КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическое развитие, методы оценки
Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни. Определить уровень и особенности физического развития можно с помощью антропометрии. Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела. Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени; ЖЕЛ; становая сила и сила мышц кисти; диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой; жироотложение. Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов. Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (M – mediana) и среднее квадратическое отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если возьмем средний рост студентов 173 см (M) ± 6,0 (S), то большинство обследованных (68–75%) имеют рост от 167 см (173 – 6,0) до 179 см (173 + 6,0). Для оценки по стандартам сначала определяется, на сколько показатели обследуемого больше или меньше аналогичных показателей по стандартам. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам M = 173 см (при S = ±6,0), значит рост данного студента на 8,5 см выше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше –2,0 (очень низкое); от –1,0 до –2,0 (низкое); от –0,6 до –1,0 (ниже среднего); от –0,5 до +0,5 (среднее); от +0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое); больше +2,0 (очень высокое). В нашем примере получаем частное 8,5: 6,0 =1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке «высокий». Индексы физического развития – показатели физического развития, представляющие собой соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах. Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, с жизненной емкостью легких, с силой и т. п.). Разные индексы включают разное число признаков: простые – 2 признака, сложные – больше. Приведем наиболее часто встречающиеся индексы. Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом. Весоростовой индекс (по Кетле) определяется делением данных веса (г) на данные роста (см). Средними показателями считаются 350–400 г (мужчины) и 325–375 г (женщины). Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и вычислить идеальный вес. Определение типа телосложения (см. выше), а идеальный вес вычисляется следующим образом:
Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (мл) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин 60 мл/кг, женщин – 50 мл/кг, спортсменов – 68 – 70 мл/кг, спортсменок – 57 – 60 мл/кг. Силовой индекс получают от деления показателей силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: силы кисти – 70–75% веса (мужчины), 50–60% (женщины), 75–81% (спортсмены), 60–70% (спортсменки). Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях: . В норме КП = 87 – 92%. КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество в прыжках, беге. КП женщин несколько ниже мужчин. Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель равен 181 – (80 + 90) = 11. У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое телосложение. Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |