Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗАИКАНИЕ 4 страница




1. Подумай!

2. Вдохни!

3. Медленно, плавно говори!

Эта установка для повседневной речи дается с первых занятий.

Прохождение курса логопедической работы с заиками. Предлагаемая система логопедии рассчитана по необходимости на разные возрасты — преимущественно на школьников, подростков и взрослых. Само собою понятно, что руководитель должен учитывать возраст и развитие своих пациентов в целях правильного подхода к ним и разумной подачи им изложенного материала. Так, например, для детей, не умеющих или только начинающих читать, естественно, что чтением, как материалом для упражнений, пользоваться почти не придется, зато самое обучение чтению следует вести в согласии изложенной системой: соблюдать правильное дыхание, медленную плавность произношения, ритм и т. п. Дебилы, даже в старших классах, почти ничего не знают наизусть, поэтому вся рецитация их, главным образом, состоит из произнесения пословиц, загадок, стишков. Возраст, пол, социальное положение и пр. — все это обусловливает особенности интересов и целеустановок заики. Кроме того, заикание, как и всякий невроз, крайне изменчиво: клонус переходит в тонус, появляются новые психические наслоения и т. п., — также динамичны должны быть и логопедические подходы. Так, одно видоизменяя, другое опуская, третье расширяя сообразно условиям социальной и индивидуальной жизни логопата, воздействуя на заику всей суммой индивидуальных и социальных раздражителей, можно воспитать у него здоровые навыки.

Как само заикание происходит волнообразно, полосами, временами то усиливаясь, то ослабевая, так волнообразно протекает и исчезновение его. Обыкновенно в начале занятий речь быстро улучшается, но достаточно малейшего нарушения жизненного тонуса (болезней, неприятностей, утомления и т. п.), чтобы заикание обострилось или дало полный рецидив. Учитывая это обстоятельство, приступая к логопедической работе, следует предупредить заику (имеются в виду старшие возрасты детей и взрослые, для детей младшего возраста это было бы нецелесообразно), что заикание будет исчезать неравномерно, а скачками, но волны ухудшений в продолжение курса занятий будут появляться все реже и реже, постепенно уменьшаясь в своей силе и длительности. Такое предупреждение в будущем избавляет заику от неожиданных нервных потрясений: при рецидиве больного охватывает отчаяние и часто происходит «срыв» всей работы; но если такие колебания входили в «программу» занятий, я он заранее об этом знал, то подобных «срывов» не случится.

Работу с заиками нужно вести в несколько приемов, от 3 до 6 месяцев каждый, в продолжение года. В легких случаях первым периодом занятия и заканчиваются, — получается полное исчезновение заикания. Чем ранее развилось заикание, а также чем старше возраст и сильнее нервная отягченность заики, да еще к тому же более тяжелые социально-бытовые условия, тем реже происходит быстрый успех. Поэтому, если в течение 3—6 месяцев работа не дала окончательного результата (известное улучшение бывает в большинстве случаев), нужно на этом прервать систематические занятия, оставив заику лишь под общим наблюдением руководителя и коллектива в смысле соблюдения им правильного режима и усвоенных правил речевого поведения. Конечно, ему (старший возраст) разъясняется, что такие перерывы входят в программу занятий, а не являются отказом от работы с ним. Через 4—5 месяцев снова приступают к систематическим занятиям, повторяя проделанный курс с некоторыми видоизменениями (ударность переносится на «узкие места» заики). В тяжелых случаях приходится так вести работу в течение 3 и даже 5 лет. В условиях школьной логопедии такой метод не представляет особых затруднений, так как заики там пребывают годами. Процент полного успеха в общем высокий, особенно среди детей, улучшения наступают почти всегда. Имеющиеся в литературе статистические данные об излечимости заикания в известной степени проблематичны: чтобы уверенно сказать, что заикание вполне исчезло, нужно проследить за заикой в течение, по крайней мере, 3 последующих лет, а данных массового характера до сих пор нет. Сикорский определяет полное излечение в 70% случаев, Гуцман дает 80% полного исчезновения заикания, 18% улучшения и 2% без результата. Рецидивы наступают в 10—20%. Надолечный приводит подобные же цифры. Для полного искоренения заикания Сикорский устанавливает в среднем 6 месяцев. Но очень часты отступления в сторону увеличения этого срока: до 1—2 лет и больше.

Данные некоторых специалистов по заиканию требуют дополнительных сведений для своего признания. Так, опубликованные интересные материалы опыта д-ра И. Н. Мураховской (Харьков) свидетельствуют о том, что с 6-го занятия при 5-часовом рабочем дне все дети - заики говорили уже не заикаясь. Весь курс состоял из 19 занятий с двумя, согласно плану, двухнедельными перерывами. Результат занятий: 1 случай рецидива через 5 месяцев и 1 случай с периодическим улучшением и ухудшением, остальные избавились от заикания полностью.

Такие же оптимистические данные приводит и М. Ф. Брунс (Ленинград, б. Отофонетический институт).

Прогноз. «Прогноз заикания — щекотливая вещь. Самый опытный может основательно ошибиться», — говорит Надолечный; такое же мнение в свое время было высказано и Сикорским. Со стороны родных и воспитателей часто настойчиво задается вопрос об излечимости и времени излечения. В таких случаях надо быть очень осторожным в ответах.

Чем «свежее» случай, чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше речевых аппаратов захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше всякого рода психических наслоений, чем выше «мудрость окружения» (Надолечный), тем благоприятнее виды на успех. Для заикания, обусловленного преимущественно факторами отягченной наследственности или нейропатической недостаточности, а также появившегося без видимых внешних воздействий прогноз ставится менее благоприятный. Здесь чаще рецидивы. По мнению некоторых авторов, успешнее проходят случаи при судороге на дыхании, чем на голосе; клонические формы легче тонических. Плохой признак, если больной заикается на всех видах речи (речь громкая, шопотная, стихотворная, подражательная и т. п.); также неблагоприятным моментом является, если заика уже'подвергался бесплодному лечению. Но и перечисленные показания далеко не всегда оправдывают себя. Коллективный метод психотерапии заикания в разработке «Общества оздоровления речи» в Москве. Инициатор организации коллектива — заика И. И. Тартаковски й-Упрямый. (Изложено по данным Н. Тяпугина).

Течение заикания разделяется на 4 периода, в каждом из них: применяется особая методика.

1 период (дошкольники 3—5 лет). Ребенок не сознает своего дефекта. В свежих случаях заикания после испуга — постельный режим с медленной, тихой и спокойной речью окружающих. В случае задержки заикания — рассказывание ребенку в медленном темпе по картинкам; игры. Никаких намеков на его заикание.

2 период (дошкольники и начало школьного возраста), когда болезнь затянулась и ребенок осознал ее. Производятся дыхательные и голосовые упражнения, без особой задержки на которых переходят к плавной, медленной, слитной (без пауз между словами) речи, с затягиванием ударных гласных звуков. Перед речью делается достаточно глубокий вдох, начинают с отраженной речи, а затем переходят к чтению и другим видам спонтанной речи. Окружающие также должны говорить медленно. Автоматизировавшись, такая речь постепенно переходит в речь с нормальным темпом. Проводятся выработка уверенного поведения и лекарственное лечение (бромиды в сочетании с кальцием).

3 период (школьники и подростки), когда заикание осложняется страхом речи и представлениями о невозможности произнести данное слово. Применяется рациональная психотерапия по д-ру Неткачеву

По инициативе заики Тартаковского-Упрямого в 1922 г. в Москве был организован коллектив заик «Оздоровление речи», в котором и стали применять названный метод, руководясь девизом: «Через оздоровление психики — к здоровой речи». Основные моменты метода:

1. Объяснение заике сущности его дефекта.

2. Медленная речь и звуковые упражнения (произнесение на выдохе без напряжения гласных и согласных звуков и включение их в слова: а—Африка, в — вата и т. д.).

При этом фиксируется внимание на мускульном ощущении при артикуляции звуков, на слуховом восприятии и на графическом представлении их. Затем идет чтение и все виды спонтанной медленной речи.

3. Уничтожение страха речи. После усвоения медленной речи — это является главной работой и состоит в следующем:

а) Лечение представлениями — заику заставляют систематически представлять себя здоровым, смелым, уверенно говорящим в определенной конкретной обстановке.

б) Самовнушение (метод К у э) — заика, вставая утром и ложась спать вечером, медленно повторяет себе несколько раз: «Я не заикаюсь».

в) Выправление выразительных движений: больного заставляют смотреть в глаза собеседнику, говорить громко, держаться прямо и т. д. (по принципу: от жеста — к эмоции).

г) Практика смелого поведения — следующий этап работы.

Больной должен делать смелые поступки, вступать в разговор с незнакомыми в разных условиях. Предварительно он тренируется, делая в своей группе доклады, участвуя в инсценировках, в кружках и т. п.

д) Общественная работа — она отвлекает заику от его дефекта и поднимает его в собственных глазах.

ПРАВИЛА ДЛЯ ЗАИК:

1. Говори медленно, плавно и слитно, предварительно приготовив в уме фразу, которую хочешь сказать.

2. Перед фразой сделай вдох и говори, плавно и равномерно выдыхая.

3. Не делай напряжения на согласных и произноси немного протяжно гласные.

4. Говори всю фразу слитно, т. е. произноси все слова данной фразы как одно слово.

5. Говори выразительно: для этой цели делай слоговые и логические ударения.

6. Держись прямо, смело и спокойно.

7. Всегда и везде вспоминай свою хорошую речь, которой ты говоришь у нас. Это сделает тебя уверенным в речи.

8. Пользуйся всяким случаем, чтобы говорить.

9. Под нашим руководством ты должен работать сам над собой. Только тогда; ты добьешься прочного успеха.

10. Помни, что ты боишься говорить не потому, что заикаешься, а заикаешься потому, что боишься говорить. Выполняя наши правила, ты можешь постепенно освободиться от страха речи.

11. Делай самовнушения и всегда представляй себя бодрым, уверенным, со-здоровой речью.

12. Ясно поставь себе цель, для осуществления которой тебе нужна здоровая; речь. Иди к ней упорно и неуклонно, коллектив тебе в этом поможет.

В 2 месяца больным проделывается главная работа над своим перевоспитанием. Речь значительно улучшается (он пользуется замедленной речью). В дальнейшем больной должен еще много работать над собой.

4 период, когда у взрослых остались только старые навыки заикливой речи, но когда почти не бывает страха. Проводятся речевые упражнения, и ставится медленная речь. Коллективная психотерапия заик-подростков и взрослых изложена Тартаковским. Метод построен на принципе «самолечения», на инициативности и активности самих больных. Логопеды являются только консультантами. Заика постепенно через коллектив таких же заик вводится «в здоровый социальный коллектив через ряд промежуточных звеньев, все усложняющихся ситуаций, учитывая своеобразие невротика, как личности».

Вот схематическое изложение основных вех этой системы.

Создаются возможно благоприятные материальные условия, как база последующей работы, и уделяется большое внимание физическому оздоровлению заики. Предлагается не скрывать от окружающих лечения своего дефекта и организовать их сочувственное здоровое отношение. Заика включается в соответствующую его возрасту и умственному развитию группу. В первые дни пользование речью сводится к минимуму («речевой паек»). Проводится борьба с нездоровыми настроениями, наблюдаемыми у заики до поступления в коллектив (пессимизм, скептицизм и т. п.). Настойчиво воспитывается медленная, певучая, ритмическая речь во всех ее видах (шопотная, отраженная и т. п.), преимущественно практикуется громкая с легким напевом речь.

Затем организуются выступления с речью сначала перед своим коллективом, затем с присутствием посторонних, начиная с чтения для неграмотных, обучения малограмотных и т. п. При этом настойчиво ведется борьба за медленную речь, а также с «уловками» и с избеганием публичных выступлений и прятанием от своего дефекта. Далее в систему перевоспитания заик включается использование здорового юмора и смеха по адресу своих неудач.

Наконец, заики выступают в обществе посторонних нормальноговорящих: выполняют поручения и т. п., причем они ежедневно практикуются перед этими выступлениями, произнося речь перед воображаемыми слушателями.

На фоне коллектива с каждым заикой проводится VI индивидуальная работа, учитывающая его интерес, склонности, увлечения, например, туризмом, спортом и т.п. Выработка здоровой целеустремленности — основная задача в этой работе.

Пребывание в коллективе ограничивается 3 месяцами, после чего заики продолжают самостоятельно совершенствовать свою речь, поддерживая по возможности связь с «товарищами по несчастию».

Большим достоинством метода является детальная разработка коллективной работы заик над перевоспитанием своей личности, а вместе с этим и своей речи. Слабое место метода — недостаточная разработка индивидуального подхода к разным типам заикающихся и разным формам заикания, — учтены лишь возрастные и интеллектуальные моменты.

Комбинированный метод лечения заикания у школьников, разработанный М. Ф. Брунс (частично на материале б. ОФИ) и научно обоснованный совместно с научным сотрудником института ОЗДП,. д-ром Е. С. Никитиной. В соответствии с учением современной советской психоневрологии, автор отводит большое место социальному моменту в развитии заикания и в методе устранения его. Установка лечения — дать заике здоровую речь и перевоспитать его личность. Все виды лечения являются, в общем, психотерапевтическими моментами.

Методика лечения (Брунс пользуется медицинской терминологией) строится на данных детального психоневрологического и соматического обследования личности больного, а также социального окружения его и взаимоотношений заики и среды. Изучаются условия рождения заики и его дальнейшее развитие, семейный быт заики, характеры и взаимоотношения членов семьи, наследственные факторы, жизнь заики в школе, условия появления заикания. Далее, путем беседы с самим заикой (рекомендуется М. Б. Топоровой), выясняются отношение заики к родным и семейным взаимоотношениям, к школе и товарищам, его социальные установки и направленность, а также его отношение к самому себе, к своему поведению и своему речевому дефекту. Выясняются имеющиеся у него психические травмы, комплексы навязчивых состояний, безотчетных страхов (фобий). Тщательно исследуются нервная система заики, его моторика (координация, ритмика, степень заторможенности, ригидности мышц, обилие или бедность движений). После этого исследуются дыхание в процессе речи и вне ее и артикуляция, в результате чего устанавливаются особенности дыхания, звукопроизношения (характер судорог).

На основании данных исследования, которые производятся врачом-психоневрологом, устанавливаются тип заики — клоник, тоник или смешанный, форма, заикания (респираторная, вокальная, артикуляторная), и медицинское лечение, в связи с чем применяется соответствующая методика логопедической работы с заикой.

С клониками работа ведется следующим образом.

Путем бесед логопеда с матерью для заики устанавливается дома спокойная ровная обстановка: «не потакать его капризам и в то же время не мешать «едким шалостям, не задергивать». Устанавливаются точный режим и медицинское лечение. Родным предлагается говорить с заикой медленно и плавно.

Воспитанию здоровых поведенческих навыков содействует применение карточек самоучета поведения. В результате соответствующих установочных бесед с ребенком, он каждый вечер обсуждает, как он себя вел в течение дня: если он сделал больше хорошего, то на учетной карточке, где на каждый день шестидневки имеется отдельная клеточка, клеточку данного дня зарисовывают красным, в противном случае — синим цветом. Родители не должны здесь оказывать какого-либо давления на ребенка, но ведут подобный же учет отдельно от заики. В определенные промежутки времени эти карточки обсуждаются публично: при родителях и товарищах-заиках.

В начальных стадиях заикания, под влиянием этих мер, оно часто совсем исчезает. Если же эти приемы результатов не дают, то ведется специальная логопедическая работа.

1. Воспитание правильного диафрагмального дыхания (лежа, стоя, с контролирующей рукой на животе и со слуховым контролем): ровно и спокойно, без напряжения, тянуть при громком выдохе звук ф или с, заканчивая выдох не резким, шопотным звуком т, по 10—15 дыхательных движений, с перерывами 3 раза в день. Длительность выдоха постепенно за 7—10 дней доводится до 5-6 секунд.

2. Дыхательно-голосовые упражнения: после усвоения диафрагмального дыхания, выдохи производятся на отдельных гласных звуках и их сочетаниях. В этих упражнениях обращается большое внимание на то, чтобы произнесение гласных ребенок начинал мягко, без взрыва (мягкое голосоначало или мягкая атака голоса). Сначала произносятся слоги ха, хо, а затем х произносится лишь мысленно, а гласные поются осторожно, начиная с шопота. При этом полезно положить руку заики на гортань логопеда. Для этого предлагается произносить пары слов, с начальным х и созвучное с ним, но без х: хочу — очи, ханна — анна и т. п., на одном выдохе, слитно, лишь с затяжкой последнего звука в первом слове. Далее упражняются на словах, начинающихся с а (по одному и нескольку слов на выдох), а затем и с другими начальными гласными. Заканчиваются упражнения фразами и рассказами, где превалируют слова, начинающиеся гласным звуком.

При наличии мягкого голосоначала произносятся на один выдох сочетания гласных: ауау, уиауиа и т. п. в ритме, темпе и интонациях естественной речи (подражают какой-нибудь живой фразе), подчеркивая ритм некоторым усилением ударных слогов. При затруднениях сливать слова, имеющие на своем стыке одинаковые согласные звуки, подобранные таким образом слова произносятся после соответствующих объяснений, без повторения этих согласных, а лишь с некоторой задержкой на них: тамбре, ту глася (тут Тася) и т. п. Эти упражнения ведутся по предыдущей схеме.

По усвоении мягкого голосоначала и слитности речи, переходят к речевым упражнениям и одновременно начинают развитие у заики чувства ритма путем постукивания карандашом, ладонями, сначала без голоса, а затем и с голосом. Голосовые упражнения, кроме того, сопровождаются плавным подниманием и опусканием рук (произнесение слогов мамамама и т. п. с ударением в разных местах, затем — фраз). Продолжительность упражнения 5—10 мин.

Речевые упражнения с отраженной речью по картинке: повторяется предложение из 2—5 слов, произнесенных без напряжения, спокойно, плавно, ритмичной с незначительной подчеркнутостью смысловых ударений, с естественными интонациями и темпом (2—3 минуты). Затем идут ответы (полные — из проработанных уже фраз) на вопросы по той же картинке. После этого следуют вопросы из личной жизни ребенка. Проводится такое же по стилю совместное чтение по Либману (3—5 минут). В заключение несколько вопросов из прочитанного, несколько вопросов — ответов подбадривающего характера («так тебе совсем хорошо говорить», «ты скажешь папе, что можешь хорошо говорить» и т. п., несколько похвал за хорошую речь заканчивают первое занятие. Основное положение: занятия с заикой с первого дня надо поставить так, чтобы он на них говорил не заикаясь. Лишь после 4—5 занятий, когда заика твердо усвоит основные навыки в ритмической плавной речи, работа над речью переносится на дом, где она проводится под руководством матери, консультируемой логопедом. До этого дома лишь проделываются упражнения для развития ритма, координации и голоса.

В случае недочетов в артикуляции проделываются гимнастика языка, после этого тренируются в чтении столбиков слов на «трудные» звуки. У клиников с артикуляторной формой заикания, с резко пониженным ритмом, проводятся артикуляторно-ритмические упражнения, например, произносятся ряды: татата-та-та; лоролоро-ло-ро, с включением сюда «трудных» звукосочетаний. Для устранения скороговорки, часто наблюдаемой у клоников, рекомендуется, кроме того, произносить, сопровождая плавными медленными движениями рук, ног, строго рифмованную речь (скороговорки, в среднем и старшем возрасте — стихи и т. п.).

Когда координации основных компонентов речи (дыхания, голоса и пр.) выправлены, ребенка включают в коллектив заик, где логопедическая работа ведется наряду с индивидуальной. Метод работы — общепринятый в коллективах.

В работе с тониками (чистая или смешанная форма), помимо указанной работы с клониками, усиленное внимание обращается на психотерапию.

Дыхание. В случае наличия у тоника чувства затрудненности дыхания, путем дыхательных упражнений «убеждают» его, что он может дышать совершенно свободно и легко. При резком асинхронизме выдыхания его начинают с такой продолжительности, после какой уже следует асинхрония, и затем постепенно увеличивают эту длительность.

При эмфизематическом типе дыхания (эмфизема — такая болезнь, при которой эластическая ткань легких плохо сжимается и, таким образом, человеку трудно выдыхать), когда при выдохе ребра и грудная клетка расширяются, в начальных дыхательных упражнениях, лежа, сидя, при выдохе нужно осторожно нажимать руками на ребра и грудь. В сидячем же положении при выдохе заика сильно нагибается вниз, причем голова опускается вниз, руки складываются на груди крест-накрест; при вдохе больной выпрямляется, и логопед оттягивает ему руки несколько назад, после чего руки освобождаются, и все тело принимает свободное положение.

Далее идут дыхательно-голосовые упражнения с движениями рук. При наличии болезненной напряженности в мышцах рук (ригидности), проделывается ряд упражнений «растормаживающего» характера. В случае афтонгиальных явлений (излишняя напряженность или спазм в области корня языка) необходимо голосовыдыхательные упражнения проводить обязательно с мягким голосоначалом. В таких случаях в упражнениях начальные гласные произносятся с предшествующим придыханием или начинаются с шопота.

Для тоников рекомендуется в начале занятий пользоваться скандированной речью: фраза произносится слитно, ритмично, с естественными интонациями, но с подчеркнутым ударением на ударных гласных и четким произнесением неударных гласных. Обычная у тоников монотонность коррегируется произнесением гласных (отдельных и в сочетаниях) с разной высотой тона, а носовой сдавленный голос (результат напряжения шейных мышц и произнесения сквозь зубы) — речью с широким открыванием рта и упражнениями, употребляемыми для правильной постановки голоса.

При артикуляторной форме заикания работа ведется по Фрёшельсу: сосредоточение внимания на гласной, упражнения в произнесении столбиков с «трудными» звуками. Многие упражнения — голосовые, дыхательные и речевые — проводятся под аккомпанемент на рояле.

Психотерапия с активными шизотимиками, обладающими хорошо развитым интеллектом, проводится обычным методом («рациональная» психотерапия), применяется метод Куэ. Но на вялых, нерешительных оказывает действие лишь гипноз.

Практикуются соцсоревнование и ударничество как метод коллективной «социотерапии».

Занятия ведутся 3 раза в шестидневку: 1 коллективное и 2 индивидуальных.

Недостатком метода является слишком резкое, категорическое деление заик на две основные группы — клоников и тоников (имеются переходные формы; вопрос об этих группах окончательно научно еще не разрешен) и применение к ним соответственно специальных приемов «лечения». Также приходится отметить обилие искусственных приемов в виде «отработки» «трудных» звуков, упражнений в произнесении «столбиков» слов, фраз и т. п., еще более фиксирующих внимание заики на этих моментах. Учитывая несомненную полезность упражнений в ритмической речи, Вруне ограничивается утрировкой лишь логических ударений, чем, конечно, нельзя достигнуть строгого ритма.

Указанные минусы метода покрываются рядом несомненных достоинств его. Основным положительным качеством метода является применение в той или иной степени разных (преимущественно Либмана) в области речи методов устранения заикания, сообразно с индивидуальными формами заикания и особенностями психофизической личности заики, и вдумчивое, внимательное отношение к нему. Также положительным моментом метода является стремление избегать всякого рода упражнений в монотонной, неестественной речи. Метод разработан на основе большого опыта и заслуживает серьезного внимания.

Коллективный метод занятий с заиками-дошкольниками. Все изложенные методики рассчитаны на занятия с детьми школьного возраста, подростками и взрослыми. Естественно, что в этих рамках нужно диференцировать метод: нельзя было бы заставлять взрослого человека для развития дыхания надувать мыльные пузыри, для речевых упражнений — произносить стишок: «Гу-гу-гу, гу-гу-гу, я проехать не могу» и т. п. О необходимости приспособления его к особенностям умственно-отсталых детей сказано ниже. Вопрос же о целесообразности работы с заиками-дошкольниками до последнего времени даже подвергался сомнению: многие считали это почти вредным, полагая, что ребенок сосредоточится еще больше на своем дефекте и сильнее станет заикаться.

Впервые коллективный метод перевоспитания речи у заик-дошкольников организован у нас (за рубежом этого еще не было) в 1931 г. в Москве. Систематическое изложение метода дано Н. А. Власовой и.Е. Ф. Рау.

Работа ведется или по амбулаторному типу, от 1 до 1,5 часов в день, или по типу детских площадок — З/8 утренних часа ежедневно.

СХЕМА ЗАНЯТИЙ. I. Речевая работа.

1. Отраженная речь. Детям раздаются карточки лото со словами и фразами (в картинках). Логопед, показывая одну карточку-дубликат, спрашивает, сливая фразу в одно слово и удлиняя первый гласный: «у-кого-малъчик-упал?» — Ответ: «у-мтя-яалъ-чик упал».

Затем идет отраженное чтение.

2. Произношение заученных фраз. Проработанный уже в первой стадии занятий материал произносится детьми по розданным им картинкам самостоятельно — хором и в одиночку.

3. Рассказ по картинкам.

4. Самостоятельная речь в вопросах и ответах.

5. Самостоятельный рассказ на данную тему.

6. Спонтанная речь при эмоциях — в просьбах, играх, труде, диалогах, инсценировках, экскурсиях и т. п.

От одной стадии работы к другой переходят лишь после твердого усвоения предыдущей.

II. Ритмика и пение.

Занятия проводятся не менее трех раз в шестидневку по 40—45 минут. Игра с пением и разнообразными формами ходьбы — основной момент занятий.

Работа с родителями — детальное выяснение социально-бытовых условий жизни заики — включается во всю систему логопедических занятий как один из существеннейших моментов работы.

Повседневный учет речевого и общего поведения заики производится по следующим схемам:

Рассмотрение современных методов борьбы с заиканием приводит к убеждению, что в каждом из них имеются свои сильные и слабые моменты, в зависимости от объекта, к которому они приложены, и от уменья руководителя пользоваться ими. Самый хороший метод, примененный некстати или неправильно, может дать отрицательные результаты. Прав Фрёшельс, когда говорит, что каждый из рассмотренных им методов может привести к положительным результатам и в каждом из них имеются свои слабые места, вызывающие те или иные затруднения. Независимо от метода следует помнить:

1. Заикающийся и его речь — одновременно и пассивный продукт коллектива в его историческом развитии, и активный деятель в нем, самоутверждающийся при его помощи и борющийся вместе с ним за будущее. В этом самоутверждении и борьбе выковываются здоровая личность и здоровая речь: биологическое преодолевается социальным.

2. Золотые слова тонкого наблюдателя над личностью ребенка Э. Сегена: «Заикание не может быть предметом строгой системы (разумеется, одной для всех — М. X.), потому что причины его весьма различны, смотря по субъектам, ему подверженным. Чтобы заменить заикание правильной речью, надо поменьше систем и побольше наблюдений, которые почти отсутствуют при его лечении; Редко случалось мне двум заикам предписывать одну и ту же гимнастику, и этому разнообразию, также как и надлежащему выбору этих упражнений, я и приписываю достигнутые мною успехи» (сноска:.1 Э. Сеген, Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей, 1903 г., стр. 148).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.