Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.2. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слона




Чтобы выразить какую-то мысль, необходимо объединить слова в предложение. Особенностью русского языка, как считают ученые, является то, что в нем по сравнению с другими языками не в такой степени действует закон «порядка слов» В большинстве случаев порядок слов в русском языке выполняет грамматическую, коммуникативную и стилистическую функции. Так, в предложениях Около двери висели и часы и Часы висели около двери порядок слов в первом варианте подчеркивает, что часы, а не что иное висели около двери, во втором - акцентируется место, где висели часы.

 

 

В русском языке логическое ударение, как правило, падает на последнее слово предложения или части, об этом не всегда помнит пишущий или говорящий. Поэтому возникают такие ошибки: У одних писателей портрет даетсяболее подробно, у других - речевая характеристика. Еслипредложение имело такой порядок слов: уодних писателей даетсяболее подробнопортрет, у других - речевая характеристика, то мысль автора сразу была бы воспринята читателем адекватно.

Рассмотрим еще один случай. Фраза Наблюдения над языком маленьких детей двусмысленна: можно понять, что какой-то ученый проводит наблюдение над языком маленьких детей, и маленькие дети наблюдают явления языка. Двусмысленность устраняется при изменении порядка слов: наблюдения маленьких детей над языком.

Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлога по. В настоящее время литературной нормой считается употребление предлога по с существительными и местоимениями в дательном падеже: по матери, по другу, по нему, по чему, по ним. Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы, им: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.

Особого внимания требуют предлоги на и в. Они указывают на пребывание в каком-то месте или передвижение в какое-то место, Предлог в показывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в город) или обозначает пребывание внутри (в городе). Предлог на указывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на гору, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше). Но чаще выбор предлога определяется традицией:

 

 

- с названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в - в России, в Краснодарском крае, в деревне Малиновка и пр.

- с названиями островов, полуостровов используется предлог на - на Камчатке;

- предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог в - с названиями переулков, проездов: на бульваре Дмитрия Донского, в Банном переулке, на улице Бирюзова.

Ошибкой является неправильное употребление глагола ложить вместо класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть - общеупотребительное литературное слово, а ложить - просторечное. Нелитературно звучат выражения. Я ложу книгу на место; Он ложит папку на стол. В этих предложениях следует применять глагол класть: Я кладу книги на место; Он кладет папку на стол. Необходимо обратить внимание и на использование приставочных глаголов положить, сложить, складывать. Правильно: положу на место, складывать числа.

Определенную трудность представляют собой так называемые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним относятся глаголы, обозначающие действие, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу (колоситься, горчить, ржаветь, отняться, заключаться) и глаголы, не имеющие формы 1-го лица единственного числа по причинам фонетическим (затмить, победить, ощутить, Дудеть, чудить, убедить ). Для правильного употребления подобных глаголов используется описательная форма: сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить и т.п. Например, Надеюсь, ты победишь в себе страх передтемнотой? - Конечно, побе(дю, жу, джу?)…! {сумею победить). Существуют так называемые изобилующие глаголы, имеющие двоякие личные формы (они отличаются стилистической окраской - книжной или разговорной): колышет - колыхает, кудахчет -кудахтает, машет - махает, полощу, полощи - полоскаю, по

 

лоскай, плещет -плескает, рыщет - рыскает и др. (В каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором - разговорная).

Некоторые параллельные формы различаются не стилистически, а оттенками значения. Так, форма брызгает (от глагола брызгать) имеет значение «спрыскивает, окропляет» (брызгает водой, брызгает белье), а форма брызжет означает «разлетается каплями» (грязь брызжет, брызжет слюной). Форма двигает (от глагола двигать) имеет значение «перемешает, толкая или таща что-либо» (двигает стол к окну), а форма движет означает «приводить в движение и переносно «руководит» (им движем чувство сострадания). Форма капает имеет

значение «падает каплями» (пот капает со лба), а форма каплет означает «протекает» (крыша каплет).

Иногда для усиления выразительности речи одно время глагола может быть употреблено в значении другого. Например: Зима 1812 года. Наполеон покидает охваченную пожарами Москву (настоящее время в значении прошедшего). Честный человек неправдыне скажет (будущее в значении настоящего). Я громко позвал его, а он как вскрикнет от неожиданности (будущее время в значении прошедшего).

