КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5.2. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слона
Чтобы выразить какую-то мысль, необходимо объединить слова в предложение. Особенностью русского языка, как считают ученые, является то, что в нем по сравнению с другими языками не в такой степени действует закон «порядка слов» В большинстве случаев порядок слов в русском языке выполняет грамматическую, коммуникативную и стилистическую функции. Так, в предложениях Около двери висели и часы и Часы висели около двери порядок слов в первом варианте подчеркивает, что часы, а не что иное висели около двери, во втором - акцентируется место, где висели часы.
В русском языке логическое ударение, как правило, падает на последнее слово предложения или части, об этом не всегда помнит пишущий или говорящий. Поэтому возникают такие ошибки: У одних писателей портрет даетсяболее подробно, у других - речевая характеристика. Еслипредложение имело такой порядок слов: уодних писателей даетсяболее подробнопортрет, у других - речевая характеристика, то мысль автора сразу была бы воспринята читателем адекватно. Рассмотрим еще один случай. Фраза Наблюдения над языком маленьких детей двусмысленна: можно понять, что какой-то ученый проводит наблюдение над языком маленьких детей, и маленькие дети наблюдают явления языка. Двусмысленность устраняется при изменении порядка слов: наблюдения маленьких детей над языком. Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлога по. В настоящее время литературной нормой считается употребление предлога по с существительными и местоимениями в дательном падеже: по матери, по другу, по нему, по чему, по ним. Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы, им: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы. Особого внимания требуют предлоги на и в. Они указывают на пребывание в каком-то месте или передвижение в какое-то место, Предлог в показывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в город) или обозначает пребывание внутри (в городе). Предлог на указывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на гору, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше). Но чаще выбор предлога определяется традицией:
- с названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в - в России, в Краснодарском крае, в деревне Малиновка и пр. - с названиями островов, полуостровов используется предлог на - на Камчатке; - предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог в - с названиями переулков, проездов: на бульваре Дмитрия Донского, в Банном переулке, на улице Бирюзова. Ошибкой является неправильное употребление глагола ложить вместо класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть - общеупотребительное литературное слово, а ложить - просторечное. Нелитературно звучат выражения. Я ложу книгу на место; Он ложит папку на стол. В этих предложениях следует применять глагол класть: Я кладу книги на место; Он кладет папку на стол. Необходимо обратить внимание и на использование приставочных глаголов положить, сложить, складывать. Правильно: положу на место, складывать числа. Определенную трудность представляют собой так называемые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним относятся глаголы, обозначающие действие, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу (колоситься, горчить, ржаветь, отняться, заключаться) и глаголы, не имеющие формы 1-го лица единственного числа по причинам фонетическим (затмить, победить, ощутить, Дудеть, чудить, убедить ). Для правильного употребления подобных глаголов используется описательная форма: сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить и т.п. Например, Надеюсь, ты победишь в себе страх передтемнотой? - Конечно, побе(дю, жу, джу?)…! {сумею победить). Существуют так называемые изобилующие глаголы, имеющие двоякие личные формы (они отличаются стилистической окраской - книжной или разговорной): колышет - колыхает, кудахчет -кудахтает, машет - махает, полощу, полощи - полоскаю, по
лоскай, плещет -плескает, рыщет - рыскает и др. (В каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором - разговорная). Некоторые параллельные формы различаются не стилистически, а оттенками значения. Так, форма брызгает (от глагола брызгать) имеет значение «спрыскивает, окропляет» (брызгает водой, брызгает белье), а форма брызжет означает «разлетается каплями» (грязь брызжет, брызжет слюной). Форма двигает (от глагола двигать) имеет значение «перемешает, толкая или таща что-либо» (двигает стол к окну), а форма движет означает «приводить в движение и переносно «руководит» (им движем чувство сострадания). Форма капает имеет значение «падает каплями» (пот капает со лба), а форма каплет означает «протекает» (крыша каплет). Иногда для усиления выразительности речи одно время глагола может быть употреблено в значении другого. Например: Зима 1812 года. Наполеон покидает охваченную пожарами Москву (настоящее время в значении прошедшего). Честный человек неправдыне скажет (будущее в значении настоящего). Я громко позвал его, а он как вскрикнет от неожиданности (будущее время в значении прошедшего). В сочетаниях с числительными по-разному употребляются формы одних и тех же существительных. Так, в сочетании с числительными пять, шесть и выше в форме именительно-винительного и родительного падежей употребляется слово лет: прошло пять лет, не достиг семнадцати лет. В остальных падежах используется соответствующая форма слова год: к пяти годам, старше десятью годами. Слово человек во множественном числе имеет форму люди, но в сочетании с числительными сохраняется слово человек: у пяти человек, встретишь пять человек, речь шла о пяти человеках. При наличии определения оправдано употребление слова люди: пять незнакомых людей. Собирательные числительные Двое, трое, четверо… употребляются в следующих случаях: I) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола - двое друзей, трое сирот; 2) с существительными, имеющими только формы множественного
числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц); 3) с существительными дети, люди, ребята, а также со словом .иицо в значении человек: двое детей, трое незнакомых лиц; 4) с личными местоимениями: их было пятеро. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРВЕРКИ: 1. Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана? 2. Назовите самостоятельные (или знаменательные) и служебные части речи. Приведите примеры. 3. Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи. 4. В чем особенность склонения существительных на –ия, -ий, -ие? 5. Расскажите о правописании частицы не с разными частями речи. 6. Вспомните правила, которые помогут вам в написании сложных прилагательных. 7. Расскажите о правописании Н и НН в разных частях речи. 8. Расскажите о слитном и раздельном написании слов разных частей речи. 9. Расскажите о дефисном написании слов различных частей речи. Приведите примеры. Упражнения к разделу 5 1. Выпишите слова женского рода. Тюль, иваси, тушь, неженка, мозоль, глупышка, вуаль, бра, табель, кенгуру. 2. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных. Носки, апельсины, баклажаны, очки, туфли, дела, сходни, простыни, гольфы, манжеты, ведомости, яблоки. 3. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных Это самый новейший проект. В комнате теперь более светлее. Мириаская впадина самое глубочайшее место в океане. 4. Исправьте ошибки в приведенных предложениях. У обоих моих сестер удивительно красивая внешность. Обе маленьких девочки вышли на прогулку. 5. Согласуйте подлежащее и сказуемое Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. На концерте выступил 21 певица. За моей тележкой четверка быков тащил другую. Ряд новых домов стоят в конце деревни. 6. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, запишите правильный вариант, определите тип ошибки. инфаркта подорвало его здоровье. 6. Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе. 7. Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду, хотя лед еще некрепкий. Раздел 6. Синтаксис Тема 6.1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение Синтаксис – это та часть грамматики, в которой излагаются: а) способы соединения слов в предложения, б) виды предложений, в) способы соединения предложений друг с другом. Предложение – это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль. Например: Наступил вечер. Тишина. От реки повеяло прохладой. А деревне зажглись огни. Здесь четыре предложения, состоящие из одного или нескольких слов; каждое из предложений содержит законченную мысль. Между ними существует внутренняя связь: мысль первого предложения о наступлении вечера дополняется и уточняется в других предложениях. Предложения в зависимости от цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными. Словосочетание – это синтаксическая единица. Оно имеет определенные признаки: 1) наличие не менее двух самостоятельных слов, 2) их смысловое единство, 3) их грамматическая связь: чудное мгновенье. Наиболее ценными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский полдень, девичьи лица, дорога в лесу). Минимальное словосочетание, включающее два самостоятельных слова, называется простым (встреча друзей, дружеская встреча). Сложные словосочетания образуются при распространении простых (встреча старых друзей). Простые и сложные словосочетания употребляются в речи не сами по себе, а только в составе предложения. Из предложения они могут быть извлечены, выделены, выписаны.
Виды связи слов в словосочетании: Согласование – это уподобление форм рода, числа, падежа прилагательного формам господствующего существительного: в темных лесах, из темного леса, к темному лесу. Управление – это выбор падежной формы имени существительного (или местоимения) под влиянием грамматической формы господствующего члена: жажда славы, любила музыку, мечты о подвигах. Примыкание – это зависимость неизменяемых слов: она не выражена формами. Цельность словосочетания создается порядком слов и интонацией (говорил громко, приказано ждать, необыкновенно быстро).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |