КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль словарей в формировании речевой культуры личности«Толковый словарь – это целый мир в алфавитном порядке… Все книги как бы заключены в словаре… Нужно только уметь извлечь их оттуда», – писал французский писатель Анатоль Франс. Действительно, трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в осмыслении культурного наследия народа, в интеллектуальном развитии отдельной личности. Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Словари выполняют роль наставника, к которому можно обратиться с любым вопросом. Уровень общей и речевой культуры личности во многом определяется тем, как эта личность умеет пользоваться словарями[9]. Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (они дают информацию из разных областей знаний), толковые, терминологические и др. Для того чтобы целенаправленно пользоваться ими, нужна особая культура – культура лексикографическая (лексикография – это наука о словарях), которая предполагает: · осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач; · умение выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач; · умение воспринимать текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове. Наиболее полные сведения о слове даёт толковый словарь. Современным нормативным толковым словарём является толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной её состав. В соответствии с задачами словаря в него не включались специальные слова и значения, имеющие узкопрофессиональное употребление; диалектные слова и значения, если они не используются достаточно широко в литературном языке; просторечные слова и значения с ярко выраженной грубой окраской; устаревшие слова и значения, вышедшие из активного употребления; собственные имена. С целью сокращения объёма словаря некоторые разряды производных слов помещаются под основным словом в его гнезде. В затруднительных случаях, чтобы облегчить отыскание слова, находящегося в гнезде, в общий алфавит включены ссылочные слова. В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления. В словаре даётся характеристика употребления слова: книжное, высокое, официальное, разговорное, просторечное, областное, презрительное, специальное. После толкования значения слова в необходимых случаях даются примеры, иллюстрирующие его употребление в речи. Примеры помогают точнее понять значение слова и способы его применения. В качестве примеров даются короткие фразы, наиболее употребительные сочетания слов, а также пословицы, поговорочные, обиходные и образные выражения, показывающие употребление данного слова. После толкования и примеров даются фразеологические обороты, в которые входит данное слово. Приведём пример словарной статьи из этого словаря: ВИЛКА, -и, ж. 1. Принадлежность столового прибора с острыми зубьями на длинной ручке. 2. Название различных устройств, приспособлений с деталью в виде зубьев, выступов. Штепсельная в. 3. Такое положение при стрельбе, когда один снаряд падает ближе, а другой – дальше цели (спец.) Взять батарею в вилку. / прил. вилочный, -ая. В этот словарь преимущественно включаются слова: · произношение которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика; · имеющие подвижное ударение в грамматических формах; · образующие некоторые грамматические формы нестандартными способами; · слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах. Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признаётся основным, а другой – допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи. Словари паронимов позволяют разобраться в значениях близких по звучанию, но различных по смыслу слов, таких как, например, глубокий–глубинный, героизм–героика–геройство, выжидать–ждать. Структура словарной статьи в «Словаре паронимов современного русского языка» Ю. А. Бельчикова и М. С. Панюшевой (М.: Русский язык, 2004) включает толкующую часть, сопоставление сочетательных возможностей паронимов и комментарий, в котором разъясняются различия в значениях паронимов и описываются ситуации их употребления, а также характеризуются грамматические и стилистические свойства паронимов. Словари иностранных слов имеют такую же цель и структуру словарной статьи, что и толковые словари, отличаясь от них тем, что здесь собраны слова иностранного происхождения, которое также указывается в словарной статье. Терминологические словари имеют профессиональную направленность – они предназначены для специалистов в определённой области научных знаний или практической деятельности. Эти словари описывают не языковые свойства слов и сочетаний, а содержание научных и других специальных понятий и номенклатуру вещей и явлений, с которыми имеет дело специалист некоторой отрасли науки или производства (например, Словарь-справочник лингвистических терминов, Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. – М., 2005). Для того чтобы оперативно найти ответы на вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к различным нормативным словарям. Эти словари помогут избежать нежелательных ошибок, покажут условия употребления того или иного варианта. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий высшее образование.
Выводы по 2 части
Литературный язык является высшей формой национального языка – его образцовым вариантом. В качестве важнейшего культурного достояния он требует заботы о своей устойчивости, поддержании плодотворных тенденций развития, нормативности устной и письменной речи его носителей. Нарушение языковых норм неизбежно приводит к появлению речевых ошибок, что влечёт различные сбои в процессе коммуникации, так как речь лишается точности либо логичности, уместности, ясности, богатства, выразительности, а значит, и действенности.
За последнее десятилетие в разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи на лексическом уровне, её усечённость – на уровне построения высказывания, небрежность – на орфоэпическом и морфологическом уровнях. Происходит явное снижение общего уровня речевой культуры в средствах массовой информации, в профессиональном и бытовом общении. Еще П. Вяземский сказал, что «родной язык наш должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас», то есть проблема совершенствования речевой культуры общества вообще и каждой личности в частности является делом государственным. Речевой приоритет языковой личности в значительной степени определяется богатством имеющегося лексикона. Оно обеспечивает свободу и эффективность речевого поведения, способность полноценно воспринимать и перерабатывать поступающую в вербальной форме информацию. Вопрос о том, как сочетается слово с другими словами, какими правилами и запретами при этом следует руководствоваться, – один из важнейших вопросов речевой культуры. Нарушение сочетаемости слов ведёт к речевой ошибке. Чтобы её избежать, необходимо обращаться к справочной литературе, поскольку словарная статья даёт исчерпывающую информацию о значениях лексической единицы и о том, с чем она может сочетаться. Знание норм – очень существенная часть владения языком, которая реализуется в таком важнейшем качестве нашей речи, как правильность. Правильность и чистота речи – это не прихоть учёных и эстетов, а условие для развития культуры страны в целом и каждого её гражданина в отдельности. Важно понимать, что изучать нормы русского языка следует так же, как и нормы иностранных языков, обращаясь к словарям, запоминая правильные формы и, как результат, исправляя в своей устной и письменной речи произносительные, лексические, грамматические и стилистические ошибки. Говоря грамотно, то есть без речевых ошибок, мы подаём пример другим людям, сохраняем высокие стандарты, а потому, независимо от того места, которое каждый из нас занимает в социальной системе, от той профессии, которую он выбирает, мы все способны внести свой минимальный вклад в дело сохранения языка. «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова – создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрёнными, гибкими, бесконечно разнообразными формами; не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз» (К. И. Чуковский).
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить сообщение/реферат по предлагаемой теме [1; 2; 13]: · Классификация словарей. · Назначение и состав толковых словарей, структура словарной статьи (словари русских и иностранных слов). · Разновидности, назначение и состав специальных лингвистических словарей (словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов). · Словари, отражающие нормы правописания и грамматическую правильность (орфографические и словари трудностей). · Словари, отражающие нормы произношения (орфоэпические и акцентологические). Назначение и состав. 2. Законспектируйте раздел «Нормативная характеристика слов» из вступительной статьи к «Орфоэпическому словарю русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р. И. Аванесова (любое издание). 3. Проверьте по орфоэпическому словарю постановку ударения в следующих словах: о деньгах, по стенам, в ведомостях, по средам, занята, туфля, девичий, цепочка, по возрастам, плато, бунгало, костюмированный, модерновый, пиала. 4. Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой выпишите словарную статью «Язык». Дайте 10 примеров пословиц и поговорок с этим словом, объясните их смысл. 5. Составьте предложения со словами: одеть – надеть, представить – предоставить, эпицентр – центр, главный – заглавный, оплатить – заплатить, основание – обоснование, факт – фактор. Проверьте правильность выполнения по словарю паронимов (любое издание). 6. Образуйте форму множественного числа существительных: директор, ректор, шофёр, бухгалтер, конструктор, крем, торт, шарф, кран, тренер, брелок, тенор, бант, блюдо, вексель, веер. Проверьте правильность образования форм и постановки ударения по словарю грамматических трудностей. 7. Напишите мини-сочинение на тему «Что значит для меня культура речи?» Заключение
Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей. В современную эпоху профессиональное образование имеет очень важное значение для обеспечения устойчивого развития общества, идущего по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений. Особая роль высшего образования состоит не только в подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном, динамично меняющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и навыки образцового владения литературно грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации – русском языке. Качества грамотной речи – это речевые характеристики, способствующие общению, передаче и усвоению информации: точность, логичность, чистота, уместность, краткость, эстетическая выразительность, ясность, доступность, действенность. Они характеризуют речь с позиций целесообразности, коммуникативного эффекта. А нормативная сторона речи связана с её грамматической правильностью, соблюдением тех норм, которые стали определять пределы собственно современного русского литературного языка. Нормативность и целесообразность нельзя рассматривать в отрыве друг от друга: говорящий всегда стремится к достижению определённой цели, но это становится невозможным, если он не владеет нормативной базой. Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности. Достижение этой цели в полном объёме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования для совершенствования речевой культуры. И здесь каждый должен помнить о существовании неоценимых помощников, которые всегда под рукой, но помогают лишь тем, кто нуждается в помощи и точно знает, к кому из помощников в каждом конкретном случае следует обратиться. Это лингвистические словари, без которых невозможно повысить речевую культуру. В процессе изучения курса «Русский язык и культура речи» словари становятся не только инструментом познания и интеллектуальным путеводителем, но и предметом первой необходимости для человека, совершенствующего свою речевую культуру, потому что в какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. В филологии различают речевую культуру личности и речевую культуру общества. Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но при этом правильное использование языка рождает своё чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус. Так как общественная жизнь не стоит на месте, то специалистам по культуре речи требуется постоянно следить за происходящими социально-языковыми процессами и оперативно учитывать в своих рекомендациях проблемы речевого взаимодействия людей. Поэтому работа исследователей в области культуры речи сочетает в себе накопление объективных данных о состоянии речевой культуры общества, объяснение этих данных при помощи новейших лингвистических методов и разработку методов обучения речевым нормам и навыкам эффективного общения широких общественных слоёв. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – своё и собеседников, соотносить речевые поступки с конкретной ситуацией общения, то есть обладать коммуникативной языковой компетенцией, а значит, высоким уровнем культуры общения. Таким образом, культура речи – это часть культуры в целом и культуры общения в частности: она реализует такое речевое поведение, которое одобряется и культивируется данным обществом.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 13271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |