КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Культура речи – инструмент, обеспечивающий профессиональное становление специалистов
Культура речи – инструмент, обеспечивающий профессиональное становление специалистов. Вместе с тем культура речи – характеристика человека, возможность определить потенциальный уровень его личностной самореализации через отношение к языку. Речь человека – визитная карточка, по которой можно безошибочно оценить собеседника, поскольку язык, воплощаемый в речи конкретного человека, – это возможность вести диалог с окружающими, возможность понимать и преображать ситуацию. Культура речи – важнейшая составная часть общей культуры личности; умение говорить в соответствии с нормами языка, точно, логично, кратко, уместно, выразительно – непременный атрибут современного специалиста. Что же такое культура речи и каковы её главные структурные категории? Она объединяет нормативность и целесообразность изложения и полноту понимания. Её предмет – нормы и качества грамотной речи, её основными понятиями являются язык и речь. Язык – это знаковая система, складывавшаяся веками и оформившаяся на определённом этапе развития человечества[1]. Речь подчинена языку: говорящий выбирает и сообразно коммуникативному намерению упорядочивает знаки языка. Таким образом, язык – сущность абстрактная, а речь конкретна, материальна и сугубо индивидуальна. Язык един и абсолютен для народа, нации; речь зависит от конкретных собеседников и специфики ситуации общения. Нормативная сторона речи – её грамматическая правильность, соответствие нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики. Нарушение норм ведёт к речевым ошибкам, а нередко – к искажению смысла высказывания. Следовательно, правильная, точная, содержательная речь невозможна без знания норм языка и умения использовать полученные сведения на практике.
Однако нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Тем не менее эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомлённость и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения. Этические нормы – обязательный компонент культуры речи, которая, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека. Следовательно, культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач[2]. Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, – очень важная и актуальная задача. Курс «Русский язык и культура речи» предполагает овладение речевыми умениями и навыками на базе полученных лингвистических знаний. В связи с этим освоение программы курса осуществляется в форме семинарских занятий, обеспечивающих «обратную» связь между преподавателем и студентами, и лекционных. Он нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у будущих специалистов ОГИС – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.
Задачи курса: · развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении, особенно в той сфере, которая непосредственно связана с их будущей профессиональной деятельностью; · повысить общую культуру и уровень гуманитарной образованности студентов; · способствовать формированию открытой для общения (коммуникативной) личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных ценностей. В ходе изучения курса студент должен: · уметь ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывая, кто, кому, с какой целью говорит (пишет); · осознавать роль русского языка в современном российском образовательном пространстве; · повышать общегуманитарную и языковую культуру; · уметь адекватно использовать языковые средства в их многообразных функциях в различных языковых ситуациях; · уметь использовать язык как средство общения, как инструмент формулирования мысли, хранения и передачи информации, т. е. формировать качества развитой языковой личности; · уметь пользоваться справочной литературой, в том числе словарями, для проверки и совершенствования высказывания; · владеть профессионально значимыми жанрами, уметь составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления и т. д.; · уметь использовать знания о языке для формирования активной нравственной позиции. Таким образом, именно вузовский курс «Русский язык и культура речи» должен нацелить студентов на постоянное совершенствование не только специальных навыков и умений, но и речевой культуры, потому что, по словам Д. С. Лихачева, «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…»
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |