КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЗАИКАНИЕ 3 страница
2. То же по одному слову на один выдох. 3. То же по нескольку слов на один выдох. При этом согласные звуки произносятся очень слабо (читать, «скользя» по согласным). 4. Самостоятельное чтение - нараспев по нескольку слов на один выдох с неравномерными остановками после каждого слова: слово — 1/4, слово — 2/4, слово — 3/4, слово — 2/4 слово — 1/4 такта и т. д., при этом дыхание возобновляется по мере физиологической потребности. Цифры означают длительность паузы. 5. Чтение нараспев: поочередно читается — строка тихо, строка громко. Вдох по мере надобности. 6. Такое же чтение по словам: слово громко, слово тихо. 7. То же по слогам. 8. Чтение с предварительным беззвучным повторением каждого слова: беззвучно, только артикулируя все звуки, затем повторить это же слово громко, снова беззвучно и т. п. 9. Чтение поочередно по словам: шопотом — вполголоса — громко. 10. Чтение с усилением и ослаблением голоса, начиная с шопота и доводя его до самого громкого: а) по строкам, б) по словам, в) по слогам, а затем такое же постепенное ослабление голоса, начиная с громкого чтения. Можно начинать с громкого и доводить до слабого, а затем постепенно усиливать голос. 11. Ритмическое чтение с повышением и понижением голоса по строкам, словам и слогам. 12. Ритмическое чтение с ускорением и замедлением темпа по строкам, по словам, по слогам по приказанию руководителя: медленно, быстро, тихо, громко и т. п. 13. Чтение в разных ритмах, на разной высоте и в разной силе (всевозможные комбинации), под командой руководителя. 14. Чтение с замедленным началом на одном выдохе: дочитывается до конца выдоха ритмично и ускоренно — без пауз. 15. Чтение через слово, затем и через слог, поочередно с кем-либо в одном и том же ритме: один слог читается заикой, другой — руководителем или другим лицом (другим заикой). 16. Прочитав ритмично фразу, повторить так же ритмично конец ее наизусть и т. п. 17. Так же повторять прочитанное по строкам. 18. Чтение с остановками условной длительности на знаках препинания, например: запятая — 1/4 такта; двоеточие — 3/4, знаки вопроса и восклицания — 2/4,-точка — 4/4. Последние упражнения являются переходными к разговорной речи. Хорошим пособием для чтения является книга В. И. Городиловой «Книга по воспитанию речи детей-заик», Учпедгиз, 1936 г. Рецитация (произнесение заученного наизусть). Рецитация, сохраняя выгоды чтения, имеет известные преимущества перед чтением: ее можно контролировать и регулировать движением руки, зрением (зеркало), как при голосовых упражнениях. Но освобожденная от книги, она отягчена другим моментом — необходимостью твердо знать наизусть данный текст. Рецитация увязывается с упражнениями в дыхании и голосе и проводится по изложенным уже схемам. Вместо гласных звуков произносится по слогам какой-нибудь заученный наизусть текст. Далее, вместо слога берется на выдох слово и, наконец, фраза. Прорабатываются все виды упражнений: рецитация с паузами, с развитием рычагов тона (усиление, повышение тона и т. п.), в сочетании с ходьбой и другими пластическими движениями тела; рецитация «в лицах» и.пр. Рецитация особенно полезна для развития богатства интонаций, так как процесс чтения не тормозит речевую выразительность. Излишней торопливостью и небрежностью можно принести большой вред делу. Необходимо помнить, что выразительная речь, по существу своему глубоко эмоциональная, осложнена массой резких и порывистых движений во всех отделах речевого механизма, что является благоприятным условием для возникновения судорог. Стоит заике «сорваться» раз-другой на декламации, чтобы такие срывы и в других видах речи стали учащаться все более и более, вплоть до полного рецидива. Материалом для упражнений на первых порах служат пословицы, а затем стихи и проза. Здесь соблюдается принцип: от наиболее легкого, ритмически простого и спокойного по своему содержанию — к более трудному во всех отношениях. Для неграмотных чтение и рецитация, связанная с чтением, заменяются отраженной речью и заучиванием наизусть со слов руководителя. Самостоятельная речь. Этому виду работы уделяется значительно больше времени, чем всем уже изложенным типам речи. Подготовляется непосредственный переход к обыкновенной речи в условиях общественной жизни заики. Работа в общем производится по предыдущим схемам параллельно с остальными формами упражнений. Так, например, когда проделывается упражнение вдох — выдох из отдела I и параллельно с этим— вдох — голос из отдела II, а также и вдох — шопотное чтение по слогам из отдела III, тогда же проделывается упражнение 1-е самостоятельной речи: на заданный руководителем вопрос заика отвечает по слогу на выдох, поднимая и опуская правую руку, которой он также отсчитывает и паузы между слогами. Таким образом, упражнения в самостоятельной речи начинаются с первых дней занятий. Вот наиболее существенные упражнения в самостоятельной речи. 1. Ответы на заданное вопросы, причем заика вначале повторяет часть вопроса (полный ответ). 2. «Свободная ассоциация»: заика заканчивает начатую руководителем или товарищем фразу. Здесь вначале важна не сущность содержания, а уменье быстро, не выбиваясь из ритма, средактировать фразу. 3. Сам заика задает вопросы. 4. Сам заика начинает фразы, которые заканчиваются руководителем или товарищем. 5. Составление по данному слову фразы, двукратное беззвучное артикулирование ее с последующим произношением вслух. 6. Заканчивание по данному начальному слогу слова. После некоторой тренировки словесную работу следует ограничить определенной темой. 7. Перефразировка. 8. Пересказ повествовательного, затем драматического произведения в форме первого, второго или третьего лица. 9. Рассказ по картинке. 10. Рассказ виденного в театре, кино. 11. Рассказ о лично наблюдаемом происшествии, событии. 12. Рассказ о проделанной перед заикой его товарищем инсценировке. 13. Импровизация на заданную тему. 14. Диалог с руководителем, а затем и с товарищем (темой служит картинка). 15. Участие в инсценировке. 16. Разговор по телефону. 17. Выполнение разных «заданий» — спросить что-либо у постороннего лица, купить что-нибудь в магазине, войдя в словесное общение с кассиром, продавцом и т. д., с последующим отчетом о проделанном (перед руководителем или коллективом). 18. Доклады на заранее заданные темы. Каждое из этих упражнений, за исключением 14—18, следует проделывать по образцу приемов предыдущих отделов. Например, рассказ ведется с изменениями то ритма, то силы, то высоты тона; или же в рассказе после каждого слова делаются равномерные или неравномерные паузы; или же в рассказе предварительно беззвучно артикулируются слова с последующим громким произношением их; или же произносится слово вслух — слово шопотом; или же перед каждым словом — вдох и т. д. Прекрасным способом для тренировки заик в самостоятельной здоровой речи являются некоторые «разговорные» игры, в которых приходится задавать вопросы, отвечать на них, передавать друг другу слова, отгадывать их и т. п. («телефон», «города» и пр.). В этой части работы особенно важно воспитать у заики уменье говорить организованно, т. е. разбивать свою речь на небольшие фразеологические группы, прерывая их паузой, во время которой прекращается напряжение речедвигательных органов и производится небольшой вдох. Во время выработки здоровой самостоятельной речи необходимо следить за тем, чтобы она была уверенной, громкой, чтобы звукопроизношение сопровождалось выразительными мимикой и жестом и чтобы говорящий держал себя возможно свободнее в смысле подвижности тела и уверенной развернутой позы. Медленная, на низком тоне речь — один из лучших способов Регулирования обычно быстрых речевых движений и выработки самообладания и уверенности. Этот момент должен пронизывать всю речевую работу заики. Тренировка в самостоятельной речи является наиболее ответственным моментом занятий с заиками. Начинаясь почти одновременно с упражнениями в других формах речи, она продолжается довольно долго после окончания «технических» упражнений — дыхания и голосообразования — и идет до конца курса вместе с чтением и рецитацией. В этой стадии работы особенно нужно учитывать то, что заика обыкновенно плохо формулирует свои мысли, потому что постоянный страх речи и частые судороги тормозят плавное течение их. Между тем незаконченность редакции излагаемого, в свою очередь, является благоприятным моментом для проявления судорог. Так как мысли заики протекают обычно расплывчато, то необходимо постоянно активировать конкретное мышление заики, в особенности базируясь на зрительных восприятиях. Поэтому рекомендуются рассказы по картинкам или описания непосредственно наблюдаемого зрением. При работе с заиками полезной считается также и артикуляторная гимнастика, которая изложена в отделе косноязычия. Часто наблюдались случаи (и автором лично), что спазмы происходят особенно сильно на тех звуках, артикуляция которых страдает каким-либо недочетом. Нередки случаи, когда с исправлением дефективного звука прекращается и само заикание. Очевидно, в данном случае болезненно-эмоциональная установка на среду была вызвана этим звуком. Главная цель артикуляторной гимнастики — создать наиболее облегченные условия звукопроизношения, тем более, что у многих заик процесс артикулирования протекает недостаточно четко и энергично. Вместе с тем заика на практике убеждается, что все звуки у него произносятся в общем одинаково, без особых затруднений и нет «трудных» звуков. При этих упражнениях особенное внимание бращается на смелую и четкую артикуляцию, так как часто у заик наблюдается боязнь выявления артикуляции во всей ее полноте, — они говорят сквозь зубы, с минимальными движениями губ, челюстей. В курсе речевого перевоспитания заик проделываются общие артикуляторные упражнения и, в случае надобности, — установки дефективных звуков. Остальные же звуки лишь бегло повторяются с подчеркиванием их правильной артикуляции. Работа производится в начале курса. В этой части работы необходимо учесть следующее: 1. При отсутствии у заики дефектов в мимических и артикуляторных движениях и при наличии правильного произношения, эти занятия сводятся к минимуму, ограничиваясь объяснением механизма речевой работы. 2. При таких упражнениях нужно попутно показать заике перед зеркалом правильную артикуляцию каждого звука. Это сбросит те мистические покровы, которыми заика часто обволакивает некоторые «трудные» звуки. 3. Артикуляторные гимнастические движения нужно проделывать плавно, медленно, ритмично, под контролем зеркала. И здесь, как на протяжении всего курса занятий с заиками, главная задача — выработка и укрепление у них тормозных процессов в области звукопроизношения и социально правильной установки на свою речь. Речь с естественными интонациями и естественным ритмом. После приобретения заикой прочных навыков в ритмической речи с большой осторожностью переходят к речи естественной, т. е. без искусственного ритма. Заика по прежним схемам упражняется в речи, но не регулируя ее ритмическими движениями рук или пальцев. Работа ведется, как и раньше, на материале, постепенно усложняющемся. Темпы речи, вначале медленные, постепенно ускоряются, но всегда остаются несколько замедленными сравнительно с обычной речью. Плавность речи и жеста — основная гарантия нормального течения речи. Эта речь также последовательно прорабатывается по известным уже рубрикам — отраженная речь, чтение, рецитация и самостоятельная речь — и на аналогичном предыдущим упражнениям словесно-речевом материале. Дополнительные указания. Изложенные упражнения по всем шести отделам нужно проводить систематически до тех пор, пока каждое из них не будет происходить совершенно легко, без всяких усилий, «автоматически». Равным образом эти упражнения проводятся в разных условиях, с постепенным осложнением их (сидя, стоя, на ходу, хором, в одиночку, перед группой и т. п.). Все эти дидактические упражнения, сопровождаемые системой убеждений и разъяснений (см. ниже), применяются со строгой индивидуализацией случаев заикания. Каждый вид упражнений употребляется лишь в соответствии с потребностями данного заики, что устанавливается на предварительном обследовании его и в процессе самой работы. Было бы грубой ошибкой применять всю сложную методику целиком ко всем случаям. Такая ненужная нагрузка может отбить желание и интерес к занятиям, веру в успех и т. п. Этот метод, главной особенностью которого является усовершенствование ритмики и укрепление тормозных механизмов в речевой работе, рассчитан на более трудно поддающиеся, давнишние случаи заикания, а также на заик умственноотсталых, так как у последних их метод психотерапии оказывается недостаточным, а при глубокой отсталости часто и совсем неприменимым. Хорошо упроченный навык в ритмической речи, за немногими исключениями, всегда приводит к устранению в ней речевых судорог, т. е. заикания. В других случаях, особенно с детьми-дошкольниками и начинающими учиться, следует начинать с более легких методов, где в основе лежит простое повторение за руководителем обыкновенно ритмизированной и несколько замедленной речи, и лишь в случае неудачи переходить к изложенному методу с соответствующими изменениями. В заключение — одно замечание о «трудных» звуках и словах, о которых уже была речь. Ни в коем случае не следует добиваться, чтобы заика через повторения неудавшихся «заикливых» звуков или слов, которые он «боится» произносить, все же произносил их нормально. Обыкновенно из этого ничего хорошего не выходит. Заика непосредственно после «срыва» произносит по заказу этот звук или слово, не заикаясь, хоть сто раз подряд, но, как только перейдет к самостоятельной речи, сейчас же «испугается» и сильно заикнется. Такое повторение только больше усиливает сосредоточение заики на своем заикании, что делает последнее более стойким. Кроме того, у него укрепляется установка на речь, как на что-то трудно преодолимое, тогда как наша цель — поставить заику в такие условия, чтобы речь у него протекала легко, автоматически. Тщательное воспитание здоровых речевых навыков, при которых исчезают все трудности, — вот основа занятий с заиками. Поэтому когда руководитель улавливает, что его воспитанник затрудняется произнести какой-либо звук или слово, то, по возможности незаметно для него, спокойно и медленно подсказывает этот звук или слово. Заика автоматически подражает ему и часто преодолевает затруднение. Если же это не удалось, следует заику остановить, дать ему возможность абсолютно успокоиться после спазма, а затем предложить ему спокойно вздохнуть и спокойно негромким голосом произнести данное слово. Если же и на этот раз его постигнет неудача, то нужно успокоить заику, объяснив, что все это произошло от болезненного, повышенного сосредоточения его на этом звуке, что в большинстве случаев этот звук произносится им прекрасно, что по существу все звуки произносятся одинаково, являясь видоизмененным выдохом (Фрёшельс), — и продолжать работу дальше. Чем меньше задерживаются на этих звуках, тем быстрее исчезает их «трудность». Надолечный называет прием повторения «трудных» мест «грубой ошибкой». Вообще же в работе с заиками следует помнить, что, по Семонут возобновленное раздражение в фазе затихания предыдущего раздражения имеет повышенную силу и может дать спазм. Так же вредно, что, однако, проводится во многих методах, фиксировать внимание заики на гласном звуке, следующем за «трудным» согласным: у больного еще больше увеличивается страх перед «трудными» звуками. По этим же соображениям нельзя рекомендовать имеющую место почти во всех методах проработку отдельных согласных звуков и их сочетаний, часто бессмысленных. Это скучный и безрезультатный труд. Воспитание здоровой социальной установки. Эта часть работы является самой важной и трудной. Так как заикание относится к социальным неврозам, то естественно, что выработка здоровых социальных установок является существенной частью всего курса. Без этого даже самая совершенная проработка предыдущих отделов в большинстве случаев не даст вполне положительных результатов: заика останется заикой. Основные моменты этой части воспитательной работы: 1. Необходимо создать благоприятные условия социальной среды в которой живет заика: безусловно устраняются всякие насмешки над ним, также нельзя избегать говорить с ним или выражать «сожаление» ему; наоборот, члены семьи, товарищи должны обращаться с заикой как с совершенно здоровым человеком, относясь к его речи терпеливо, но без выражения сострадания, насмешки или снисхождения. Педагоги на первых порах перевоспитания заик не должны настаивать на устных ответах, а затем, когда ими уже усвоена в той или иной форме замедленная ритмическая речь, должны требовать и следить, чтобы ответы давались именно такой речью, и сами обязаны говорить с ними спокойно и медленно. Так же поступают и в семье. Ни в каком случае нельзя торопить заику ответом. На малейшее улучшение в его речи должно быть при подходящем случае указано ему. Такое участливое, спокойное и ровное отношение представляет собой наиболее благоприятные социальные раздражители, ответом на которые является нормальная речь. «О болезни следует говорить с ребенком только в тоне успокаивающем и внушающем уверенность в скором излечении. Применяемые для перевоспитания речи специальные приемы должны проводиться, по возможности, незаметно для ребенка». 2. Анализируя вместе с заикой его поведение, нужно резко ярко и наглядно, ссылаясь на доступные его наблюдению и очевидные примеры, доказывающие нелепость боязни речи или отдельных звуков, вскрыть всю необоснованность его отчужденности от общества, желания скрывать свой речевой недостаток, взгляда на себя как на неполноценную личность и т. п. Следует дать ему почувствовать таким же способом его социальную полноценность даже при наличии заикания. Самоучет и самоанализ. Для анализа речевого поведения заики в целях: 1) выявления и осознания причин, вызывающих заикание; 2) соответствующих «разоблачений» этих причин и организации активной борьбы с ними; 3) самоконтроля и 4) выявления успехов в борьбе с заиканием и причин этих успехов — каждый достаточно грамотный заика ведет специальный дневник. В нем в очень сжатой форме заика ежедневно вечером записывает свои наблюдения над речью. Для каждого заики логопед составляет специфическую форму записи, с учетом индивидуальных особенностей и бытовых условий его. Здесь же педагог или кто-либо из членов семьи ведет кривую, характеризующую речевое поведение его (в смысле силы и количества случаев заикания). Оценка производится по 5-балльной системе. Схема записи в дневнике. Дата. 1. В каких случаях заикался (отвечал урок, спросил у товарища и т. п.). 2. Почему заикнулся (не ожидал вопроса, испугался и т. п.). 3. Как чувствовал себя после заикания (было стыдно, покраснел и т. п.). 4. Как отнеслись к этому окружающие (не обращали внимания, кто-то передразнил). В конце шестидневки — подписи педагога и родителей. 3. Заинтересовать заику каким-либо делом. Чем больше заика занят своим делом и чем сильнее сознает свою общественную цен-ность, тем меньше он думает о своем заикании и о своей «мнимой» Недостаточности, а, следовательно, и меньше заикается. При этом неврозе часто имеется вредная, извращенная целеустремленность; наша задача — оздоровить ее. На этой точке зрения стоят видные ученые, как Дежерин, Адлер и др. Для выработки точной целеустремленности необходима известная упорядоченность работы, самоорганизация; необходимо точное распределение времени, работа по плану (СНОСКА: Из книги: Погпхес, Нервные болезни у детей, 1924 г., стр. 90). Правильная расстановка своих сил, доведение начатого дела до конца, разумный отдых и т. п. Все это вместе и выковывает целостную, активную и крепкую личность, в которой нет места неврозам. 4. Кроме момента активной борьбы необходимо еще, чтобы новые раздражители связывались как с комплексом предыдущего опыта личности, так и с социальной средой. Наконец, воспитание новых установок идет хорошо только при бодром, жизнедеятельном тонусе личности. «Лечить надо в обычной обстановке, либо близкой к обычной. В качестве лечебных факторов надо пользоваться не только отношениями врача и больного, но и прочими жизненными стимулами, ставя последние, а не врачебную связь, на первое место. Лечение должно быть, в первую голову, непрерывной общежизненной тренировкой, направленной на самые чувствительные места психоневроза». Тем более необходима подобная работа с детьми, для которых момент здорового социального окружения имеет большое значение. Примечание. Отметки ставятся педагогами (если их несколько, то ставит каждый педагог) после урока; дома — родителями; поведение вне дома и школы отмечается самим заикой. Кривую же проводит логопед, выводя среднюю из отметок педагогов, родителей и заики. Условные обозначения: Ш. — школа, Д. — дом, Пр. — вне школы и дома. 5. Полезно выработать у заики отношение к своему заиканию снисходительно покровительственное, подрывающее в корне установку заики на «няньчение» с своим недостатком. Здесь руководителю нужно проявить максимум такта. Логопед ни на минуту не должен забывать о крайне тяжелых страданиях заики и его болезненных реакциях на все, что связано с его дефектом. Это определит правильную установку логопеда. 6, Следует воспитать у заики смелые поступки, смелую, развернутую, мужественную и уверенную мимику, смелый жест и прочие смелые движения (игры, спорт); поддерживать бодрый жизненный тонус (здоровые развлечения); втягивать в общественную жизнь — все эти моменты особенно важны в данном деле. 7. Заика часто эготист. Нужно с корнем вытравить у него это вечное самоковыряние, самосозерцательность. Лучшее средство, как уже сказано, — широкое вовлечение в общественную жизнь. Заика должен наблюдать речевое поведение других, «здоровых» членов общества и убеждаться, что и их речь далека от совершенства, однако, они не страшатся этого. Главное — это вселить в заику убеждение, что наличие у него постоянного и твердого намерения избавиться от заикания уже полностью обеспечивает успех. Эта сложная работа проводится не в форме специальных бесед, а в процессе проработки всех предыдущих отделов. Любой момент этой работы нужно использовать для выработки здоровых социальных установок. Например, больной заикнулся на «трудном» звуке. Руководитель предлагает вдохнуть и спокойно, медленно, шопотом, а затем и вслух произнести этот звук. Звук произносится правильно — это служит поводом для беседы, что «трудных» звуков нет, что это лишь плод воображения, самовнушения, что в огромном большинстве случаев эти звуки у него выходят хорошо, что смешно создавать самому себе страхи, фетиши и пугаться произнесения звуков и т. п. Так, пользуясь каждым моментом и подходящим случаем, нужно воспитывать у больного новые здоровые социальные установки и затормаживать старые, болезненные. Система изложенных в предыдущем разделе словесных воздействий на заику с целью организации всех его сил для изжития своего дефекта обычно называется внушением, или убеждением. На практике это проделывается так. В спокойной обстановке, при отсутствии резких посторонних раздражителей, при установившемся вполне доверчивом отношении заики к руководителю (это последнее — обязательное условие, иначе у заики останется известная настороженность по отношению к руководителю, которая тормозит внушаемость), последний тихо, благожелательно и спокойно, в интимных тонах беседует с заикой (или с группой их) о том, что, будучи заикой, можно прекрасно учиться и быть полезным для своих близких и для всего общества; что не нужно придавать значения глупым выходкам товарищей, которые лишь доказывают этим свою несознательность; разъясняется, что заики вполне могут говорить хорошо, и т. д. Следует избегать в это время вопросов заик, так как появившиеся новые раздражители могут растормозить состояние внушаемости. Таким же ровным, уверенным голосом внушается заикам, что они должны проявлять себя смелыми, инициативными, принимать активное участие в школьной общественности, сознавать себя равноправными членами школьной семьи, говорить не торопясь, уверенно и т. п. В этой работе особенно полезны и убедительны конкретные примеры: называются известные общественные и научные деятели-заики, а в особенности заики, уже избавившиеся от своего дефекта (живая Демонстрация или их письма). Законы внушения — законы повторения. Такое систематическое убеждение в течение курса занятий безусловно вызовет соответствующие (внушаемые) ответные реакции. Работа эта — очень тонкая и требующая большой наблюдательности, настойчивости и опытности руководителя. Проводя воздействие на заику внушением, нельзя забывать очень важного, научно установленного факта (Пьер Жане и др.), что внушить можно лишь то, что так или иначе связывается с комплексом личности внушаемого. Например, взрослому, хорошо воспитанному человеку даже под гипнозом нельзя внушить, чтобы он публично выполнил какой-либо неэтичный поступок. Настаивая на этом, можно довести его до истерики — и только. Также безрассудно внушать заике сразу, что он человек сильной воли, смелый, что он прекрасно говорит и т. п. Все это нужно внушать исподволь в соответствии с наличием у заики тех или иных возможностей и соответствующей обстановки. Заметив, например, удачный момент в речевом поведении ребенка - заики, говорят ему: «Ты сегодня держал себя молодцом в разговоре с Н. Н., почти ни разу не запнулся. Вот видишь, ты можешь говорить, как и прочие твои товарищи». Внушение должно быть научным, разумным и вызывающим полное доверие заики. При этом нельзя пользоваться отрицательными формулировками: «Я (ты) не буду (не будешь) заикаться» и т. п. Следует сказать: «Я буду говорить уверенно, гладко» и т. п. С внушением неразрывно связано и самовнушение, т. е. самоутверждение заики в здоровой речи и в социальной полноценности. «Убеждение никогда не должно выливаться в банальную фразу о нереальности жалоб больного, о том, что его симптомы есть «лишь воображение» (Аствацатуров); такое необоснованное утверждение сразу же может оттолкнуть заику от логопеда и испортить успех. Постепенность и настойчивость, тактичность и осторожность, терпеливость и чуткое наблюдение за больным на основе полного доверия последнего к руководителю, бодрый тон и оптимизм последнего — главные условия успеха. Что касается внушения в состоянии гипноза, то в литературе отмечается, что самый способ гипнотизирования истощает неокрепшую нервную систему ребенка, являясь искусственно вызванным патологическим состоянием; он иногда лишь усиливает ту основу, на которой развился дефект (Аствацатуров). Вместе с тем гипноз не дает стойких результатов: навыки, воспитанные в гипнотическом сне, «будут прочны лишь в этих же состояниях сна или внутренне им близких состояниях; эти рефлексы вообще будут наименее прочны, так как для точного рефлекса необходима активность организма, а не сон». Вот почему в последнее время применение гипноза при заикании допускается лишь при истерических формах заикания и в таком возрасте, когда нервная система уже окрепла. Не приспособление к заиканию, т. е. воздержание от речи или создание специфически «облегченных» условий для нее и т. п., а активное преодоление его. Притом не путем борьбы непосредственно с судорогами при речи, а путем воздействия на высшие функции заики — его интеллект и волю. «Не устранение препятствий, а именно борьба с ними, не приспособление к дефекту, а вхождение в нормальную социальную жизнь и при наличии дефекта преодоление его» (Коновалов). Вся изложенная система занятий с заиками базируется на положении, хорошо сформулированном школой А. Адлера: «Нельзя выхватывать отдельный симптом, как, например, расстройство речп; нужно считаться с личностью человека в целом,1 с его психической и физической установкой к среде» (Вильгейм). Занятия ведутся вначале ежедневно, а затем через день и реже, по 25—40 минут в день, в зависимости от возраста. Метод — коллективный, с дополнительными индивидуальными занятиями. Медицинское лечение. Так как в своем месте уже было указано, что у заик мы часто имеем дело с отягченной недостаточностью, то необходимо систематическое лечение и укрепление их нервной системы разнообразными лекарственными средствами и физиотерапией (обтирания, души, купанья, солнечные, воздушные ванны, электризация, гимнастика, спорт и т. п.). «В период обострения заикания, что, как правило, бывает при усиленной общей возбужденности, следует давать успокаивающие средства, лучше всего бром. Бром, особенно в сочетании с кальцием, дается в этих случаях регулярно в течение нескольких дней», Эта часть курса проводится под непосредственным руководством и наблюдением врача. Режим и основные правила речевого поведения. Соблюдение определенного режима является важным условием успеха: часто все старания логопеда разбиваются о ненормальный режим. Своевременный и достаточный нормальный сон, нормальный и здоровый отдых, здоровое и своевременное питание, в достаточной мере гимнастика и спокойные виды спорта (лыжи, коньки, плавание, гребля), пение, музыка, наконец, что особенно важно, спокойные условия жизни и труда — все эти моменты, укрепляющие здоровье и развивающие ритмику движения, содействуют исчезновению заикания. И в занятиях по перевоспитанию речи должен соблюдаться строгий режим. При заикании, как при всяком неврозе, мы имеем ослабленную нервную систему, а поэтому и здесь необходимо очень бережное и экономное использование нервных сил заики. Заика должен усвоить, в полной мере оценить и всегда в любой момент своего речевого произношения применять три основных правила:
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |