Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Афтонгия




Афтонгия (по-гречески «фтонгос» — звук) до сих пор является не вполне разгаданным дефектом речи. Он состоит в том, что при попытках к речи или во время ее в мышцах языка появляется длительная тоническая судорога, напряженный язык то упирается в те или иные части ротовой полости, то высовывается из нее, — речь становится невозможной. Так как афтонгия часто наблюдалась у заик, то некоторые авторы, в том числе и Фрёшельс, считают ее лишь одним из симптомов заикания, а следовательно, при борьбе с нею пользуются принятыми ими методами перевоспитания заикливой речи. То обстоятельство, что афтонгия наблюдается и вне заикания, как болезнь профессиональная, и что по некоторым симптомам она отличается от заикания (по А. В. Шокиной (СНОСКА: «Вестник оторинолярингологии» № 2, 1933 г.) при афтонгии судороги наблюдаются одинаково при всех видах речи, психических наслоений и фобий нет, обычным методам, употребляемым при заикании, не поддается), заставляет некоторых авторов выделять ее в особую группу речевых расстройств. Ввиду изложенного в данном случае не установился и метод борьбы с этим дефектом. Рекомендуются: фарадизация, гимнастика языка; одновременно и методы воспитания речи у заик. Последними нельзя пренебрегать, так как часто афтонгию затруднительно отличить от заикания.

УСКОРЕННАЯ РЕЧЬ (BATTARISMOS)

Этот недостаток особенно часто наблюдается у детей. Во вспомогательной школе, по статистике автора, этим дефектом страдает около 7% всех учащихся, в I ступени нормальной начальной школы — 1% (М. А. Захарова).

Физиологическое обоснование дефекта очевидно: чем моложе организм, тем тормозные механизмы, как об этом уже говорилось, слабее. Здоровые же речевые навыки являются продуктом крайне тонкой, точной работы головного мозга. Между тем процессы торможения развиваются лишь постепенно с возрастом, достигая своего совершенства уже в зрелом возрасте человека. Однако обычно ускоренная речь детей переходит в патологическую форму лишь у больных детей-нейропатов. У них такая речь обусловлена болезненным состоянием нервной системы, их конституцией. Различаются две формы такой речи.

I. В первом случае ускоренная речь обнаруживается особенно ярко: звуки и слова произносятся очень быстро, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются, сплошь и рядом не успевая выявлять своей типизированности. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки, с захлебыванием до полного истощения выдоха; быстрота речи доходит до того, что некогда проглотить слюны, и при речи она разбрызгивается наружу. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Искажается синтаксис (аграмматизмы) и содержание речи. Часто полнейшая социальная непригодность и неэстетичность — характерные свойства такой ускоренной речи.

Болезненная подвижность, суматошливость и торопливость во всем поведении, значительное расстройство внимания и слабость тормозного аппарата — характерные черты такого ребенка. Не успеет он высказать данную мысль, как его внимание уже перескакивает на последующую. Такие дети обычно не умеют слушать речи других (у них плохое слуховое внимание), и поэтому они плохо улавливают, как говорят окружающие их. Неряшливая, нервная речь среды, отсутствие своевременной борьбы в семье с быстрой речью ребенка — ближайшие причины появления в школе таких логопатов.

II. Менее тяжелая форма: несмотря на ненормально быстрый темп речи, в ней нет резких искажений ни фонетики, ни синтаксиса. Вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30. За такою речью трудно следить, трудно понимать ее. Причины те же, но выражены в более слабой степени.

Очевидно, что баттаризм является своеобразным речевым неврозом, во многом сходным как по своей этиологии, так и по некоторым проявлениям с заиканием (вспомним «торопливость» заик как в стадии заикания, так и в стадии, предшествующей заиканию, когда эта торопливость является предвестником грядущего заикания). Коренное отличие от заикания: нет судорог, нет страха публичной речи и «трудных» звуков, нет ярко выраженной периодичности в протекании дефекта (улучшение или ухудшение). Из самого описания данного дефекта становится очевидной методика его устранения. Все то, что укрепляет и оздоровляет нервную систему и вырабатывает прочные тормозные механизмы, фиксирует внимание баттарика на произносимом им самим и другими, — все это содействует ликвидации ускоренной речи.

Поэтому при нервной ускоренной речи в общем пользуются приемами искоренения заикливой речи: 1) выработкой медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; 2) выработкой медленного ритмического чтения; 3) выработкой медленной, спокойной, ритмически упорядоченной речи в условиях коллектива; 4) выработкой здоровой социальной установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; 5) развитием общего и слухового внимания к речи. Одновременно, если есть показания к этому, врачом ведется лечение нервной системы лекарственными и физиотерапевтическими средствами. Ударной работой являются упражнения, связанные с четким ритмическим чтением, рецитированием и самостоятельной речью, когда каждый слог произносится под такт, отмечаемый ударом руки или метронома. Полезны пение, физкультура как воспитывающие упорядоченность в движениях.

При первой форме дефекта все указанное проводится более усиленно и с значительно большим замедлением темпа речи. Полезно на заданный вопрос сначала ответить про себя (тихим шопотом или шевеля только губами), а затем медленно и плавно произнести уже вслух.

Воспитание логического мышления у баттариков достигается путем наблюдений, чтобы каждое предложение, немногословное и простое, четко выражало свое содержание, каждая последующая мысль увязывалась с предыдущей. В этом случае особенно полезны частые вопросы «почему» и упражнения в договаривании начатыхфраз, расвивающих одну тему. Практикуется передача разыгрываемых перед баттариком инсценировок, рассказы по картинке, речевые игры.

Для развития слухового внимания надо чаще упражнять в повторении сказанного логопедом. В обоих случаях полезно говорить перед зеркалом, наблюдая за своей артикуляцией.

Вся указанная работа, при наличии хотя бы небольшой группы логопатов, проводится коллективным методом, аналогично работе с заиками. Здесь «коллектив используется как начало сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость» (Ю. А. Флоренская).

Коллективный метод при занятиях с тахилаликами изложен в ст. Ю. А. Флоренской и 3. С. Ходоровой.

Дефект этот обычно держится упорно, и требуется не менее полугода работы, чтобы добиться положительных результатов. В то же время этот дефект очень подвержен рецидивам, поэтому необходимо внимательное наблюдение над логопатом в течение многих месяцев (до года) уже после занятия. В общем же этот недочет вполне устраним и не требует особенно сложной методики, — все сводится к длительности и систематичности применения избранных руководителем основных методических приемов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.