КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дисграфии
Дисграфиями (дис — расстройство; графо — пишу) называются разнообразные расстройства письменной речи, возникающие на почве патологических состояний устной речи, всего организма или психики пишущего. Графическая речь, по учению академика Марра, исторически выделилась, как и звуковая речь, из кинетической (ручной) и, символизируя сначала диффузные образы ручной речи, она постепенно через идеографическое письмо (письмо рисунками), «стала на службу восторжествовавшему звуковому языку, стабилизацией звуковых символов». Она «прошла все этапы коренных перестроек звуковой речи и, объединившись с нею,... есть великая творческая сила, именно как актуальнейший язык общественности» (сноска: Лекции по экспериментальной педагогике, 1910 г., т. III, стр. 161). Эти стадии с значительными отклонениями мы находим и в онтогенезе. Жесты ребенка трактуются многими исследователями как письмо в воздухе. Затем на основе уже имеющейся словесной речи этот жест фиксируется рисунком, частично дополняясь и жестом. Корни письма скрываются и в детских играх, как богатых жестикуляцией, где один предмет становится знаком (символом) другого, например, палка символизирует лошадь. Когда ребенок усваивает мысль, что можно рисовать не только вещи, но и речь — он постигает сущность письма. И в филогенезе центральной нервной системы механизмы письма образовались значительно позже аппаратов звуковой речи и находятся в теснейшей увязке с ними. Так называемый двигательный центр письма (ц. Экснера) вследствие своей молодости настолько нестоек в своей локализации в коре мозга, что вызывает у многих ученых даже сомнение в своем существовании. Вот поэтому причины всякого рода искажений письма необходимо искать, прежде всего, в состоянии звуковой речи: дефекты последней неминуемо в той или иной степени отражаются на письме и составляют подавляющую массу дисграфий. Помимо этого основного фактора дисграфий, равно как и расстройств в центральной нервной системе, имеется еще ряд причин, дезорганизующих письмо, ибо «в зависимости от особенностей того или иного языка, с одной стороны, и особенностей психического (вернее — психофизического — М. X.) развития детей разного пола, возраста, социальной среды, с другой стороны, будут находиться и известные закономерности детского правописания». Количество дисграфий в начальной школе составляет 20—30% всех остальных ошибок, а у дебилов вспомогательной школы этот процент гораздо выше. ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ КОСНОЯЗЫЧИЯ И УСТРАНЕНИЕ ИХ. Эти дисграфии в общем повторяют дефекты произношения и выражаются в заменах, пропусках, перестановках и недописках букв и слогов: выговаривается «сапка» и пишется «сапка». Этот вид дисграфий можно назвать «логопатографическими» ошибками. Они составляют 31% всех фонетических ошибок косноязычных дебилов и не менее 20% у логопатов нормально одаренных. Главная масса этих дисграфий падает на дефекты согласных звуков, в особенности шипящих, свистящих, дефекты звонкости и звуков р ж л. Подобные ошибки выявлены даже у многих глухонемых, обучающихся устной речи. Нередко наблюдается, что бывший косноязычный даже после ликвидации своего дефекта продолжает делать «логопатографические» ошибки, — ошибки «пережиточного» косноязычия, достигающие до 20% всех ошибок данной категории. Очевидно, что недочеты устной речи под воздействием более мощных и обильных стимулов жизни (постоянная практика в речи, раздражители речевого окружения) изживаются быстрее, чем дефекты письма, жизненная потребность в котором неизмеримо меньше. То, что косноязычные делают вообще больше ошибок, чем их одноклассники, нормально-говорящие, указывает на значительную слабость их речевого аппарата. МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ ЛОГОПАТОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК. Главное — устранение недостатков устной речи. В специальной работе сохраняет свою силу мнение Меймана: «Наилучшим орфографическим методом должен быть следующий: видение слова с анализирующим произнесением». Поэтому нужно заставлять логопатов возможно чаще списывать о доски отдельные буквы вновь воспитанных звуков, а затем слова и фразы с ними, например, при дефективном ш: шапка, шуба, шило, уши, каша, мышь, марш; тише мыши — кот на крыше и т. п. Списывание производится обязательно целыми словами и даже короткими фразами, отнюдь не отдельными буквами. Для этого написанное на доске в момент списывания закрывается экраном (газетой, пристегнутой вверху доски, и т. п.), а после записи открывается для проверки. Полезно данную букву выделять размером или цветом. Пока логопат произносит данный звук дефективно, он должен списывать, по возможности, не произнося его, даже не шевеля, губами (часто приходится исправлять письмо, не выжидая результатов устранения дефектов устной речи). По усвоении же звука — наоборот: письмо сопровождается четким произнесением записываемого. Важно внушить логопату, что при письме он должен помнить о дефектах своей устной речи и в случае сомнения, спрашивать у руководителя, какую именно букву надо писать. Диктовки должны быть предупредительными: задается соответствующий вопрос или просто подсказывается нужная буква. Надо помнить об ошибках «пережиточного косноязычия»: ученик еще долго по привычке продолжает писать неправильно. Дисграфии чаще всего появляются в результате дефектов шипящих и свистящих, дефектов звонкости согласных (п вместо б и т. п.), р и л. При смешении звуков списываются после предварительного правильного произношения столбики с парными словами: папа — баба, суп — зуб, глушь — груздь и т. п. Полезно выписывать подобные слова из связного текста, а смешиваемые буквы подчеркивать, или выделять размером или нажимом пера. При диктовке сам ученик предварительно говорит, какую букву он напишет. При дефективном недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание слов (учит..., книж..., удар...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, ударник, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием: можно составлять так целые фразы. Таких детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой кончает его. При склонности переставлять и пропускать звуки и слога, упражняют логопатов в произнесении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, и затем записывать также под такт. При пропусках полезно, чтобы логопат до записи слова сосчитывал количество букв в нем и обозначал его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком. В противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. ДИСГРАФИИ ПРИ ТУГОУХОСГИ. Эти ошибки состоят главным образом из смешения звонких с глухими, недописывания слов, аграмматизмов (неправильное употребление падежей и т. п.). Нужно: 1) наибольшие усилия употребить на воспитание правильного звукопроизношения; 2) в классе усаживать плохо слышащих (как и плохо видящих) на первых центральных партах, чтобы они могли не только лучше слышать, но и лучше видеть артикуляцию руководителя; 3) приучить тугоухого к предварительному и одновременному с письмом громкому и четкому произнесению записываемого, предварительно поправляя допускаемые ошибки произношения; 4) диктовать возможно медленно и четко, особенно напирая на произношение шипящих, свистящих и звонких согласных, а также на окончания слов; 5) центр тяжести перенести на сознательное и интересное для ученика списывание. ДИСГРАФИИ ПРИ УСКОРЕННОЙ РЕЧИ (ТАХИЛАЛИИ И Т. П.). Пропуски и перестановки не только букв и слогов, но даже и целых слов и фраз; недописывание слов и фраз — все это типично для быстро говорящих. Рекомендуется одновременно с работой над устной речью и борьбой с быстрыми движениями вообще: 1) медленное вслед за логопедом списывание с доски: слово за словом, а далее фраза за фразой; в обоих случаях вся фраза предварительно произносится целиком; 2) такая же диктовка (предварительно прочитывается весь текст); 3) списывание под такт, даваемый учителем, по слогам и словам (не допускать забегания вперед); 4) записывание коротких ответов, исправленных устно учителем с предварительным произнесением их логопатом; 5) списывание с предварительным произнесением перед зеркалом; 6) во всех случаях обязательно каллиграфическое письмо и четкое оформление всей записи, как то: соблюдение полей, красных строк, своевременных переносов слов, дописывание страниц и строк и т. п. ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ СЛАБОЙ АССОЦИАЦИИ БУКВЫ СО ЗВУКОМ Эти расстройства письма обусловлены непрочными нейронными связями аппаратов письма с аппаратами устной речи, иначе говоря, имеется слабая связь зрительных и моторных образов слов и их звуковыми образами: в момент записи данного звука у дисграфика в мозгу возникает несоответствующий образ буквы (обычно одна из соседних букв), и он ее пишет. Эти связи не прочны: один и тот же звук б — то обозначается буквой к, то л и т. п. (кулка, лулка — булка). Для устранения этого дефекта выделяют данный звук из речи и укрепляют его связь с соответствующей ему буквой всевозможными способами, например: 1) со звуком сопоставляется крупно и четко написанная или вырезанная из какого-либо материала, или окрашенная в яркий цвет буква; 2) затем эта буква показывается через короткие промежутки времени дисграфику, и тот произносит данный звук; 3) логопат или логопед произносит изученный звук, и дисграфик отыскивает среди других букв нужную букву (в разрезной азбуке или в книге); 4) логопат вырезает эту букву, лепит из глины, раскрашивает ее и т. п.; 5) узнает эту букву (вырезанную или апликацию) ощупью с закрытыми глазами; 6) логопед беззвучно артикулирует определенный звук, а дисграфик показывает нужную букву; 7) логопед указывает ему внешнее сходство буквы с каким-либо предметом, название которого начинается именно этой буквой (ж похоже на жука, ф — на человека с руками на бедрах и т. п.); 8) при диктовках и самостоятельном письме дисграфик приучается при малейшем сомнении спрашивать, какой буквой обозначается данный звук. Логопед в ответ показывает букву. ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ СХОДНЫХ НАЧЕРТАНИЙ БУКВ. В данном случае не различаются некоторые буквы вследствие их оптического сходства (п-н, п-и, с-о, и-ш, у-д, (петля вниз), е-с, ш-гц и т. п.). В результате получаются написания: норосепок, иишка, уача — поросенок, шишка, дача. Приемы устранения дефектов: 1) детально указываются различия между сходными буквами (особенно при знакомстве с новой буквой); это проделывается и на уроках чистописания; 2) производятся диктовки, надписи, письменные ответы на устные вопросы с предупреждением о возможности смешения сходных букв; 3) к данной букве или слову подбираются сходные по начертанию буквы: к букве н приписываются ц, п; к слову сын — сноп, суп — обои (сходные буквы подчеркиваются — и, н, п). В этом случае обязательно проверить остроту зрения ученика и, в случае надобности, позаботиться об очках: часто буквы смешиваются исключительно из-за плохого зрения. ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ ЗЕРКАЛЬНОГО ПИСЬМА. У некоторых детей, особенно часто у имбецилов, а также у афатиков вследствие дефектов кортикальных аппаратов зрения наблюдаются случаи «зеркального письма», т. е. буквы пишутся в форме их зеркального отражения, элементы букв и слов часто пишутся справа налево. Даже после усвоения нормального письма «зеркальники» еще долго продолжают видеть буквы зеркально, вследствие чего легко путают правильные написания букв с похожими на них зеркальными отображениями других букв. Так как м похоже, например, на зеркальное отображение н, то пишется мож вместо нож. Понятно, что и чтение дается таким детям с большим трудом. Приемы устранения этих ошибок: а) главное — списывание с рукописного текста; при этом образец, как и в предыдущем случае, находится непосредственно перед глазами пишущего; б) в упорных случаях «зеркальник» обводит буквы по трафарету (вырезанные, наклеенные или просто написанные); в) если и это не помогает, руководитель водит его рукой. ОШИБКИ НА ПОЧВЕ НЕПОЛНОЦЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, НА ПОЧВЕ СЛАБОЙ РАБОТЫ КОРЫ МОЗГА. Сюда относятся: разрыв слова (во тряде, н ичево), уродливое соединение слов (надровци — не нравится), аналогия, механически распространяемая на явно неподходящие случаи («радостно», значит и «интерестно», «прекрасно); влияние предыдущих, особенно последующих букв (разнах гниг, конек-корбунок, учетеля). В подобных случаях одновременно с развитием интеллекта, т. е. работы коры мозга, систематически упражняют в сознательном списывании, в письме под такт и т. п. ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ БОЛЕЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ И УТОМЛЕНИЯ. Всевозможные пропуски, замены, перестановки, повторения, недописки, телеграфный стиль характерны для этих состояний. Нужно: 1) строго дозировать письменные работы по количеству и по качеству (по степени трудности); переутомление не только увеличивает число ошибок, но и подрывает уже имеющуюся грамотность: сделанная ошибка в следующий раз снизит четкость в зрительном и моторном образе данного слова, расстроит уверенность в движении руки; 2) при наличии преходящих болезненных состояний (головная боль и т. п.) дети освобождаются от письма; 3) своевременно ведется соответствующее лечение. ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ ПЛОХОГО ВНИМАНИЯ И НЕБРЕЖНОГО ПИСЬМА. На почве плохого сосредоточения на процессе письма, отвлечения сторонними раздражителями («интересами»), торопливого, небрежного письма возникают разнообразнейшие дисграфии (замены, пропуски, повторения звуков, слогов, целых слов и даже фраз и т. п.). Такие дисграфии устраняются: а) стимулированием школьника к грамотному письму путем повторных разъяснений важности и безусловной необходимости его; б) ограничением размеров письменных работ и повышением требований к качеству оформления (каллиграфическое письмо); насыщением этих работ живым интересом и сочетанием их с высокой активностью пишущего (разрешение задачи, требующей известной активности, участие самостоятельного творчества, соцсоревнование на качество выполнения и т. п.). Методы борьбы с дисграфиями, как и сами дисграфии, у нас еще мало освещены и требуют дальнейшего изучения.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |