КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шабалина, Т. Я
Русский язык и культура речи Т. Я. Шабалина
Учебное пособие
Омск 2011 УДК 82.085 Ш 12
Рецензент доктор филол. наук, доцент кафедры немецкого языка
Ответственный за выпуск кандидат филол. наук, доцент С. Ю. Нейман (Омский государственный институт сервиса)
Ш 12 Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2011. – 58 с.
ISBN 978-5-93-252-216-5
Учебное пособие разработано с целью оказания помощи студентам первого курса всех специальностей очного и заочного отделений ОГИС при освоении дисциплины «Русский язык и культура речи». В пособии содержится теоретический и практический материал для подготовки к экзамену или зачёту, задания для самостоятельной работы, образец выполнения контрольного теста, библиографический список, словарь терминов, акцентологический и орфоэпический минимум. Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и рабочей программой по данной дисциплине, нацелено на выработку необходимых каждому образованному человеку навыков работы с различными типами словарей и справочников для совершенствования речевой культуры.
УДК 82.085 ББК 81.2 Рус
ISBN 978-5-93-252-216-5
© Омский государственный институт сервиса, 2011 Оглавление
Предисловие............................................................................................... 4 Введение................................................................................................ 6 1. культура речи как наука......................................................... 9 1.1. Понятие нормы в аспекте культуры речи........................................ 9 1.1.1. Динамичность развития языка и вариативность его норм....... 9 1.1.2. Типы норм в зависимости от формы речи и языкового уровня 11 1.2. Проблема заимствований для языка и речевой культуры............ 15 2. Правильность как базовое качество речи................... 20 2.1. Культура речи и речевые ошибки................................................... 20 2.2. Типы речевых ошибок в тексте...................................................... 22 2.2.1. Лексические ошибки...................................................................... 22 2.2.2. Морфологические ошибки............................................................ 23 2.2.3. Синтаксические ошибки............................................................... 25 2.2.4. Стилистические ошибки.............................................................. 27 2.3. Произносительные ошибки............................................................. 28 2.4. Роль словарей в формировании речевой культуры личности..... 30 Заключение........................................................................................ 35 Библиографический список................................................................... 37 Приложение А. Вопросы к основным темам курса.............................. 39 Приложение Б. Акцентологический и орфоэпический минимум........... 41 Приложение В. Тестовый контроль знаний.......................................... 43 Словарь терминов (тезаурус).................................................................. 49 Алфавитно-предметный указатель.......................................................... 57
Предисловие
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания этикета и приёмов речевого взаимодействия, убеждения. Всё перечисленное наиболее актуально для работающих в сфере сервиса, поскольку именно здесь речевая деятельность является частью профессиональной, в основе которой лежит общение, основанное на умении вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации. Повышать уровень культуры речи в вузах призвана учебная дисциплина «Русский язык и культура речи», главная цель обучения которой, на наш взгляд, – убедить студентов в необходимости постоянного совершенствования не только специальных навыков и умений, но и речевой грамотности, потому что только сознательная работа над собственной речью помогает избавиться от штампов, жаргонных и грубо-просторечных слов, от неуместных профессионализмов и неоправданных заимствований; исключает случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов. Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» создано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию и уровню подготовки бакалавров в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, а также с материалами рабочих программ по данной дисциплине. Цель пособия – способствовать повышению уровня культуры владения современным русским языком и нормами речевого общения учащихся. Этот уровень в наше время по всей стране недопустимо низок, поэтому теоретические исследования и учебно-методические разработки в данной области в высшей степени актуальны. Будущие специалисты с высшим образованием должны понимать, что образованность человека измеряется не только количеством усвоенной им информации, но и в не меньшей степени осознанием того, что именно он не знает, умением ставить перед собой вопросы и искать на них ответы. Курс «Русский язык и культура речи», в первую очередь, направляет студентов по пути открытий, заставляющих пересмотреть и оценить многое в собственной речи и речи окружающих. Эти открытия делаются в работе с различными словарями русского языка, где обучаемые приобретают лексикографическую компетенцию – умение пользоваться словарями и извлекать из них необходимую информацию. Именно навыки работы со справочной литературой студентов являются значимыми в деле повышения их уровня речевой культуры, и потому она лежит в основе подбора материалов в данном пособии, помогающем организовать процесс самостоятельного погружения в языковой материал. Сюда включены акцентологический и орфоэпический минимум и тезаурус, а также раскрываются принципы работы с нормативными словарями и даётся список рекомендованных к работе изданий. Учебное пособие состоит из предисловия, введения, двух частей, заключения, библиографического списка, приложений, словаря терминов и алфавитно-предметного указателя. Его структура и содержание нацеливают студентов на последовательное выполнение различных видов самостоятельной деятельности теоретического и практического характера: · знакомство с целью, задачами, содержанием курса «Русский язык и культура речи» (прил. А); · изучение основополагающих понятий культуры речи (работа с теоретическим материалом пособия и со словарём терминов); · конспектирование материалов из списка рекомендованной литературы, а также выполнение предлагаемых после каждой части заданий с помощью словарей; · анализ представленной в пособии классификации речевых ошибок; · проверка уровня собственной культуры произношения слов по орфоэпическому и акцентологическому минимуму (прил. Б); · проведение тестового контроля знаний по дисциплине (прил. В); · лексикографическая работа по проверке правильности выполнения заданий теста. Организация внеаудиторной самостоятельной работы будущих специалистов в сфере сервиса по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи», базирующейся на приоритетном использовании ими справочной литературы, способствует качественному повышению уровня их речевой компетенции и собственно культурного уровня, а также обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовной жизни народа. Автор
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |