Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 час




Структура дисциплины

    Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекц. Практ. занят.   Семинары Самостоятельная работа  
1. ВВЕДЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА       -    
2.   ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА». ПРЕДЫСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ            
3.   ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XIX-НАЧ. ХХ ВВ.         Доклады, эссе
4.   ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XX ВЕКЕ           Доклады, эссе, письменная работа
  ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ.           Докады, эссе, рефераты, письменная работа
            Зачет  
  Итого:            

 

Содержание дисциплины

 

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. Предмет философии культуры.   Место философии культуры в современном культурологическом знании. История философии культуры как особой дисциплины и области знания. Значение немецких романтиков и герменевтической традиции для формирования философии культуры. Роль неокантианства. Современные представления о предмете философии культуры.  
  ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА». ПРЕДЫСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ. «Понятие культура в немецкой философской мысли второй половины XVIII - начала XIX в. Значение идей В.Гумбольдта, И.Канта, И.В.Шеллинга и Г.Гегеля: антитезы «цивилизация» и «культура», «культура» и «природа», «культура» и «творчество». Культура и историческая эпоха (Шеллинг), культура и история (Гегель). Общефилософские идеи, оказавшие значительное влияние на подходы философии культуры. Платонизм и идея культуры: Спор об универсалиях в средневековой схоластике и его значение для интерпретаций культуры. «Врожденные идеи» Декарта, монадология В.Лейбница. Место и роль трансцендентального идеализма И.Канта  
  ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XIX-НАЧ. ХХ ВВ. Философия культуры немецких романтиков Философия языка и культуры XIX века: В.Гумбольдт и В. Дильтей Философия культуры Фр. Ницше Неокантиантская культурфилософия Проблема культуры в прагматизме (Джеймс, Дьюи, Пирс)     Философия и типология культуры Фр.Шлегеля. Герменевтика Шлейермахера и понятие индивидуальности. Спор об индивидуальности Шлейермахера и Фихте. «Речи о религии» Шлейермахера;. Концепция «духа народа» в немецкой философии и «науке о народах». «Дух времени» и «дух эпохи» у романтиков и Шеллинга. Концепция языкового мировидения и учение о внутренней форме слова В.Гумбольдта Герменевтика как метод исторического познания у Дильтея. Программа критики исторического разума. Понимание и объяснение, переживание и выражение как категории герменевтики Герменевтический круг. Работа «Происхождение трагедии из духа музыки», ее культурфилософская проблематика Аполлоническое и дионисийское, сократическое и трагическое. Александрийский тип культуры и «теоретический человек». Критика всепоглощающего историцизма в «О пользе и вреде истории для жизни». Проблематика культуры в философии И.Канта и неокантианстве. Марбургская школа: культура как метод. (Г. Коген) Баденская школа: культура как ценность (Г. Риккерт). Науки о природе и науки о культуре. Исторические науки о духе и метод «отнесения к ценности» Аксиология. Ценность и оценка. Прагматистская установка на множественность подходов в истолковании предмета знания, ее значение. Прагматистское толкование культуры и морали как системы убеждений и верований. Инструментализм Дьюи: «операционалистское» понимание культуры. Учение Ч.Пирса о знаке, его значение для семиотики.    
  ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XX ВЕКЕ Философия культуры О.Шпенглера Философия искусства и культуры Ортеги-и-Гассета Марксистская и неомарксистская философия культуры (Д.Лукач) Психоаналитическая философия культуры (Фрейд, К.Г.Юнг, О.Ранк) Неокатолическая и протестантская философия культуры Философия символических форм Кассирера   Экзистенциализм и идея культуры. М.Хайдеггер Проблема культуры во французском экзистенциализме и персонализме. Герменевтика и философия культуры Г.-Г.Гадамера. Проблема культуры в структурализме К. Леви-Стросса. Философия культуры М.Фуко. Постмодернистская философия культуры.       «Закат Европы» Шпенглера в интеллектуальной истории XX века. Понимание культуры как организма высшего порядка. Культура и цивилизация Физиогномический метод описания культуры. «Аполлоническая душа» античности и «фаустовская душа» европейской культуры. Их символы. Политические идеи Шпенглера. Работа «О точке зрения в искусстве» и подходы к изучению пространственных форм искусства в начале XX веке: «ближнее» и «дальнее» видение в искусстве и философии. Значение «Восстания масс» для исследований феномена массовой культуры. Критика омассовления культуры. Теория общества и антропология Понятие идеологии и его значение для современных исследований культуры Сближение культуры и идеологии в марксизме. Проблема отчуждения. Неомарксистская философия культуры Д.Лукача Социальная природа категорий мышления. Теория романа Лукача в сравнении с концепцией Михаила Бахтина. Философия культуры З.Фрейда. Основные понятия. Представление о творчестве и концепция сублимации. Концепция первобытной культуры по Фрейду. Философия культуры О.Ранка. Основные категории философии культуры К. Г. Юнга. Коллективное бессознательное. Архетип. Философия культуры Э. Фромма. Философия и религия, культура и религия, культура и культ в интерпретации Ж.Маритена. Работы Э.Жильсона по философии искусства. Философия культуры Р.Гвардини: основания культуры Нового времени. Неопротестантская философия культуры Пауля Тиллиха. Философия культуры Р.Х.Нибура. Критика сциентистских установок предшествующего неокантианства. Понятие символической формы культуры. Миф как символическая форма. Язык как символическая форма. Философская антропология Кассирера: человек как символическое животное. Значение подходов Кассирера для исследований культуры в XX веке. Критика аксиологического понимания культуры и мышления в категориях ценности. Эйдетическое понимание культуры. Хайдеггер о понятии «картина мира». Онтологическая герменевтика.. Экзистенциалы,связанные с описанием произведения искусства. Хайдеггер и Кассирер: давосский спор о культуре. Культура и личность в персонализме. Персоналистское понятие личности и понятие о культуре личности (Э.Мунье). Экзистенция и свобода. Проблема выбора. «Экзистенциальная ситуация» в пьесах Ж.-П.Сартра. Романы А.Камю. «Миф о Сизифе» -понятие абсурда: его культурфилософское содержание и контекст. Этапы истории герменевтики: Г.Гадамер: радикальная критика установок герменевтического «вчувствования» и «вживания в прошлое». Новое понимание смысла герменевтики. Понятие герменевтического круга и пред-рассудка у Гадамера Философия искусства Г.-Г.Гадамера (По работе «Искусство и подражание»). Критика концепции первобытного мышления Леви-Брюля. Тотемизм и проблема классификационных схем мышления в примитивной культуре. Понятие бриколлажа. Мораль мифов. Парные символы в культуре. В.Тернер о двоичных и троичных кодах в первобытной цветовой классификации. Историческая эпистемология Фуко Проект археологии знания. Методология изучения истории в работе «Ницше, генеалогия, история». Генеалогический проект Фуко. Понятие «проблематизации». Философия культуры в «Герменевтике субъекта». Культура себя в интерпретации Фуко. Философия культуры Роллана Барта. Понятие текста. Деконструкция Ж.Деррида. «Состояние постмодерна» Ж.-Ф.Лиотара. «Система вещей» Ж.Бодрийяра. Симулякры и критика современной культуры. Философия культуры У.Эко. «Пять эссе на темы этики» и «Открытое произведение».  
  ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ. Культурфилософские идеи в русской мысли XIX столетия. Символистская философия культуры нач. XX века. Философия творчества и культуры Н.Бердяева. Философия культуры ПФлоренского «Афины и Иерусалим»: Философия культуры Л.Шестова. Философия культуры русского евразийства. Философия культуры М.М.Бахтина. Культурфилософские концепции Я.Голосовкера и О.Фрейденберг. Философия культуры А.Ф.Лосева. Философия культуры в России в последней трети XX в.     «Философические письма» П.Чаадаева Идеи русского самобытничества в славянофильстве. Понятие «народности» в русской общественной мысли; его зависимость от европейского интеллектуального контекста. Теория культурно-исторических типов Данилевского. Философия культуры В.Соловьева. Символистская философия культуры в начале XX века. Концепции А.Белого и Вяч. Иванова – общее и особенное. Философия культуры Андрея Белого «Переписка из двух углов» Вяч.Иванова и Мих.Гершензона, ее значение. Культура как репрессия в трактовке Гершензона и критика этого понимания Вяч.Ивановым. «Смысл творчества»: проблема творчества и свободы, творчества и объективации. «Воля к жизни и воля к культуре». Романтическая и классическая культуры в концепции Бердяева. Понятие нового средневековья. Критика Бердяевым культурфилософской концепции Шпенглера и культурологического партикуляризма евразийцев. Культура и культ. Проект «конкретной метафизики». «Обратная перспектива» Флоренского Работа «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительном произведении». Символология П.Флоренского. Философия техники как органопроекция. Культурно-историческая концепция «Философия трагедии» Шестова. Прочтение Шестовым русской литературы Формирование концепции Афин и Иерусалима. Образы двух культур в учении Л.Шестова: Сократ и Иов. Шестов и Кьеркегор. Книга «Кьеркегард и экзистенциальная философия. Концепцией Афин и Иерусалима С.С.Аверинцева. Евразийское движение. Сборник «Исход к Востоку». Критика европеоцентризма. Евразийская концепция русской культуры. Разработка основных понятий евразийской культурфилософии ЛКарсавиным. Работы П.Н.Савицкого. Критика культурфилософских установок евразийства Н.Бердяевым и Г.Флоровским. Бахтин и бахтинология. М.Бахтин как философ культуры. Эпос и роман в культурфилософской концепции М.Бахтина. М.Бахтин и Г.Лукач. Понятие о хронотопе. Бахтинская концепция античности Методологическая проблематика. Работа «К философским основам гуманитарных наук». Образ и понятие: исследования по культурной семантике в работах О.М.Фрейденберг. Теория метафоры Фрейденберг. Я.Э.Голосовкер: Культура как имагинация, имагинативный абсолют. Имагинация и воображение. Концепция античной культуры у О.М.Фрейденберг и Я.Э.Голосовкера. Влияние работ Вяч.Иванова и П.Флоренского на мировоззрение Лосева. Концепция мифа. Лосевская концепция античной культуры как целого в «Очерках античного символизма и мифологии». Критика современной науки в работе «Античный космос и современная наука». Концепция Возрождения у А.Ф.Лосева. Философия культуры Э.Ильенкова и М.Мамардашвили. Культурфилософская перспектива работ С.С.Аверинцева, А.В.Михайлова, Типология культуры Риторика и философия. Место риторики в европейской литературной традиции Философия европейской культуры. В.С.Библер как философ культуры.    



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.