КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЗАИКАНИЕ 2 страница
Так как, с одной стороны, речь — явление социальное, с другой — само заикание является социальным неврозом, развивается в известной мере на базисе эмоциональной неустойчивости индивидуума, а эмотивная жизнь человека развивается и проявляется преимущественно в коллективе, то и борьба с заиканием должна вестись в условиях коллективной жизни. Последнее тем более необходимо, что заика часто бывает эгоист (сосредоточен на своей личности). При устранении заикания у больного воспитываются, по возможности в естественных условиях речевой практики, здоровые речевые навыки и предотвращается наступление «срывов» усвоенных навыков. А так как речь — социальный звукопроизносительный навык, комплекс которого выявляется в форме жеста, мимики и звука, объединенных семантикой, то, естественно, что в работе следует увязывать все четыре указанные момента. В свою очередь, поскольку само звукопроизношение состоит из дыхательной, голосовой и артикуляторной работы, выявляется необходимость воспитания правильной деятельности в каждом из этих компонентов. Но выработка изолированных движений должна немедленно связываться с их синтезированием. Особенно важным и в то же время трудным моментом в этой работе является выработка здоровых социально-классовых установок заики на среду и на свою речь, т. е. выработка на социальные раздражители нормальных ответных речевых и неречевых актов поведения. Эти моменты необходимо систематически, в течение всего курса, вклинивать во все виды проводимой работы, вместе с заикой анализировать путем бесед проявляющиеся у него болезненные навыки, отмечать здоровые проявления и полную возможность ими пользоваться во всех случаях жизни. Анализ внутренних переживаний и поведения заики, систематическое на основе такого анализа воздействие на него в форме убеждения — основной метод работы с заикой. Нормальная работа организма во всех его проявлениях строго ритмична, — поэтому все воспитываемые движения (речевые и неречевые) у заики должны быть ритмичны. Все гимнастические упражнения должны быть пропитаны утрированным ритмом. Вот почему для заик так полезна всякая биомеханика, связанная со строгим ритмом, как-то: музыка, гимнастика, особенно ритмическая, некоторые виды спорта, плавание, гребля и т. п. Наконец, одновременно с воспитательной работой в некоторых случаях необходимо и лекарственное, и физическое лечение, укрепляющее нервную систему. Существенным моментом успеха является оздоровление средовых воздействий на заику — в школе, в семье, в его производственном коллективе: сознательное и правильное отношение к заике со стороны окружающих — необходимый элемент всей системы перевоспитания заики. В медицине различаются неврозы истерические (склонность к самовнушению и болезненным представлениям), неврастенические (навязчивые идеи, психическая подавленность, неуверенность и страх речи) и психостенические (повышенная впечатлительность и мнительность). Естественно, что к каждой форме этих неврозов при их лечении должна применяться особая методика. Громадное большинство заик — психои неврастеники. Излагаемые методики рассчитаны преимущественно на эти категории больных. Вследствие такого болезненного состояния заик при логопедических занятиях с ними необходимо быть в контакте с врачом-невропатологом и излагаемый курс воспитания здоровой речи у них вести под его наблюдением. Итак, в основе логопедической работы с заиками лежит: 1) воспитание гармонической, координированной, строго ритмической работы во всех элементах звукопроизносительного аппарата и во всей речи в целом; 2) выработка устойчивых социальных установок на социальную среду за счет уничтожения невротических, болезненных; 3) организация здоровой установки коллектива (семья, школа и т. п.) на заику. Метод Сикорского. Это синтетический метод, систематизировавший и впитавший в себя богатое наследие прошлого. В нем блестяще разработаны дидактические приемы — «гимнастика речи». Сущность этой «гимнастики» заключается в развитии всех физиологических элементов речи в отдельности с целью облегчения речевого акта как синтеза этих элементов. Психологическая же часть метода заключается, главным образом, во внушении заике смелости в речевых актах, в отвлечении внимания от «трудных звуков», «в умственных» упражнениях (умственная редакция фраз, упражнения в свободных ассоциациях и т. п.). Сикорский игнорирует коллективный метод, что отразилось и на всей его системе. Недостатками метода являются его схематичность, слабая разработка психотерапии, перегрузка механическими упражнениями и неучет социального момента. Метод Гуцмана. Это аналитико-синтетический метод: речь разлагается на свои компоненты, которые изолированно упражняются, после чего из них снова строится целостная речь. В основе всей системы Гуцмана лежит дыхательная гимнастика, производимая в связи с разнообразными движениями тела; далее следует целая серия голосовых упражнений, начинающихся с придыхательного звука, а затем шопота и заканчивающихся гласным звуком на одном выдохе. В дальнейшем заика упражняется на согласных звуках, произнося их также на одном выдохе (б-бб-ббб), после чего соединяет их с гласными (ба-баба), вначале произнося слоги очень тихо с некоторым усилением гласного. Далее идут упражнения в слитном однотонном произношении слов и фраз на одном дыхании, причем слоги произносятся с одинаковой скоростью и силой, с затягиванием последнего на остатке выдоха. Работа заканчивается упражнениями на словах и предложениях; при этом первый гласный растягивается, а все остальные произносятся, в темпе обычной речи, слитно, без перерывов, на одном выдохе (а —— том; Ан — на пошла в школу). Вся гимнастика носит сознательный, волевой характер. Этот метод представляет шаг вперед по сравнению с методом Сикорского. Дидактические приемы увязаны с воздействием на психику заики. Но подчеркнутое внимание к отдельным компонентам речи создает у заик представление сложности и трудности речи и этим поддерживает у них страх речи. Не учтен также социальный момент речи. Все же этот метод страдает механичностью и громоздкостью. Представителями этого метода у нас являются Гимиллер, Эрнст, Кац (последний, однако, отводит в методе более значительное место психологическим моментам). Метод Либмана. Он считает упражнения в дыхании, голосе и артикуляции безусловно вредными, как обременяющими обычную речь искусственными элементами. В основу метода положено психологическое воздействие на заику и в первую очередь по линии уничтожения страха перед речью, перед «трудными» звуками и т. п. Новейший метод его состоит из четырех основных моментов: 1. Объяснение заике физиологии нормальной и заикливой речи. 2. Медленное с растягиванием гласных (речь становится ритмической) чтение вместе с руководителем в унисон с естественной интонацией, при этом руководитель продолжает чтение, хотя бы заика остановился; после вынужденной остановки заика присоединяется к чтению, а голос руководителя постепенно угасает, и заика читает самостоятельно, но руководитель все время следит за чтением и при малейшем затруднении снова присоединяется к чтению. 3. Повторение сначала коротких, а затем более длинных рассказов руководителя. 4. Самостоятельное чтение и пересказ. Заика должен упражняться в речи и в присутствии посторонних, а в случае «физиологических затруднений» не поддаваться моторному напряжению. На первых порах даются такие упражнения, в которых для заики не было бы абсолютно никаких затруднений, могущих вызвать заикание. В легких случаях упражнения речи с легкой ударностью на гласном скоро прекращаются, в трудных же они проводятся в течение всего курса. Так как в основу лечения ставится психическое воздействие, то личность логопеда, его авторитет, умение наладить контакт с заикой, внушить к себе доверие, вызвать у заики интерес к занятиям и веру в излечение — главные условия успеха. Для этого необходимо очень тщательное и всестороннее изучение личности заики в целом, в его социальном окружении, и форм его заикания. И в этом методе нет практической разработки индивидуального подхода к каждому типу заики, хотя в принципе и обращается большое внимание на предварительное изучение заики и индивидуальный подход к нему; слабо учитывается социальный момент, да и самый психологический момент недостаточно разработан. Метод Фрёшельса. Этот метод, как и метод Либмана, в основном психологический. Главные вехи метода: 1. Заикам разъясняется: а) что речь — прежде всего видоизмененный выдох (шепотный и громкий), б) что заикание происходит от неправильной артикуляции. 2. Подробно разъясняются все звукоустановки (3—4 беседы). 3. После нескольких упражнений в глубоком вдохе и медленном выдохе произносятся бессмысленные звуковые комплексы, чтобы содержание не отвлекало внимания от наблюдения над видоизменением при этом голосовыдыхательного тока (4—5 раз по 2—3 минуты ежедневно в течение недели). 4. Чтение, пересказ, беседы. При задержках на «трудных» звуках снова напоминается, что речь должна протекать свободно, легко, как обычный выдох, и что нет оснований бояться каких-либо звуков или слов. Для дошкольников рекомендуется: 1. Часы слушания медленной речи, пока они сами не заговорят так же. 2. Игры, пение, ритмическая гимнастика совместно с нормально говорящими детьми, но под надзором руководителя. 3. Не допускать у ребенка мысли о тяжести его дефекта и не создавать условий, внушающих ему, что из-за своего дефекта он становится центром внимания окружающих. 4. Избегать всего, что волнует ребенка своей таинственностью, необычайностью. Своей трактовкой речи Фрёшельс устраняет у заик предубеждение к речи, как к чему-то трудному, и страх перед ней. Минусы метода — недостаточная разработка его индивидуализации, отсутствие коллективного метода, недостаточное подчеркивание средового фактора. У нас к психологической школе следует отнести Неткачеваи его последователей (Тяпугин, Тартаковский-Упрямый и др.), отрицающих целиком дидактический метод. В настоящее время эти методы в чистом виде у нас редко практикуются, как методы в том или ином отношении односторонние, механистические и не вполне соответствующие современному состоянию наших знаний о человеке и его поведении. Советская логопедия, как и другие дисциплины, пошла путем использования и переработки логопедического наследия на основах диалектико-материалистиче-ского мировоззрения. У нас в той или иной степени оформились следующие методы работы с заиками. Синтетический метод, разработанный автором, с учетом методов Сикорского, Гуцмана, некоторых разработок последних Доброгаевым и др. Прежде всего производится тщательное исследование заики (см. в приложении карточку обследования) логопедом, психоневрологом и невропатологом, в соответствии с чем намечается метод логопедической работы и лечения. Приступая к логопедической работе, следует учесть две возможности: 1) «свежий случай», т. е. когда с момента обнаружения первых симптомов заикания прошло немного времени — от нескольких дней до 2—3 недель, самое большее 1—2 месяца; 2) когда заикание продолжается более указанного срока. В первом случае заику следует поместить в наиболее благоприятные условия жизни в смысле покоя, внимательного отношения к нему со стороны окружающих, без малейших намеков со стороны последних на характер его недуга. «Постельный режим» (укладывают в постель как больного), в течение первых дней полное молчание, затем разговор шопотом и в возможно ограниченных рамках, наконец, лекарственное лечение (успокоительные средства) — вот наилучшие методы для устранения заикания в этом случае. Окружающие разговаривают медленно, спокойно. Через неделю-другую такого режима заикание исчезает: бывший заика снова введен в обычную жизнь. Однако с этого момента до его полной возмужалости должны систематически применяться, как это будет изложено ниже, профилактические меры. Если в домашних условиях такой режим неосуществим, то необходимо соответствующее учреждение типа специального санатория. Когда же заикание приняло уже форму стойкого невроза, то приходится проделать частично или полностью систематический курс логопедии, также закрепляя восстановленную здоровую речь последующей профилактикой. Режим молчания и уединения в таких случаях иногда даже вреден: больной еще больше сосредоточивается на своем заикании как на тяжелой болезни, и его угнетенное состояние еще более усиливается, вместе с чем усиливается и заикание. При невропатической отягченности заик метод изоляции их не дает заметного эффекта. Курс начинают с установочной беседы. Воспитание речевого дыхания. У заик обычно дыхание поверхностное, неровное, чаще всего верхнегрудное, наблюдается также неумелое управление им. Выправление дыхания особенно важно при дыхательных формах заикания. Надо воспитать здоровое, без всяких спазм в области диафрагмы 1 и прямых мышц живота, медленное и глубокое дыхание, необходимое для здоровой речи и вообще для здоровой жизни всего организма. Дыхательные упражнения, как отдельный тип упражнений для воспитания нормальной речи, входят во все системы перевоспитания заикливой речи. Нормальная биомеханика дыхания (внешнее описание): выдох — 1 купол диафрагмы эластично поднимается вверх и выжимает воздух из легких; одновременно передняя стенка живота также эластично втягивается внутрь, нажимая на кишечник, который в свою очередь подталкивает вверх диафрагму; вдох — диафрагма медленно опускается, нажимая на кишечник, в свою очередь надавливающий на переднюю стенку живота, отчего последняя выпячивается вперед. Для целей дыхательных обе фазы производятся, в общем, одинаковой продолжительности (по Гуцману выдох вдвое продолжительнее вдоха), разделяясь небольшой паузой. В речевой же работе выдыхательная фаза значительно продолжительнее вдыхательной (по Гуцману в 5—8 раз), выдох от вдоха не отделяется паузой, а непрерывно один переходит в другой — момент очень важный при уничтожении заикания: чаще всего спазм проявляется именно в момент перехода вдоха в выдох. Как правило, во всех последующих упражнениях первые упражнения проделываются по образцу и совместно с руководителем. Лишь по усвоении этих «отраженных» движений переходят к движениям самостоятельным. «Отраженные» движения, как результат богатого комплекса раздражителей, облегчают заике выполнение нужных движений. Упражнения. 1. Заика ложится спиной на твердую кушетку, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Перед этим руководитель показывает на себе, как надо дышать диафрагмой («животом»), прикладывая руку заики к своему животу и груди. Заика, держа одну руку на диафрагме руководителя, вначале вместе с ним медленно выдыхает, втягивает живот, а затем спокойно вдыхает, выпячивая живот кверху. Далее левая рука его контролирует движение своей диафрагмы, а правая — грудной клетки; последняя, по возможности, должна оставаться неподвижной (затормозив временно грудное дыхание, мы индуцируем, т. е. вызываем лучшую работу диафрагмы). Если заика не сразу улавливает движение, то полезно производить при выдохе легкое давление рукой на его руку, лежащую на животе, а затем приказать ему самому производить это надавливание. 2. Такое же дыхание стоя. Для правильной постановки тела вначале заика дышит, прислонясь плотно спиной, пятками и головой к стене. Такое же диафрагмальное («брюшное») дыхание, сидя на стуле,— посадка прямая, или заика сидит, откинувшись на спинку стула, но не сгибаясь. В каждом из перечисленных, равно как и в последующих дыхательных упражнениях, производятся по 5—10 вдохов и выдохов подряд, смотря по возрасту и состоянию организма. Между упражнениями делается передышка в 1—2 минуты. Нужно следить, чтобы между вдохом и выдохом совершенно не было паузы; между выдохом и вдохом делается пауза приблизительно в 2-3 секунды, которые отсчитываются руководителем: или голосом – раз, два, три, или же – тремя ударами руки. Когда плавность движения диафрагмы усвоена, то во время этой паузы дыхание задерживается. Такой принцип задержки дыхания во время пауз проводится во всех без исключения последующих упражнениях. Таким образом, мы 1) дышим «физиологически», 2) воспитываем дыхательный ритм (вдох — выдох — остановка), 3) развиваем и укрепляем тормозные механизмы, 4) индуцируем более глубокий вдох. При очень дефективном дыхании проделываются дополнительные упражнения с подыманием и опусканием рук, воспитывающие более глубокое дыхание и экономный и равномерный выдох Координационная связанность дыхания с разнообразными движениями тела рекомендовалась уже древними авторами. Эти движения, в особенности рук, облегчают контроль над дыханием (плавность, темп, паузы, вдох — выдох), содействуют развертыванию и спадению грудной клетки. Вместе с тем, так как в процессе речи физиологическое дыхание нарушается (вдох происходит быстрее, выдох прерывается паузами и происходит толчкообразно), то упражнения по выработке торможения и диференцировок в дыхании являются необходимым элементом воспитания здоровой речи у заик, у которых тормозные процессы обычно дефективны. Кроме этого, исходя из комплексаторной деятельности нашего организма, можно утверждать, что если первый компонент (составной элемент) комплекса правильно функционирует, то уже этим создаются благоприятные условия выявления всего комплекса в его полноценном виде. Вдох же и есть первый акт звукопроизношения: сделан первый правильный шаг — ровный вдох, и речь пойдет без судорог. Вот почему так серьезно и внимательно нужно следить, чтобы заика никогда не начинал говорить, предварительно спокойно и легко не вдохнув в себя воздух. Воспитание голосовой работы. Голосообразование (фонация) — второй момент звукопроизношения — у заик также часто дефективно (судороги в области гортани, слабый голос и пр.) и требует известной воспитательной работы. Важность воспитания здоровой голосовой работы у заик вытекает из того, что речь представляет функцию чрезвычайно высокой диференцировки, воспитываемой при этом в своем онтогенезе в период индивидуального развития путем тонкой переработки примитивного детского голосообразования. Кроме того, голосовая функция является эволюционно более примитивной, древней. Поэтому певучая речь более устойчива и дольше сохраняется при всякого рода расстройствах и оказывает регулирующее воздействие на речь в области звукопроизношения и артикуляции. Вот почему воспитание голосовой речи начинается с произнесения звуков нараспев. Эти упражнения особенно полезны при голосовых и артикуляторных формах заикания. Основные требования, предъявляемые к голосу, — непрерывность, ровность, звучность и достаточная сила, также способность тормозить голос и точно диференцировать его в отношении силы, высоты, тона, темпа и тембра (грудной), правильного резонирования (направление голосовыдыхательной струи «в маску»), — осуществляются системой упражнений, органически и неразрывно связанных с дыхательной системой упражнений. Каждое вышеописанное дыхательное упражнение после достаточной проработки (5—10 повторений) сопровождается на выдохе голосом в формах всех гласных в последовательности: а, о, у, э, и или а, э, и, о, у. Следовательно, первое голосовое упражнение будет такое: лежа, сделать диафрагмальный вдох, как это уже описано, а на выдохе так же медленно, но громко и плавно протянуть (пропеть) на одной ноте гласную а, начиная ее с легким придыханием (немецкое г), так что в начале оно звучит как га — голосовые связки сходятся и напрягаются постепенно (придыхательное голосоначало). Затем отсчитывается пауза, далее снова вдох, голос и т. д. Поочередно таким образом произносятся все гласные. Так же производятся и все остальные голосовые упражнения: во всех перечисленных приемах выдох обязательно сопровождается голосом. Некоторые дополнительные голосовые упражнения: 1. Произносятся нараспев вместо одного звука на одном выдохе последовательно и беспрерывно по два, по три..., по пяти звуков. 2. Эта же группа звуков аоуэи (аэиоу) повторяется несколько раз на одном выдохе аоуэиаоуэиаоуэи... 3. Произносится нараспев эта же группа гласных с паузой между двумя соседними звуками а-о-у-э-и. 4. То же, но с неравномерными паузами. Эти четыре упражнения производятся одновременно с соответствующими дыхательными и голосовыми упражнениями! 5. На одном выдохе производятся поочередно выдох — пауза — голос с одним из гласных и разные комбинации выдоха, паузы и голоса в смысле длительности и места каждого из них. После проработки всех описанных голосовых упражнений проделывается группа упражнений, развивающих так называемые «рычаги тона», т. е. вырабатывающих диференцировку голоса по силе, высоте и скорости. Включение грудного резонатора производится следующим образом: больной произносит нараспев гласные на возможно низком тоне и одновременно, прикладывая ладони рук к грудной клетке, контролирует, дрожит ли она или нет. Дрожание груди свидетельствует о наличии грудного резонирования, т. е. грудного тембра голоса. После того как этот тембр голоса усвоен логоневротиком, с ним проделываются все голосовые упражнения. По наблюдениям многих авторов, заика, говоря непривычным для него низким голосом, меньше заикается, так как устанавливается новая структура, чуждая прежней, заикливой речи; кроме того, здесь не требуется такого сильного напряжения звукопроизводящих органов, как при высоком тоне (Сикорский). Воспитание ритмической речи нараспев. При тяжелых формах заикания, когда заика даже вслед за руководителем не может повторять его плавную речь, пользуются певучей ритмической речью. После усвоения основных приемов правильного диафрагмального дыхания и голосообразования (после 6—8 первых дыхательных упражнений) приступают к воспитанию названной речи. Эти упражнения увязываются с упражнениями двух первых отделов — дыхания и голоса — по схеме: сначала проделывается дыхательное упражнение, затем оно же сопровождается голосом, после чего на этом же типе дыхания производится ритмично и нараспев та или иная речевая работа. Певучая речь является наиболее облегченным и устойчивым типом звукопроизношения. Всякая здоровая функция организма протекает ритмично (ритм биения сердца, ритм дыхания, ритм сокращения мышц и т. п.). Законы ритма обязательны и для здоровой речи. Особенно важна выработка ритма для заик, у которых речь и страдает именно отсутствием нормального ритма (аритмичная речь). Ритм внешних движений, по учению К. Бюхера («Работа и ритм»), явился в результате мышечного труда человека, а так как мышечные трудовые движения предшествовали появлению у человека звукопроизносительной речи, то и ритм общих движений явился моментом более древним, чем речевой, и при расстройствах моторика лучше сохраняется в общих движениях человеческого тела, чем в речевых. Отсюда вытекает методическое правило: чтобы развить речевой ритм, необходимо развивать предварительно и одновременно ритм тела, если он дефективен, соответствующими приемами (гимнастика, пение, музыка). Рекомендуются всякого рода ритмические постукивания (карандашом, рукой, ногой и т. п.), производимые логопатом по образцу логопеда; сочетанные ритмические движения рук и ног (маршировка с хлопанием в ладоши и с другими движениями рук). Ритмические движения тела увязываются с дыханием и речью (см. игры 5, 6, 7, 8, 10, 16, 17 на стр. 260—261 и 1, 2, 3 на стр. 263). Сочетанные движения полезны особенно для заик-тоников. Традиционное мнение о полезности развития ритмики у заик имеет следующее анатомо-физиологическое обоснование. Вся центральная нервная система работает целостно, так как все мозговые механизмы связаны — одни больше, другие меньше — друг с другом многочисленными ассоциативными нервными волокнами. В результате ритмических упражнений совершенствуется ритм в работе центральной нервной системы в целом, и в этот общий ритм тела вовлекаются и работающие аритмично речевые механизмы заики. В особенности такое взаимодействие проявляется между близлежащими участками коры мозга, например, двигательным аппаратом речи и правой рукой. Вот почему при воспитании ритмической речи у заик рекомендуется правшам регулировать ритм правой рукой. Упражнения в такой речи особенно полезны при голосовых судорогах и проводятся с естественными интонациями в следующем порядке. Сопряженная и отраженная ритмическая речь (во всех упражнениях метода — речь с естественными интонациями). Этот вид речи особенно полезен, так как никакие словесные объяснения не могут заменить живого голоса со всеми его нюансами. «Роль руководителя может быть усвоена со всеми особенностями правильного выговора и интонации, со всеми свойствами выразительной речи» (Сикорский). При этой речи слоги сливаются друг с другом, каждое ее слово, как и вся фраза в целом, произносится с интонационными повышениями и понижениями, приближающимися к интонациям обычной речи. Каждая фраза — законченная мелодия. Такая фраза напоминает речитатив в пении. Производится стоя или сидя, желательно перед зеркалом. Поднимая плавно и равномерно правую руку с одновременным вдохом, а затем также плавно опуская ее вниз (в сидячем положении до колена или стола), руководитель произносит несколько нараспев слог взятого слова до обратного такого же поднятия руки вверх. В этот момент или отсчитываются паузы (произнесение по одному слогу на вдох) или же без перерыва «поется» следующий слог (произнесение по словам или фразам на один вдох). Темп речи — вначале приблизительно 2—3 слога в секунду. Заикающийся повторяет (копирует) все проделанное руководителем — слог за слогом, или слово за словом, или фразу за фразой. Необходимо тщательно следить за плавностью и равномерностью Движения руки, во избежание скандированной и отрывистой речи. Ритмические движения руки, помимо указанных контрольных и регулирующих целей, являются прекрасным тормозом судорог. Движения руки должны быть свободными, ненапряженными и неутомительными. Шопотная речь. В особо тяжелых случаях, когда даже при этом приеме речь идет судорожно,следует начинать работу с шопотной речи, так как последняя, как менее координационно осложненная, в большинстве случаев или совсем не поражена или в значительно меньшей степени, чем голосовая. Таким образом, она может служить отправным моментом воспитания здоровой речи, давая заике возможность без особых усилий пользоваться незаикливой речью. На этих упражнениях не следует долго задерживаться, так как они могут оказаться лишней нагрузкой. Как только окажется возможным перейти на ту или иную форму голосовой речи, упражнения в шопотной речи прекращаются. Кроме того, основная цель работы с заикой — развить у него смелую, уверенную, громкую речь; шопот, наоборот, культивирует неуверенность, робость в речи. Такую же роль играет на этой стадии логопедических занятий и слабое произношение согласных звуков («скольжение» по ним) с переносом ударности произношения на гласные звуки, однако, без особой затяжки их. Метод «отраженной речи» в той или иной форме особенно широко применяется при занятиях с детьми младшего возраста и с умственноотсталыми. Упражнения. 1. Совместное произнесение отдельных слов (сопряженная речь), вдыхая перед каждым слогом, после предварительного произнесения слова логопедом. 2. Такое же произнесение коротких фраз. 3. Произнесение отдельных слов на одном выдохе. 4. Такое же произнесение коротких фраз на одном выдохе. 5. Такое же произнесение небольших рассказов, басен и т. п. Каждое из упражнений, после усвоения одновременного с логопедом произнесения, проводится отраженно, т. е. заика повторяет слово или фразу после произнесения ее логопедом. После усвоения медленной речитативной речи переходят к речи с более быстрым темпом. Такая речь отличается от обыкновенной лишь строгой ритмичностью. Ритм регулируется самим заикой движением, перебиранием или постукиванием пальцами и проводится в медленном темпе. Доведенная до совершенства такая речь почти не отличается от обыкновенной. Начинать нужно с простого по своей музыкальности вида речи (описание), а кончать басней, отличающейся богатством интонаций и ритмов. Ритмическое чтение нараспев. Эта форма речи для бегло читающих, когда самое чтение их не затрудняет, является следующим видом облегченной речи, так как чтение освобождает заику от напряжения мыслительной работы, от словесной формулировки своих мыслей и конструирования фраз. В то же время оно затормаживает социальные моменты речи (нет ответственности за содержание читаемого), а также, облегчая осуществление разнообразных технических условий речи (паузы, знаки препинания, определенные абзацы и т. п.), служит прекрасным средством не только воспитания самого нормального чтения, но и основательной подготовкой к выработке здоровой самостоятельной речи. Этим объясняется, почему в большинстве случаев при чтении заикание меньше, чем при самостоятельной речи. При чтении посадка должна быть «прямая», книга помещается на пюпитре или подставке так, чтобы буквы были видны возможно яснее. Для чтения берется книга, напечатанная крупным, отчетливым шрифтом, с вполне понятным содержанием, чтобы самая техника чтения не затормаживала целевой установки. Содержание должно соответствовать и развитию читающего, и современности. Такому чтению уделяется много внимания и времени. Заключительным этапом его является чтение «в лицах» драматических отрывков и выразительное (художественное) чтение. Интонационное чтение необходимо довести до такого совершенства, чтобы оно почти не отличалось от обыкновенного. Упражнения. 1. Совместное, отраженное и, наконец, самостоятельное, медленное, протяжное чтение по одному слогу на один выдох. После каждого слога пауза в 3/4 такта. Пауза производится в том же ритме, как и чтение.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |