехов Российского просвещения. Придя в Москву пешком из северного села Холмогоры, он сумел реализовать свое право на образование сочетанием исключительной природной одаренности и целеустремленности.

Скрыв свое крестьянское происхождение, он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу, к крупнейшим ученым. Жизненный путь Ломоносова сделал его не только великим ученым-энциклопедистом, но и выдающимся реформатором образования. Именно по его инициативе при только что созданном университете открылась и гимназия. Московский университет, имея три факультета — медицинский, юридический, философский, шел в ногу с Европой, но, в отличие от европейских, в нем уже не было богословского факультета.

Московский университет заслуженно носит имя своего создателя. Величайший русский просветитель, М. Ломоносов сделал все, чтобы университет, приобретя славу далеко за пределами России, вместе с тем был доступен выходцам из разных сословий. Ломоносов утверждал идею светского, реального образования, которое, направляясь просвещенным «абсолютистским» государством, должно служить народу, способствовать возвышению отечества и укреплению национальной культуры. Продолжив демократизацию российского образования, великий ученый первым стал читать лекции на русском языке, обогатив его научными терминами. Ломоносов ввел в качестве обязательных предметов химию и астрономию, сам написал несколько учебников. Его «Российская грамматика» в течение полувека считалась лучшим руководством общеобразовательной школы.

Вскоре Россия стала не только учиться у Европы, но и учить ее. Были сделаны шаги по привлечению европейских ученых, принявшему массовый характер уже при Екатерине II (1729—1796). В ее царствование в России трудились великие математики и физики — Леонард Эйлер и братья Бернулли. Формально на службе у российской короны состоял Иммануил Кант, который, живя в г. Кенигсберге (нынешний Калининград), подавал прошение о преподавании в местном университете Екатерине Второй.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 24085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.