КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Библиографический список. 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для вузов / Л
Основная литература: 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – 544 с. 2. Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Форум, 2005. – 368 с. 3. Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский. – М., 2007. – 504 с. 4. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Саввова. – М., 2007. – 344 с. 5. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М., 2008. – 464 с. 6. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. – М., 2010. – 560 с. 7. Мурашов, А. А. Культура речи: практикум / А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий. – Москва; Воронеж, 2009. – 272 с. 8. Мурашов, А. А. Культура речи: учебное пособие / А. А. Мурашов. – Москва; Воронеж, 2010. – 576 с. Дополнительная литература:
9. Былкова, С. В. Русский язык и культура речи: пособие для вузов / С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая. – М., 2005. – 304 с. 10. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. – М., 2007. – 432 с. 11. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев, Н. В. Нефедова. – Ростов-на-Дону, 2005. – 317 с. 12. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет / М. Н. Колтунова. – М., 2002. – 271 с. 13. Лобанов, И. Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И. Б. Лобанов. – М., 2007. – 325 с. 14. Максимов, В. И. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов / В. И. Максимов, А. В. Голубева. – М., 2006. – 15. Солганник, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи / Г. Я. Солганник, Т. С. Дроняева. – М., 2004. – 256 с. Словари: 16. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. – М., 2006. – 810 с. 17. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 2010. – 494 с. 18. Бельчиков, Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М., 2004. – 455 с. 19. Еськова, Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение / Н. А. Еськова. – М., 2004. – 448 с. 20. Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М., 2010. – 893 с. 21. Каленчук, М. Л. Словарь трудностей русского произношения / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. – М., 2007. – 468 с. 22. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – М., 2008. – 848 с. 23. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2009. – 921 с. 24. Орфографический словарь русского языка (любое издание). 25. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. – М., 2007. – 704 с. 26. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М., 2006. – 703 с. 27. Семушина, Л. Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник / Л. Н. Семушина. – М., 2007. – 352 с. 28. Скворцов, Л. И. Культура русской речи: словарь-справоч-ник / Л. И. Скворцов. – М., 2003. – 255 с. 29. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. И. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 2003. – 688 с. 30. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. – М., 2006. – 543 с. Приложение А Содержание лекционного курса
1. Понятие культуры речи, её предмет и задачи: · Культура речи как качество речи и наука. · Предмет и задачи культуры речи. · Три аспекта культуры речи. · Соотношение понятий «язык» и «речь». 2. Национальный язык и его разновидности: · Понятие национального языка. · Структура национального языка. · Литературный язык как высшая форма национального языка. · Специфика устной и письменной речи. · Диалект, жаргон и просторечие как нелитературные варианты национального языка. · Кодификация языка. Типы словарей. 3. Классификация языковых норм: · Понятие языковой нормы. · Динамичность развития языка и изменчивость норм. · Виды норм в зависимости от формы речи и языкового уровня. · Орфоэпические и акцентологические нормы устной речи. 4. Лексические нормы русского языка: · Лексика как система. · Лексическая норма и семантическое значение слова. · Особенности лексической сочетаемости. · Явление речевой избыточности. 5. Грамматические нормы: · Морфологические нормы русского языка с позиций культуры речи (на примере имени существительного). · Нормы и отклонения от неё в системе словосочетания и простого предложения. 6. Основные понятия стилистики: · Определение функционального стиля. · Классификация функциональных стилей русского языка. · Стилистическая окраска языковых единиц. · Виды стилистической окраски. 7. Научный и официально-деловой стили: · Понятие научной речи. Подстили и жанры научной речи. · Первичные и вторичные научные тексты. · Общая характеристика официально-делового стиля. Окончание приложения А · Разновидности официально-делового стиля. · Культура составления документов. 8. Речевая специфика деловых отношений: · Особенности делового общения. · Кодекс деловых коммуникаций. · Культура делового межличностного общения. · Деловой этикет. Содержание семинарских занятий 1. Нормы ударения и произношения: · Трудные случаи постановки ударения. · Произношение заимствованных слов. · Произношение орфографического сочетания -ЧН-. · Особенности перехода Е в О в современном русском языке. · Просторечные ошибки в произношении. 2. Лексические нормы: · Лексическая сочетаемость. · Явление речевой избыточности в виде тавтологии и плеоназма. · Стилистические функции омонимов, синонимов, антонимов. · Разграничение паронимов. · Заимствования и способы их толкования.
3. Морфологические нормы: · Колебания в роде имён существительных. · Род несклоняемых имён существительных. · Склонение имён и фамилий. · Варианты окончаний существительных. · Формы прилагательных, числительных, местоимений, глаголов. 4. Синтаксические нормы: · Нормы построения словосочетаний. · Нормы построения простых предложений.
Все перечисленные выше вопросы к основным темам лекций и практических занятий являются обязательными для подготовки к экзамену/зачёту. При изучении теоретического материала необходимо знать определения основных лингвистических понятий. Для этого нужно использовать предложенный в пособии теоретический материал, словарь терминов и обратиться за дополнительной информацией к рекомендованной литературе. Приложение Б
А – áвгустовский; автозавóдский; агрéссия [р’é] и [рэ]; агронóмия; адеквáтный [дэ]; акадéмия [д’é]; алкогóль; алфавúт; альтернатúва [тэ]; анестезúя [нэ], [тэ]; антитéза [тэ]; апострóф; асбéст; асимметрúя; астерóид [тэ]; атеúзм [тэ]; афéра, афѝняне. Б – балóванный; баловáть; бассéйн [с’é] и [сэ]; безýдержный; без ýмолку; бензопровóд; беспрецедéнтный; бессрѐбреник; бесхребéтный; бла̀говест; бухгáлтеры; бытиé. В – вероисповéдание; ветеринáрия; включѝм; включённый; ворóта; вручѝм; вручённый; втрúдешева; втрúдорога. Г – газирóванный; газопровóд; гастронóмия; генéтика [нэ]; гѐнезис; горчúчник [шн’]; гофрирóванный; гофрировáть; гравирóван-ный; гренадéр; гротéск [тэ]. Д – дерматúн; детектúв [дэ], [тэ]; де-фáкто [дэ]; дефúс [д’е]; диспансéр [сэ]; договóр; дозвонúшься; докумéнт; донéльзя; дремóта; досýг; дымопровóд. Ж – жёлчь; жёлчный человек; желчный пузырь; житиé. З – забелённый; завúдно; завсегдáтай; задóлго; заём; закýпорить; заморённый; занятóй (человек); зáнятый (дом); запаснóй игрок и запáсный выход; запершúсь; заплéсневелый; засорённый; звонúшь; зимóвщик; знáмение (небесное). И – идентúчный [дэ]; избалóванный; избаловáть; изнеможённый; ѝконопись; инáче; úндекс [дэ]; индустрúя; инженéры; интернáт [тэ]; интерьéр [тэ]; úскра; искрúстый и úскристый; исповéдание; úсподволь; иссýшенный; истéкший; истерúя; исчéрпать. К – кабарé [рэ]; кáмбала; каталóг; каучýк; кафé [фэ]; кафетéрий [ф’е], [тэ]; квартáл; киломéтр; кинематогрáфия; кúрзовый; клáдбище; комбáйнер и комбайнёр; кóмпас; компрометúровать; конéчно [шн]; консéнсус [сэ]; констатúровать; коттéдж [тэ]; красúвее; кремéнь; кружáщий; кулинáрия; купé [пэ]; кýхонный. Л – лáзер [зэ]; ломóта; ломóть; лягушáчий и лягýшечий. М – мальчикóвый; манёвры; мáркетинг; мастерскú (наречие); мáстерский; медикамéнт; мéнеджмент [мэ], [нэ]; мизéрный; модéль [дэ]; мотéль [тэ]; мышлéние. Н – наём; намéрение; нарóчно [шн]; начáть; начался̀; некролóг; нефтепровóд; никчёмный; новорождённый; нормировáние; нормирóванный. О – обеспéчение; облегчéние [хч]; облегчúть; опéка; оптóвый; освéдомить; осéдлый.
Окончание приложения Б П – пáмятуя (деепричастие); партéр [тэ]; планёр; плéсневеть; пломбирóванный; побелённый; подрóстковый; подсвéчник [шн]; поúмка; полиграфѝя; посóленный; прáвы (краткое прил. мн. ч.); премировáние; приговóр; придáное; принялся̀; принýдить; прирóст; приручённый; проéкт [э]; путепровóд. Р – разóмкнутый; ракýшка; раскýпорить; рассредотóчение; [рэ̀]йтинг; ремéнь; ретировáться; рéфери. С – санитарúя; свёкла; свúтеры [тэ]; сирóты; скворéчник [шн]; скýчно [шн]; слúвовый; слéнг [э]; соболéзнование; сóгнутый; созвонúмся; сосредотóчение; срéдства; станкóвый; страхóвщик. Т – танцóвщица; тéмп [тэ]; тендéнция [тэ], [дэ]; тенора̀; тéнт [тэ]; теплопровóд; тéрмин [т’é]; тéрмос [тэ]; террóр [т’е] и [тэ]; тéст [тэ]; тéфтели и тефтéли; тиранúя; толúка; трѐнеры; трубопровóд. У – увéдомить; увéдомленный; углубúть; украúнский; умéрший; упрóчение; усугубúть. Ф – факсúмиле; фарвáтер [тэ]; феéрия; фенóмен; фетúш. Х – ходáтайство; ходáтайствовать; хóленый; хребéт; христианúн. Ц – цемéнт; цéнтнер; цитадéль [дэ]. Ч – чáрдаш; чéрпать. Ш – шассú; шимпанзé [зэ]; шофёры; штéмпель [тэ]. Щ – щавéль; щёлка. Э – экспéрт; экспéртный; экстéрн [тэ]. Я – языковóй (барьер); языкóвый (рулет); яúчница [шн].
Приложение В 1. Что понимается под образцовым вариантом языка, используемым на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях: 1) просторечие; 2) диалект; 3) литературный язык; 4) жаргон; 5) национальный язык? 2. Какой стиль литературного языка используется в информационных и аналитических передачах на телевидении и радио, в газетах, в выступлениях на собраниях: 1) официально-деловой; 2) публицистический; 3) книжный; 4) научный; 5) разговорный? 3. Речевой этикет приветствий предусматривает очерёдность приветствия. Первыми приветствуют: А) Мужчина – женщину. Б) Старший (старшая) по возрасту – младшего (младшую). В) Младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше её. 1) А+Б; 2) Б+В; 3) А; 4) А+В; 5) В. 4. В каком ряду слов ударение поставлено правильно: А) То̀рты, некро̀лог, свекла̀. Б) Закупо̀рить, укрáинский, комба̀йнер. В) Кварта̀л, красѝвее, намѐрения. 1) А 2) Б 3) В 4) А+В 5) Ошибок нет? 5. Каковы оценки вариантов в пределах нормативного аспекта культуры речи: 1) правильно – неправильно; 2) лучше – хуже; 3) точнее, уместнее; 4) принято – не принято; Продолжение приложения В 5) прилично – неприлично? 6. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает: 1) соблюдение этических норм общения; 2) владение ортологическими нормами; 3) культуру владения разными функциональными разновидностями литературного языка. 7. Пометой «и» в «Орфоэпическом словаре русского языка» оцениваются: 1) равноправные варианты; 2) менее желательный вариант нормы, который находится в пределах правильного; 3) варианты, соответствующие общим тенденциям языкового развития. 8. Укажите нарушение норм лексической сочетаемости: А) потерпеть потери; Б) поднять тост; В) одержать успехи; Г) играть роль; Д) потерпеть бедствие. 1) А+Б; 2) В; 3) А+Б+В; 4) Г; 5) Г+Д. 9. Укажите избыточные словосочетания: А) главная суть; Б) суть дела; В) период времени; Г) впервые дебютировать; Д) дебют молодой балерины. 1) А+Б; 2) Г+Д; 3) А+В+Г; 4) А+Б+В+Г; 5) А+Д. 10. Установите тип речевой лексической ошибки: Буду в районе двух часов: 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) нарушение норм лексической сочетаемости слов; 3) смешение паронимов; 4) речевая избыточность. 11. Укажите нарушение норм управления: А) оплатить за работу; Б) должность заведующего кафедры; В) платить за проезд; Г) коснуться о теме любви. 1) А; 2) Б; Продолжение приложения В 3) А+Б+В; 4) А+Б+Г; 5) В+Г. 12. В каких предложениях нарушены грамматические нормы: А) Увидев мою подругу, меня охватила огромная радость; Б) Собран большой урожай огурцов, помидор, баклажан и других овощей; В) Согласно приказа, вы в конце месяца едете в командировку. 1) А; 2) А+Б+В; 3) Б+В; 4) А+В; 5) Б? 13. В каких случаях варианты произносительных норм являются ненормативными: А) порядо[чн’]ый – порядои[шн’]ый; Б) двое[шн’]ик – двое[ч’н’]ик; В) [д’]екан – [д]екан; Г) инцидент – инциндент; Д) афера – афёра. 1) А+Г; 2) А+Б; 3) Б+Г+Д; 4) А+Б+В; 5) Д? 14. Какие коммуникативные качества речи актуальны для научного стиля: А) правильность; Б) точность; В) логичность; Г) чистота; Д) богатство. 1) Б+В; 2) А+Б+В+Г; 3) Б+В+Д; 4) А+В+Г; 5) Б+Д? 15. Определите, чем являются данные пары слов: абонент – абонемент, горный – гористый, представить – предоставить: 1) синонимы; 2) паронимы; 3) омонимы; 4) антонимы; 5) омографы? 16. Что понимается под этосом: 1) нравственные качества оратора, его честность по отношению к слушателям; Продолжение приложения В
2) владение логикой и искусством аргументации; 3) взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и умение эмоционально воздействовать на слушателей? 17. О каком коммуникативном качестве речи оратора идёт речь: использование слов в полном соответствии с их значением: 1) уместность; 2) выразительность; 3) краткость; 4) точность; 5) ясность? 18. О каком жанре публичного выступления идёт речь: развёрнутый, подготовленный диалог со слушателями: 1) лекция; 2) беседа; 3) выступление; 4) сообщение; 5) доклад? 19. О каком методе преподнесения материала, избранного оратором идёт речь: Последовательность изложения одного вопроса за другим: 1) концентрический; 2) исторический; 3) ступенчатый; 4) дедуктивный; 5) индуктивный. 20. Сколько нарушений акцентологических норм Вы отметите в предложении: Экс/перт уведоми/л о вклю/ченном в до/говор пу/нкте обеспече/ния медика/ментами. 1) одно нарушение; 2) два нарушения; 3) шесть нарушений; 4) пять нарушений; 5) ошибок нет? 21. Укажите неправильные варианты употребления числительных: А) В походе участвовало около ста человек. Б) Ферма приобрела ещё две коровы. В) Наша сотрудница – мать троих детей. Г) С докладом выступили трое студенток. Д) В нашем магазине цены от двуста рублей. 1) А+Б+В; 2) Б+В+Г; 3) А+Д; 4) Б+Г+Д; 5) А+Г+Д. Продолжение приложения В
22. Выделите слова и словосочетания с окраской официально-делового стиля: А) нетрудоспособность; Б) предписывать; В) привлечь к ответственности; Г) посоветовать; Д) единовременное пособие. 1) А+Д; 2) А+Б+В; 3) А+Б+В+Д; 4) А+Б+Г+Д; 5) Г+Д. 23. В каком предложении слово меценат использовано в несвойственном ему значении: А) В России снова появляются меценаты. Б) Меценату выгодно вкладывать деньги в театр. В) Меценат – человек, высоко ценящий культуру и бескорыстно помогающий артистам, художникам. 1) А; 2) Б+В; 3) А+Б; 4) А+В; 5) Б? 24. В каких предложениях слово роспись употреблено неверно: А) Поставь свою роспись. Б) Один за другим подходили выпускники, всё больше росписей появлялось в списке мест назначения. В) Поручительство – это работа, труд, а не роспись с завитушкой на бумаге. Г) Великолепная роспись на стенах храма сохранилась полностью. 1) А+Б; 2) Б+В; 3) А+Б+Г; 4) А+Б+В; 5) А+Б+В+Г? 25. Как называется наука об общении в условиях прямого речевого контакта людей друг с другом: 1) риторика; 2) культура речи; 3) наука межличностного общения; 4) ортология; 5) наука о рекламе?
Окончание приложения В
Таблица 1 Ключ верного ответа к тесту
Словарь терминов (тезаурус)
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |