Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовно-нравственный аспект гуманитарной парадигмы педагогики




Гуманитарное знание являет собой обращение к человеческой личности, ее правам и интересам. Модель мира этой личности — отражение культуры, транслируемой ей и генерирующей в ней.

Современная система образования — это сфера, где интеллект опередил развитие сознания науки как целого. Несомненно, дисбаланс материальной и духовной сущностей культуры сыграл свою роль в формировании знания не как “цельного”, а как “разобщенного” явления. Логический (технократический) аспект содержания образования преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному аспектам. Познавательное движение к “цельности” и науки, и знания возможно лишь на основе “логики объекта” как гносеологической базе обучения. И таким объектом является культура в неразрывной ее сущности — материальной и духовной.

Духовная сущность культуры, ярко проявляющаяся в сфере гуманитарного знания, не позволяет науке в целом замыкаться в “своих” жестких рамках, поскольку наука (М,М.Бахтин) не занимается миром ценностей и духовных идеалов. Рациональность — лишь составляющая жизни человека. Другая ее сторона — эмоционально-волевая, духовная. Синтез естественных наук и гуманитарной культуры человечества предполагает установление внутренних связей (интеграции) в содержании образования, выявляющих системно-структурные характеристики, общие особенности взаимодействия и пространственно-временной аспект приобретаемой “цельности” знания (15).

Однако, воспитание (формирование) личности идет все же в процессе транслируемой культуры. И в области гуманитарных дисциплин мы имеем дело с феноменом гуманитарной культуры (Ю.Б.Алиев). Это не только система методологических представлений, но и прикладное образование. Это своего рода система норм и образцов, регулирующих и корректирующих направленность любых форм поведения личности, придающих этому поведению ценностный смысл, поскольку именно в этой системе “размещаются” все “возвышенные” виды социальной практики, мир высших ценностей, ядро которых — искусство, религия, философия (2, 18).

Какое искусство? Какая религия? Какая философия? Ответы на эти вопросы и составляют основу духовно-нравственной сущности гуманитарной культуры. Как мы уже отмечали, человек и культура — объекты коэволюционно развивающиеся и творящие друг друга. Что же может быть понятней своей родной культуры? Почва российского образования — это русская культура. Ее мировоззренческий аспект — православие — никогда не позволит сделать наше образование националистическим. Православие рассматривается русской философией как религия, не допускающая народной исключительности и народной гордости. Оно “осуждает то сознание, по которому... народ выше всех народов” (Н.А.Бердяев, 17). И первой чертой нашего менталитета И.А.Ильин называет вселенскую отзывчивость.

В сфере светского характера образования основой духовно-нравственного аспекта гуманитарных дисциплин является, безусловно, русская православная культура. Православная культура оказала определяющее воздействие на формирование и характер русской культуры, российскую национально-культурную идентичность, специфику культуры России в мировом культурно-историческом пространстве в период всего тысячелетнего периода ее существования. Духовно-нравственный аспект гуманитарного знания на основе русской православной культурной традиции формирует целостное мировоззрение личности и картину мира, адекватную современному уровню знаний и духовным ценностям русской культуры. Они пронизывают все “пласты” нашей культуры: народный, дворянский, царский и т.д.

Через национальное человек познает и мировое. Именно такое движение в самообразовании выводит его на интеллектуальные, культурные, психологические и социальные ориентиры, на осознание культурного наследия своего Отечества и мировой сокровищницы культуры. Человек находит частицу самого себя во всех людях и понимает, что судьба каждого отдельного человека вплетается в его собственную судьбу. Он остро ощущает личную ответственность за все и всех, так как все — в нем, и все — во всем (прп. Иустин Попович, 18).

Важным моментом методологии является культура педагога. Современный педагог обязан подойти к осмыслению культуры как синтеза материального и духовного. Если педагог работает в сфере гуманитарной культуры, он — носитель нового педагогического сознания, не позволяющего ему выходить из сферы духовных ценностей в процессе трансляции культуры.

Педагог-гуманитарий организует свою деятельность по трансляции культуры не только в границах меры среды, в которой эта деятельность осуществляется, но и в границах своей собственной меры. В этих границах в содержание транслируемого неизбежно включается содержание его собственного “Я”. В этом смысле без трансляции личности нет трансляции культуры.

Живая личность педагога как духовного существа должна быть тем содержанием, которое и передается от поколения (старшего) к поколению (младшему) в процессе трансляции культуры. В связи с этим, обучая слушателей ВИПКРО на тематических курсах по православной культуре, мы стараемся академическую сторону процесса углублять и расширять “мировоззренческой” стороной: поездки по святым местам Владимирской земли, встречи с людьми, священнослужителями, экскурсии и посещения храмов и монастырей, знакомство с православным искусством в краеведческих музеях, в самобытном творчестве земляков.

Категории воспитания личности, отражающие духовную доминанту русской культуры (мы их перечислили выше), — это категории и личности педагога. Если это так, то при подготовке конкретного занятия (урока, лекции, беседы) педагог обязательно укажет (самому себе, своим учащимся) те доминирующие категории, сущность которых и следует здесь развить. Такой подход к процессу трансляции знаний и будет являть собой трансляцию культуры, поскольку процесс будет включать основу гуманитарной культуры — обращение к интересам личности.

Вл.Соловьев указывал, что нравственность человека реализуется в акте творения добра. Великий сонм святых русской культуры реализацию идеи добра определяет основой жизни человека. Не то ли призвана нести человеку гуманитарная культура? Именно здесь педагог выходит на трансляцию непреходящих ценностей, составляющих основной закон мироздания — Закон Нравственности. Восстановление принципиальных основ Закона — важнейший аспект духовно-нравственной проблемы гуманитарных дисциплин. Но развертывание аспекта лежит в сфере всех тех проблем, о которых говорилось выше.

Позволим себе предположить, что на основе становления понятия гуманитарной культуры (выходящей на категорию ценностей) в сфере гуманитарных дисциплин мы можем создать новую педагогическую антропологию на основе духовно-нравственных ценностей. Она вберет в себя все знания о человеке как о творении и о творце, субъекте познания духовно-нравственных ценностей общества, реализующем идею добра в этом обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.