Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещенный абсолютизм» в России




Понятие «Просвещенный абсолютизм» пришло из Европы, подразумевая сочетание абсолютной власти с просвещенностью ее носителей и предпринимаемыми ими шагами по просвещению вверенного им народа. К России XVIII века это понятие оказалось особенно впору. Обладая абсолютной властью, ее властители были достаточно образованными, чтобы осознать необходимость Просвещения.

Вступление России, вслед за Европой, в эпоху «Просвещенного абсолютизма», приобрело здесь весьма своеобразные черты, привнесенные как особенностями российской истории, так и незаурядной и противоречивой личностью императрицы. Екатерина II окружила себя не только выдающимися просветителями, но и фаворитами, одаряя тех богатством, поместьями, званиями. Сменив милость на гнев, она могла растоптать не только вчерашнего любимчика, но и дело, проводимое им. Таково же было ее отношение к просветителям, которым она покровительствовала — особенно когда приходилось выбирать между идеалами Просвещения и угрозой для власти, исходящей от них и их проводников (так, она, не колеблясь, отправила в ссылку А. Радищева, написавшего «Путешествие из Петербурга в Москву»), в заключение — И. Новикова.

Как бы то ни было, российские просветители заняли достойное место в Европейском Просвещении. К просветителям в полной мере может быть отнесена и сама Екатерина. Автор знаменитого «Наказа» об образовании, написанного под влиянием «Духа законов» Монтескье, императрица состояла в переписке с Дидро, Вольтером, Гельвецием. По ее просьбе Д. Дидро составил «План Университета для России», сам долго находился у нее в гостях. «Проект», однако, был похоронен одной фразой императрицы, что «сие сочинение не годится для условий России».

Для российской истории более характерно не французское Liberte (свобода), а «вольность», приобретавшая порой самые противоречивые выражения, чего не могла терпеть Екатерина. Российское Просвещение, в целом принимая идеалы свободного развития личности, все же делало упор не на «естественное», а общественное воспитание. Идеология Российского Просвещения подчиняла его идее великой России. Оно призвано было не служить человеку, а как раз воспитывать слуг государства. К концу правления Екатерины была налажена также система массового школьного образования.

Подводя итоги Российскому Просвещению, надо назвать их поразительными. Нельзя не отметить еще одно его достижение, даже поднимающее его над европейским — это успехи в просвещении женщин. Открытый при Екатерине Смольный институт (1746) оказался первым в Европе средним учебным заведением для девушек. Он выпустил несколько поколений светских красавиц, образованных, умных, тонких — «пушкинских женщин». При Екатерине президентом Российской Академии наук стала (на 13 лет!) женщина, Екатерина Дашкова (1744—1810). Исключительно просвещенная княгиня внесла значительный вклад в организацию как науки, так и образования. Дашковой принадлежит труд «О смысле слова «Воспитание». Заметим и то, что почти весь век Российского Просвещения на троне находились женщины (Елизавета и Екатерина). Кроме Петра, только Екатерина II была названа Великой. Достойной дочерью Петра Великого оказалась Елизавета Петровна (1709—1761/2). Она способствовала проникновению в Россию не только европейского образования и этикета, но и гуманистических веяний, отменила смертную казнь.

В XVIII веке в ведении женщин-дворянок находились воспитание детей, мода, интерьер, их вкусы в большой степени определяли содержание и формы литературы и живописи. Любовная переписка сделала модным сентиментальный роман, домашнее чтение детям стимулировало собирание частных библиотек, женщины способствовали скорой европеизации одежды, быта, правил «высшего света».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.