Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как методологическая основа современной школы




Новое педагогическое сознание

Во всех проблемах современной школы просматривается сейчас основной вопрос: как воспитать у школьника морально-ценностное отношение к жизни? Как пробудить у него интерес к познанию целеполагания жизни? Ведь если человек задает себе вопрос: для чего я живу? – значит, он владеет моралью. Такая личность отвечает себе: живу, чтобы творить добро.

В принципе, деятельность школы определяется деятельностью ее учителя. Он самоотверженно выполняет свой профессиональный долг и осознает роль школы, ее культурообразующую функцию, утрата которой может привести к необратимой деградации всего воспитательного пространства. Осознание своей роли идет у учителя от понимания его социальной позиции. Он – интеллигент. А интеллигентность, по выражению А.Ф.Лосева, - это «сведение смысла с самим собой». Кому же, как не интеллигенту – учителю, транслирующему свою культуру своим воспитанникам, владеть пониманием путей формирования у них ценностного отношения к жизни, своим истокам, своему началу?

Вопросы такого плана мы отождествляем с новым педагогическим сознанием учителя. Педагог начала ХХ1 в. – созидатель нового отношения к миру, к самому понятию жизни, как творческого процесса преодоления неопределенности и хаоса, процесса совершенствования бытия, в котором необходимо разглядеть цель. С этой точки зрения деления жизни на какие-то виды жизни быть не может. В каждом из нас живет общая жизнь, а мы – лишь ее проявление. А.Ф.Лосев писал: «Жизнь есть жизнь – вот чего не понимают многие рассуждающие на эту тему. Само познание есть только результат жизни. Само знание вызвано потребностями жизни» (19).

Жизнь есть категория духовная, так как духовность любого явления определяется присутствием в нем цели, охраняющей его целостность. Духовность есть свойство сознания оценивать проявления жизни. Значит, жизнь и ценность – сопрягаемые категории. М.М.Бахтин, развивая теорию ценностей, подчеркивал, что в категории ценности каждый из нас является «ценностным центром». Таких центров – множество, поскольку существует множество «Я», и они вступают постоянно в диалогическое отношение друг с другом, как проявление целеполагания жизни (20).

На Международных образовательных Рождественских чтениях, президентских советах Центрального федерального округа, Всемирных Русских Соборах, Международных Глинских чтениях, конференциях духовно-нравственного плана, проводимых Министерством образования и науки РФ совместно с Патриархатом Русской Православной Церкви не раз поднимался вопрос о сохранении уникальности русской культуры, доминантой которой всегда являлась духовность.

Не отрыв от понятия жизни, не игнорирование ценностей жизни, а наоборот, близость к раскрытию глубинных процессов бытия, истоков сущности человеческой! Согласитесь, путей и форм формирования данного самосознания у школы много. И учитель здесь организует работу целого «блока» воздействия на учащихся: школа, семья, социум, СМИ. Методология данной работы действительно должна быть основана на глубоком знании родной культуры, иначе ребенок потеряется на путях формирования ценностей жизни. От родной культуры он может постичь и мировую, но не наоборот. Как мы уже отмечали выше, русская культура дает нам категории воспитания личности:

- духовность,

- святость,

- нравственность,

- народность,

- мудрость,

- патриотизм,

- трудолюбие,

- эстетическое начало,

- чувство семьянина.

Учитель современной школы – транслятор культуры от старшего поколения к младшему. Он обязан сам разбираться в вопросах целеполагания жизни, владеть анализом, логикой, прогнозированием результатов своего труда. «Истина рождается в откровении» (А.Ф.Лосев). И современный учитель на путях к новому педагогическому сознанию должен владеть как научным, так и вненаучным знанием. Это будет и личный путь учителя к познанию истины, и путь его воспитанников. Это будет трансляция категорий ценностей, которые выработали поколения представителей отечественной культуры, и в которых так нуждается молодое поколение.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.