Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глухонемота




РАССТРОЙСТВА РЕЧИ НА ПОЧВЕ ДЕФЕКТОВ СЛУХА

В предыдущем изложении уже достаточно выяснена роль слуха в речи как дистансцептора речевых раздражителей среды и как контролера собственного звукопроизношения человека. В зависимости от степени расстройства слуха находится и характер речевого дефекта.

(СНОСКА: По-латыни surdomutitas: surditas — глухота, mutitas — немота).

Глухонемотой называется такое патологическое состояние человека, когда он не слышит и не пользуется звуковой речью (нем), обычно заменяя ее мимико-жестикуляторной. Не воспринимая слухом речи окружающих, глухой от рождения не может подражать ей, а следовательно, и научиться говорить. Нередки случаи немоты, когда ребенок лишается слуха в раннем детстве до 2—5 лет: не вполне сформировавшаяся и укрепившаяся речь, вследствие выпадения слуховых раздражителей и слухового контроля, постепенно расстраивается и угасает — ребенок становится тоже глухонемым. Надо отличать случаи одновременной глухоты и немоты, обусловленных разнородными причинами, например: повреждения в коре мозга дают немоту (афазию); одновременно порча периферического слухового аппарата может вызвать глухоту. В результате оба дефекта дают картину, напоминающую глухонемоту (Преображенский), но принципиально отличную от нее.

Причины глухонемоты в основном разделяются на две категории — врожденные и приобретенные.

Часто причиной врожденной глухоты служит одно из следующих условий рождения ребенка.

1. Наследственность, чаще всего передаваемая не по прямой линии: глухота обоих или одного из родителей, главным образом, родственников по восходящей линии (дед, бабушка).

2. Браки между кровными родственниками, ведущие в общем к вырождению, могут давать и известный процент глухого потомства.

3. Сифилис, туберкулез и др. подобные болезни родителей.

4. Алкоголизм родителей.

5. Сильные нервные потрясения и другие болезни матери во время беременности.

6. Нездоровые условия жизни родителей (плохое питание, сырое и темное помещение и т. п., вредные профессии).

Вследствие этих неблагоприятных условий внутриутробной жизни младенца неправильно формируется слуховой аппарат его: некоторые части или совсем не развиваются, или же развиваются неправильно, или в слуховом аппарате образуются костные или хрящевые наросты, затрудняющие слух, или, наконец, создается врожденная «малоценность» слухового аппарата, предрасположенного ко всяким заболеваниям.

Приобретенная глухота, т. е. когда ребенок потерял слух во время родов или в последующие месяцы и годы, вызывается следующими причинами.

1. Мозговые заболевания— до 50% всех случаев приобретенной глухоты.

2. Ушные заболевания, а также болезни носоглотки и носа.

3. Скарлатина, грипп, корь, оспа, тиф, золотуха, дифтерит, коклюш, свинка, простуда, затяжные насморки и другие болезни.

При этих болезнях вследствие воспалительных, гнойных и интоксикационных процессов также разрушаются то нервные, то перепончатые приборы внутреннего и среднего уха; значительно реже — центральные отделы слухового пути и коры.

4. Повреждение слуховых приборов сильным ударом, сотрясением, сильным криком, поцелуями в ухо, попаданием в него воды и т. п. (травма). Сюда же относятся разные виды профессиональной глухоты (артиллеристы, котельщики, учителя и др.).

5. Повреждение слуховых приборов острым предметом и другими инородными телами. Это особенно наблюдается у детей, которые нередко, играя, засовывают в ухо все, что они держат в руках. Приобретенная глухота чаще всего появляется у детей в 2—4-летнем возрасте.

По переписи 1897 г. в царской России глухонемых было 124 513 человек, т. е. 0,09% всего населения. На первом месте (75% случаев) мы имеем глухонемоту социально-бытового происхождения и лишь в 25% — унаследованную (в конечном счете тоже обусловленную социально-бытовыми моментами). Материальная необеспеченность (70%), тяжелый труд, физическая истощенность, некультурность, нездоровые условия жизни и труда вызывают заказанные болезни, являясь факторами глухоты. Глухота не является принадлежностью только неимущих; и в зажиточных слоях разлагающегося капиталистического общества немало случаев глухоты.

Советская власть создала соответствующие условия для борьбы с глухонемотой. Уничтожение эксплуатации, уничтожение безработицы в городе и нищеты в деревне, охрана материнства и младенчества, охрана детского труда, улучшение материального положения трудящихся и повышение их культурного уровня, профилактика и другие мероприятия являются наилучшими средствами борьбы с глухонемотой.

Всего глухонемых в СССР по данным всесоюзной статистики 1926 г. 112 298 человек, т. е. 0,078% всего населения; при этом мужчин глухонемых на 10% более женщин. Это наследство осталось нам от капиталистического строя.

В зависимости от времени появления глухоты находится и степень расстройства речи: до 2 лет и с 2—4 лет оглохший, если не принять специальных педагогических мер, быстро теряет свою еще бедную и неокрепшую речь; в более позднем возрасте, — чем старше дети, тем прочнее сохраняется их звуковая речь и тем она богаче по своему словарю и стилю. Потеря слуха в 15-летнем возрасте и старше дает лишь отдельные расстройства речи (косноязычие, монотонность и т. п.), не разрушая ее в целом при условии соответствующей поддержки речи окружающей средой в дальнейшем.

Остаточный слух и развитие его у глухонемых. Полной глухотой страдают лишь 30—40% глухонемых, и она не поддается лечению; у остальных сохранились в разной степени остатки слуха. Они воспринимают те или иные звуки разных звукоиздающих приборов, иногда некоторые гласные и даже некоторые отдельные слова.

Исследование слуха производится системой камертонов, рожков, свистков и т. п., электрофонами, фонографами, аппаратом Скрицкого и речью.

Воздействуя на остатки нервных слуховых приборов звуковыми раздражителями, можно достигнуть двух целей: 1) оживить эти приборы, 2) развить в них диференцированную работу, т. е. способность различать один звук от другого, что является важнейшей задачей развития слуха.

Наилучшим методом является метод Бецольда-Кройса. Методика развития недостаточного слуха тщательно разработана преподавателями школ для глухонемых (сурдопедагогами). Проф. Ф. А.

Рау — виднейший у нас специалист по глухонемоте — рекомендует метод развития слуха проф. Бецольда (Мюнхен) в разработке Кройса.

Суть метода состоит в том, что каждый из имеющихся звуков (обыкновенно — гласные звуки) сначала читается с губ учителя и громко произносится учеником. Затем учитель перед зеркалом произносит его так, чтобы ученик мог одновременно воспринимать этот звук и глазом и ухом; наконец, звук воспринимается только ухом, без участия зрения. Результаты применения такого метода определенно положительные, т. е. ученик усваивает членораздельную речь, конечно, в соответствии со степенью остаточного слуха. Даже при-невозможности развить слух до восприятия речи улавливание слухом только отдельных звуков уже делает голос глухонемого менее грубым, монотонным, приближая его к нормальному. В настоящее время в Союзе широко пользуются для этих целей прибором проф. Скрицкого, состоящим из активатора, тонвариатора, усилителя и микрофона.

Названия приборов передают их функциональную сущность: надев на уши головные телефоны, глухие выслушивают разного рода тона. Такое воздействие на слуховой аппарат при наличии хотя бы незначительных остатков слуха в общем улучшает его функционирование.

Современные методы обучения глухонемых речи. «Основная педагогическая задача воспитания глухонемых состоит в том, чтобы, учитывая их своеобразие, помочь им полностью включиться в качестве активных борцов за интересы рабочего класса и освободить от тех тягостных чувств неполноценности и жизненной дезориентировки, которые могут явиться естественным следствием их физического дефекта» (Цвеифель).

Важнейшим средством разрешения этой задачи является воспитание у глухонемых звуковой речи, как наиболее совершенного средства общения с социальной средой и развития мышления.

Аналитико-синтетический метод. Распространенным методом обучения речи является аналитико-синтетический метод, основоположниками которого являются Малиш в Германии и Н. А. Рау (для дошкольников) в СССР. Метод Малиша построен на том положении, что ребенок схватывает сразу все слово, а затем отдельные элементы его, притом узнает слово лучше во фразе, чем изолированно. Глухой узнает слово не столько по артикуляции, сколько по ритму (количеству слогов), паузам между словами, ударениям на словах и мелодии слова и фразы (последние два момента имеют значение для сохранивших остатки слуха). Вначале у вновь поступившего в школу глухонемого воспитывают навыки коллективной повседневной школьной жизни (гигиенические и бытовые навыки — ходить в определенном порядке, чистить зубы и т. п.; различные игры, прогулки и т. п.); одновременно производятся специальные подготовительные для выработки звуковой речи упражнения дыхательных, голосовых органов и чтение с лица, точнее — с губ. У глухонемых за счет отсутствующего слуха очень развит зрительный анализатор. Благодаря этому они довольно легко улавливают все артикуляторные движения губ и лица говорящего человека и таким образом постепенно научаются понимать по этим движениям отдельные слова и фразы. Так как далеко не все речевые движения доступны зрению (движение голосовых связок, мягкого нёба, языка), то глухонемому приходится по нескольким улавливаемым зрением, так называемым «опорным», артикуляциям (гласные и губные звуки) догадываться об остальных (например: п-ав-а = правда; ф-от — флот). При хорошей памяти и комбинаторных способностях глухонемой довольно легко считывает с губ обычную речь собеседников. На первом году обучения дети учатся читать с лица имена своих товарищей, простейшие приказания («встань», «сядь», «иди» и т. п.). Одновременно эти слова детьми списываются в их тетради. Далее дети обучаются активной звуковой речи через подражание своему сурдопедагогу (учителю глухонемых). Учитель, возможно четко и медленно артикулируя, произносит понятное ученику короткое слово-фразу перед зеркалом и добивается от ученика воспроизведения сказанного. Первоначально это подражание бывает крайне несовершенно; некоторые звуки или совсем не выговариваются, или заменяются другими, или, наконец, искажаются. Учителю все время приходится работать параллельно над постановкой отдельных звуков и их коррекцией. Работа по воспитанию звуковой речи у глухонемого требует от ученика и от учителя большого терпения, настойчивости и времени, а от учителя, кроме того, и хорошего знания дела, и любви к ученику, и самому делу. Глухой в этой работе даже зрением может пользоваться лишь частично ввиду недоступности глазу многих речевых движений. Поэтому приходится добавочно прибегать к помощи тактильного и мышечного чувства (кинестетического). Например, чтобы дать понять глухонемому, что при речи выдыхается воздух, в известных случаях вибрируют голосовые связки и некоторые другие органы речевого аппарата (грудь, лицо, губы, язык, нос и т. п.), его заставляют ощупывать руками в процессе речи гортань, грудь, лицо учителя или ощущать выдох, подставляя под струю воздуха свои руки и т. п. Осознав суть данного явления, глухонемой пытается сам, одной рукой контролируя движения учителя, а другой — свои, воспроизвести подобное же, например вибрации, хотя и не слышит получающегося при этом у него звука. В случаях, где такой контроль невозможен, пользуются специальными приборами: шпателем или зондом придают языку или мягкому нёбу нужное положение. Если у глухонемого имеется остаточный слух (в этом случае он слышит лишь некоторые громкие звуки на очень близком расстоянии от уха), то, параллельно с артикулированием слова перед зеркалом, оно громко произносится руководителем (ученик одновременно улавливает звук и артикуляцию). Это восполняет некоторые пробелы в чтении с губ.

Так, идя рука об руку со своим учителем и всем школьным коллективом, глухонемой овладевает звуковой речью и тем самым включается в трудовую жизнь общества как полноценный член его.

Одним из новейших методов является метод сотрудника Отофонетического института в Ленинграде, ныне переименованного в Экспериментальный институт детской дефективности (ЛЭДДИ), И. А. Васильева — киношрифтный метод.

Этот метод построен на следующем принципе: глухонемой ребенок в процессе речи во всех случаях должен представлять себе зрительно в деталях все артикуляторные движения (артикулемы) произносимых, читаемых, записываемых им и выслушиваемых им слов так, как слышащие представляют себе акустические элементы речи (акуэмы).

Киношрифтом называются все заснятые киноаппаратом главные положения артикуляционных органов и мускулов лица (артикулемы) при произнесении всех отдельных звуков речи во время течения естественной живой речи.

Эти положения артикуляционных органов и мускулов лица во время речи, зафиксированные на кинематографической ленте, отражаются на экране и легко понимаются, как и сама речь, каждым умеющим читать с лица глухим или слышащим. Заснятые таким образом и отраженные на экране сообщения, статьи и рассказы легко передаются большой аудитории глухонемых.

Чтение такой записи речи даже легче, чем чтение непосредственно с лица, так как изображения звукопроизводящих органов и мускулов лица при отражении их на экране могут быть произвольных размеров; движение же речи на экране производится с желательной скоростью.

При произнесении перед аппаратом одного звука, например а или п и т. д., на ленте получается большое количество снимков во всех переходах от закрытого рта через произнесение типизированного данного звука к закрытому рту.

Если из этих снимков вырезать центральные для каждого звука и отпечатать их на бумаге, то получится лицевая азбука. Этой лицевой азбукой пользуются как обыкновенной нашей печатной (или письменной) азбукой. Из нее легко можно составлять слово, фразы и статьи, можно печатать целые книги. Читая такие книги, глухонемой приучается в совершенстве читать с лица речь окружающих.

Так как глухой усваивает звуковую речь исключительно зрением, т. е. при помощи чтения с лица, то чтение с лица должно быть развито до высочайшей степени. В этом отношении киношрифт дает большие возможности. При помощи киношрифта глухонемой может совершенно самостоятельно, без помощи учителя, развивать свои навыки в чтении с лица, чего не давал ни один метод обучения глухонемых. Киношрифт дает возможность, читая киношрифтные книги, отдавать развитию навыков в чтении с лица произвольное количество времени.

Кроме того, в значительной степени этот прием облегчает выявление, постановку и закрепление звуков и сокращает обычно расходуемое на это время.

Так как киношрифт является письмом фонетическим, то, упражняясь в чтении по киношрифту, глухонемой приучается к более правильному произношению, к более правильной речи.

Обучение собственно письму начинается лишь после 2 месяцев работы над киношрифтом. До этого дети проходят подготовку к письму — навыки в элементах письма (отдельные штрихи, кружочки и т. п.). С третьего месяца обучения чтение киношрифта увязывается с письмом: прочитанное слово записывается по методу целых слов.

Заканчивая изложение этих методов обучения звуковой речи, следует отметить, что, несмотря на длительность курса (9 лет) и громадные усилия учителей и учащихся, все же речь глухонемого по окончании школы, в силу отсутствия слухового контроля, резко отличается от нормальной.

Письменный метод Линднера. По этому методу, прежде всего, и главным образом, глухонемого обучают письменной речи. Сначала списывают отдельные слова-названия предметов окружающей обстановки, затем фразы. Все записывается на отдельные полоски бумаги. При помощи таких полосок ведется разговор с глухонемыми: нужная фраза — требование или вопрос — показывается адресату.

Письменная речь воспитывается несравненно легче и быстрее, чем устная, так как основной анализатор письма — зрение — у глухонемого налицо и притом работает более изощренно, чем у слышащего. Устной речи обучают при этом методе независимо от письменной обычными способами. Проф. Ф. А. Рау рекомендует этот метод для умственно-отсталых глухонемых и подростков.

Маноральная (устно-ручная) система Форхгаммера является дополнением к устному методу. Говорящий, держа свою руку у груди, производит ею разнообразные движения, условно обозначающие участвующие в произнесении данного звука аппараты (кисть книзу — опущенное нёбо; кисть, прижатая к груди, — звонкость, а отдаленная — глухие согласные; вытянутые указательный и средний пальцы — л, и т. п.). Эта система облегчает усвоение речи в тех ее моментах, когда артикуляция говорящего или скрыта (к, г, носовой тембр), или неотчетлива вообще, или же сходна при различных звуках (п,б; г и и и т. п.). Система вводится в обучение лишь по усвоении звуков речи по методу целых слов.

Кроме того, имеются устные методы Енько, Шумана и Пауля (начинают с обучения слогам); Кройса — при этом методе в основу развития звуковой речи положены те лепетные слова, которые глухонемые могут произносить до выучки; наконец, Кверля (материнской школы), дающего первые 3 года без всякой фонетической последовательности ту речь, которой пользуются мать и няня в разговоре с маленьким ребенком; параллельно дается письменная речь, а на четвертом году начинается курс исправления дефектов произношения. Есть и другие методы, уже не имеющие широкого применения в школе.

Чистый устный метод (немецкий), состоящий в усвоении аналогичными, указанными выше приемами отдельных звуков, из которых затем складываются слоги, слова, в настоящее время в школах СССР не употребляется, за исключением некоторых особых случаев (у умственноотсталых и т. п.).

Также не применяется и мимико-жестикуляторная речь (французский метод), с которой в наших школах ведется борьба. Дело в том, что эта речь, как более легко усваиваемая глухонемым, но далеко не удовлетворяющая запросам современности, тормозит развитие звуковой речи. Не культивируется в советских школах и дактилология — разговор при помощи букв, изображаемых разнообразными движениями рук и пальцев. Оба метода не могут включить глухонемого в жизнь коллектива и сделать полноценным членом его.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.