В сочетаниях с числительными по-разному употребляются формы одних и тех же существительных. Так, в сочетании с числительными пять, шесть и выше

в форме именительно-винительного и родительного падежей употребляется слово лет: прошло пять лет, не достиг семнадцати лет. В остальных падежах используется соответствующая форма слова год: к пяти годам, старше десятью годами. Слово человек во множественном числе имеет форму люди, но в сочетании с числительными сохраняется слово человек: у пяти человек, встретишь пять человек, речь шла о пяти человеках. При наличии определения оправдано употребление слова люди: пять незнакомых людей. Собирательные числительные Двое, трое, четверо… употребляются в следующих случаях: I) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола - двое друзей, трое сирот; 2) с существительными, имеющими только формы множественного

 

числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц); 3) с существительными дети, люди, ребята, а также со словом .иицо в значении человек: двое детей, трое незнакомых лиц; 4) с личными местоимениями: их было пятеро.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРВЕРКИ:

1. Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?

2. Назовите самостоятельные (или знаменательные) и служебные части речи. Приведите примеры.

3. Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.

4. В чем особенность склонения существительных на –ия, -ий, -ие?

5. Расскажите о правописании частицы не с разными частями речи.

6. Вспомните правила, которые помогут вам в написании сложных прилагательных.

7. Расскажите о правописании Н и НН в разных частях речи.

8. Расскажите о слитном и раздельном написании слов разных частей речи.

9. Расскажите о дефисном написании слов различных частей речи. Приведите примеры.

Упражнения к разделу 5

1. Выпишите слова женского рода.

Тюль, иваси, тушь, неженка, мозоль, глупышка, вуаль, бра, табель, кенгуру.

2. Образуйте родительный падеж множественного числа данных сущест­вительных.

Носки, апельсины, баклажаны, очки, туфли, дела, сходни, простыни, гольфы, манжеты, ведомости, яблоки.

3. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных

Это самый новейший проект. В комнате теперь более светлее. Мириаская впадина самое глубочайшее место в океане.

4. Исправьте ошибки в приведенных предложениях.

У обоих моих сестер удивительно красивая внешность. Обе маленьких девочки вышли на прогулку.

5. Согласуйте подлежащее и сказуемое

Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. На концерте выступил 21 певица. За моей тележкой четверка быков тащил другую. Ряд новых домов стоят в конце деревни.

6. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, запишите правильный вариант, определите тип ошибки.
/. В то утро бабушка испекла в русской печи пышные, румяные хлеба. 2. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа. 3. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 4. Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта. 5. Два

инфаркта подорвало его здоровье. 6. Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе. 7. Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду, хотя лед еще некрепкий.

Раздел 6. Синтаксис

Тема 6.1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение

Синтаксис – это та часть грамматики, в которой излагаются: а) способы соединения слов в предложения, б) виды предложений, в) способы соединения предложений друг с другом.

Предложение – это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль. Например: Наступил вечер. Тишина. От реки повеяло прохладой. А деревне зажглись огни. Здесь четыре предложения, состоящие из одного или нескольких слов; каждое из предложений содержит законченную мысль. Между ними существует внутренняя связь: мысль первого предложения о наступлении вечера дополняется и уточняется в других предложениях.

Предложения в зависимости от цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными.

Словосочетание – это синтаксическая единица. Оно имеет определенные признаки: 1) наличие не менее двух самостоятельных слов, 2) их смысловое единство,

3) их грамматическая связь: чудное мгновенье. Наиболее ценными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский полдень, девичьи лица, дорога в лесу).

Минимальное словосочетание, включающее два самостоятельных слова, называется простым (встреча друзей, дружеская встреча). Сложные словосочетания образуются при распространении простых (встреча старых друзей). Простые и сложные словосочетания употребляются в речи не сами по себе, а только в составе предложения. Из предложения они могут быть извлечены, выделены, выписаны.

 

Виды связи слов в словосочетании:

Согласование – это уподобление форм рода, числа, падежа прилагательного формам господствующего существительного: в темных лесах, из темного леса, к темному лесу.

Управление – это выбор падежной формы имени существительного (или местоимения) под влиянием грамматической формы господствующего члена: жажда славы, любила музыку, мечты о подвигах.

Примыкание – это зависимость неизменяемых слов: она не выражена формами. Цельность словосочетания создается порядком слов и интонацией (говорил громко, приказано ждать, необыкновенно быстро).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.