Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка. 2. Автоматизация. 3. Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним




1. Постановка - сам процесс обучения правильному произношению звука. Учат придавать артикул. органам то положение, кот. свойственно норм. артикул. звука. Во многих случаях к постановке нельзя приступить сразу, т.к. может придать языку необх. положение. Тогда необходимо проведение подготовительной работы. Заключается преимущественно в т. наз. артикуляторной гимнастике, основная цель - развитие достаточной подвижности губ и языка.

При механич.й дислалии до постановки звуков нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата (короткая уздечка, прикус).

При сенсорной функц-й дислалии - воспитание слуховой дифференц-и звуков, т.к. не осозн. неправ-ти звукопроизношения, не сможет его контролир-ть.

Помощь родителей - систематическое выполнение предлагаемых упражнений, упражнений в слуховой дифференциации звуков.

После подготовит. работы переходят к постановке звука. М. производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.

По подражанию. Логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести.

2. Когда удается добиться правильного звучания изолированного звука, переходят к автоматизации, то есть обучению правильному произношению звука в связной речи. В последовательности: произношение слогов, слов, специально подобранных фраз, текстов с вновь воспитываемым звуком.

Исключаются артикуляторно и акустически близкие звуки. Это позволяет сосредоточить внимание только на вновь воспитываемом звуке.

Этап автоматизации можно считать законченным, когда овладеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи.

3.Д ифференциация звуков - воспитать прочный навык уместного употребл. в речи вновь воспитанного звука, без смешения с акустически или артикуляторно близкими звуками. Достигается спец. упр-ми. Работа по различению смешиваемых звуков начинают в подготовит. период, при постановке звука.

Переход к дифференциации звуков м.б. начат только тогда, когда оба смешиваемых звука м.б. правильно произнесены в любом звукосочетании, т.е. когда умение правильно произн. «новый» звук уже достаточно автоматизировано.

Сложность речевого материала нарастает постепенно.

Велика роль родителей: систематич. контроль за правильн-ю вып. логопедич. заданий, включая и письм; контроль над речью в обычных жизн. Сит-х.

Соблюдение такой последоват-ти является обязательным, т.к. ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки работы.

19. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфонии, фонастении) и их педагогиче­ская коррекция.

Алалияотсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Причины: воспалительные поражения ГМ; травматические поражения ГМ; кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов; обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития; последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

Происходит: запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях КГМ (стадия нейробластов) – в обоих полушариях ГМ – билатеральное поражение.

М.б.: врожденное недоразвитие; ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде).

Моторная алалиясистемное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций (афферентная, эфферентная).

Моторная алалиянарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи.

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

Различают три уровня недоразвития речи: 1 уровень отсутствие общеупотребительной речи; 2 уровень – зачатки общеупотребительной речи; 3 уровень – речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Классификация алалии. Симптоматика

Моторная алалия - нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи.

Симпт. реч: фонетич. наруш.(звукопроизн); недоразв. фонематич. слуха; аграмматизмы в речи; наруш. стр-ры слова и фразы; резко обеднен словарный запас; нет связной речи; несформир. мотивация общения; поним. речи сохранно.

Симптомы неречевые: общая моторная неловкость и недоразв. мелкой мотор; наруш. корд. движ; недоразв. психич. ф-ций; патологич. кач-ва личности (низкая работоспос-ть, негативизм); вторичная задержка умств. разв. (конкретность мышл, бедность логич. операций, сниж. спос-ти к символизации, обобщению, абстрактности); наруш. орального и динамич. праксиса; несформир-ть игровых навыков; импульсивность, хаотичность д-ти; нестойкость интересов.

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

Проявления: ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранение; при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость (одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза; не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия; гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений: большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении; ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего; улучшение понимания при многократном медленном повторении; трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия); улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями); улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего; улучшение понимания при общении с матерью

Речь при сенсорной алалии: из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи; двигательное беспокойство, трудности поведения; дети мало пользуются жестами и мимикой; реагируют на интонацию, не понимания смысла; игру сопровождают модулированным лепетом; логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов; эхолалия -- повторение обращенной речи; при появлении первых слов: (ошибки в ударении не фиксированного характера; замены гая ошибка; искажения структуры; высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально. Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность.

Артикуляционная моторика — возможность выполнения опр. движений, удержания артикул. поз, вып. последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.

Затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи м.б. сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию с временной задержкой речевого развития, дизартрическими нарушениями, с нарушениями слуха и УО.

Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.

Комплексная раб. над разв. речи и личности: логопедическая работа на фоне активного медикаментозного лечения и психотерапевтического воздействия.

Пропедевтическая работа: 1.создание мех-мов реч. д-ти (формир. мотива речи, навыков коммуникации, созд. внутр. программы высказ-я, отбор лексико-грам. средств (материал)). 2.учет специфики речевого недоразвития каждого ребенка, его личностных особенностей. 3.устранение травмирующих факторов окружающей среды, выработка адекватного отношения к речевому нарушению

В систему работы по преодолению алалии входит:

1. Развитие мелкой моторики (рисование, штриховки, раскрашивания, завязывание узелков, мозаика, конструктор и т.д.).

2. Развитие псих. проц. и преодоление неречевых нарушений у алаликов: анализ, синтез, внимание, память, восприятие, противопоставление, обобщение (систематизация предметов по форме, величине, цвету, различение деталей предметов, выделение лишнего предмета).

3. развитие зрительного и пространственного восприятия, установление причинно-следственных и временных связей.

4. полисенсорная основа обучения

5. использование ритмики и логоритмики

В речи – кор. работа связана с предметно-практической деятельностью.

Поэтапность работы:

1эт. – воспитание реч активности, формир. Пас. и акт. словаря, работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспростр. и малораспростр. предл., формируются первоначальные коммун. навыки.

2эт. – формир. фразовая речь на фоне усложн. словаря и структуры фразы, распространение предложений, диалоги и рассказы описательного характера.

3эт. – формирование связной речи, автоматизация грамматических структур.

Виды работ над словарем: подбор предметов к действиям и действий к предметам, называние частей целого (колесо, фара – машина), подбор однокоренных слов (лес – лесник), отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, образование уменьшительно-ласкательных форм

Виды работы над предложением: ответы на вопросы и постановка вопросов, составление предложений по слову, опорным словам, по серии картинок, загадки о предметах, описание предмета предложением, вариативность предложений, рекуонструкция предложений, деформированный текст.

Формир. грамм. навыков: репродукция словосочет, разл. модели предл, соглас-е слов в предложениях, употребление предлогов, изменение форм слова

Связная речь: диалоги, пересказы, составление рассказов (описательные, повествовательные; по восприятию – с опорой на действие, предмет, картинку, серию картинок; по представлению – из опыта)

Работа над интонацией – логическое ударение, паузы, мелодика речи; работа над голосом (повышение, понижение, изменение громкости)

Обучение грамоте; исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха.

Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.

Осн. напр. коррекции: сознат. анализ состава речи; разв. фонематич. воспр.; поним. реч. стр-р. Осн. принц. кор. раб: последоват-е и систематич. возд-е на все стороны реч. д-ти реб.+специфич. лечение, стимул. созревание клеток КГМ.

1. Строгая организ-я звукового и реч. режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задер. развитие речи): опред. часы и дни отдыха; ограничивают излишнее общение; исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор; щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам.

2. привлеч. вним. реб. (попасть в поле зрения, повернуть к себе, взять за руку)

3. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам

4. различ. шумов, зв-в нереч-го хар-ра (звон ложки в стакане, стук карандаша)

5. разв. Направл. вним. и работосп. (вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)

6. развитие зрительной и двигательной подражаемости: «ладушки», «сорока»

7. развитие потребности общения, мотивации общения

8. различ-е звучащ. игрушек и инструм-в (наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука).

В работе избегают громких хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация:

1. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а, р, у), котор. вязывается с предметом или явлением;

2.нормализация работосп., поведения, дея-ти (копирование действий, подчинение нереч. инструкциям);

3.выработка условных связей м/у словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака;

4. различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА

5. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение

6. различение характера звука, источника звучания, его локализации

7. предм-практ. действия – не только повт. слова, а умение вып. действие с предм. по словесной инстр: ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО

8. поним. стандартных фраз (слова произн. в опред. порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой хар-р (при общении с одним чел; при общении с разными людьми; при опред. ситуации; с опорой на мимику, жест).

9. развитие фонематического слуха

10. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)

11. формир. понимания логич, грамматических и тематических групп слов: посуда, мебель; мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать; летит – летят

12. конкретизац. понятий (цвет–красный, синий …, вкус–соленый, сладкий…)

13. раннее обучение грамоте

Возм-ть полной ликвид. сенс. алал. ставится под сомнение. Прогноз неопредел-й. Рез-т зав-т от: сост. слуховой чувствит-ти; врем. и хар-ра провод-го лечения; кор-восп. возд-я; возраста и интеллекта реба.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.