КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативная личность
Критические взгляды на коммуникации Исходное положение критического подхода – содержание коммуникаций идеологично. Под идеологией понимаются идеи, определяющие положение групп людей и организацию жизнедеятельности в обществе. Они составляют важнейшую часть мировоззрения людей. 1. Классический марксизм исходил из идеи об угнетенном положении рабочего класса, который по существу играет ведущую роль в развитии производительных сил общества. Он критиковал господствующую идеологию, реализуемую в СМИ, как служанку интересов капиталистов и обманывающую трудящихся. В.И.Ленин разделил печать на буржуазную и пролетарскую. В задачу последней должна была входить пропаганда идеологии рабочего класса.. Господствующий класс с помощью журналистов (а также рекламистов, PR-специалистов) использует язык, который не позволяет простым людям понять каково истинное положение дел и как надо решать проблемы в интересах народа. Доминирующий язык в СМИ укрепляет идеологию эксплуатации и подавления рабочего класса. 2.Ю.Хабермас как виднейший представитель Франкфуртской школы выступил с идеями о том, что в обществе не должен доминировать чей-то классовый интерес. Это возможно через более равномерное распределение власти между всеми группами в обществе. Поэтому и в коммуникациях должен соблюдаться баланс идей и интересов. В современном же обществе каждая группа выступает как масса коммуникационного тяготения, которая искривляет информацию и коммуникации в свою пользу. 3.Идеи господствующего класса в массовых коммуникациях выдаются за общие. Происходит идеологическая маскировка. Главная цель состоит в том, чтобы сделать естественным то, что выгодно господствующим силам. Например, показать, что экологические проблемы – это не следствие расточительства капитализма, а естественного потреблении людей. Вместо классовй борьбы предлагается жить в согласии и совместно решать общие проблемы. 4.Недостатки этого подхода связаны с гиперболизацией эксплуатации и классовой борьбы. Опыт прошлого века показал и утопизм построения бесклассового общества. Социалистическая революция в России не распространилась по всему миру, а «пролетарские СМИ» не стали образцом для мировых. В то же время идеолоические факторы играют важную роль в массовых коммуникациях.
. 1. Коммуникативный человек (коммуникатор) – это производитель (передатчик) и потребитель (приемник) информации в знаковой (изображения, символы, индексы) форме. Производство и потребление вербальной информации происходит в двух видах устной и письменной коммуникации. «Устный коммуникатор» говорит и слушает, «коммуникатор письменный» пишет и читает. Кроме того человек производит и потребляет невербальную информацию. Каждый из этих процессов представляет собой специфическую коммуникативную деятельность. Типология коммуникаторов может призводиться по количественной выраженности (например, в затратах времени) четырех подвидов деятельности – речи, слушания, письма, чтения. Нормальный коммуникатор должен на все эти виды затрачивать определенное время, но вес его у каждого человека различен в разных условиях. Учащийся на занятиях больше слушает, а преподаватель больше говорит, а за компъютером и тот, и другой читают и пишут. 2. Коммуникативная личность обладает индивидуальным биосоциальным своеобразием. Она складывается из двух подсистем – внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней (мира коммуникативного поведения). Внутренняя подсистема коммуникативной личности включает в себя: - цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»; - коммуникативные способости и возможности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием («коммуникативное могу»); - знания как освоенная информация («коммуникативное знаю»); - коммуникативные умения и навыки для осуществления коммуникации («коммуникативное умею»). 3.Коммуникативные потребности связаны с тем, что человек как живое существо представляет собой динамическую саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Саморегулирование направлено на сохранение устойчивости при изменении внешней или внутренней среды. Например, если становится холоднее, мы одеваемся в более «теплую» одежду. Если начинаем испытывать чувство жажды, то утоляем ее. Таким образом, возникает и реализуется потребность в тепле и жидкости. И в том, и другом случае человек получает информацию извне или от самого организма об отклонениях от нормы и принимает меры для того, чтобы сохранить устойчивость своего нормального существования. Коммуникативная потребность – это необходимость получения сообщений от других людей, от СМК для поддержания себя в норме или в желаемом состоянии, об устранении отклонений от нормы или – преодоления возникающих рассогласований, осмысливаемых нервной системой и сознанием. Обращение личности к носителям информации является процессом удовлетворения коммуникативных потребностей, которые в свою очередь связаны с удовлетворением общечеловеческих потребностей. Чаще всего используют типологию потребностей А. Маслоу, на основе которой строятся мотивы получения информации: 1)поиск совета, обучения, оценки и ориентировки в происходящем; 2)поиск моделей индивидуального поведения (самоидентификация); 3)выяснение условий жизни других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, социальное общение (интеграция и социальное взаимодействие); 4)развлечения в целях расслабления, отвлечения от повседневных проблем, заполнение свободного времени, удовлетворения сексуальных потребностей. Отсюда следует многобразие мотивов обращения к средствам информации. Они основаны на ожидании, что потребности будут удовлетворены. После обращения человек оценивает положительно или отрицательно полученную информацию. 4 .Коммуникативное поведение включает в себя - коммуникативные стратегию, тактику и действия. Коммуникативная стратегия – это схема поведения, рассчитанная на достижение долговременных и важных целей личности. Коммуникативная тактика – это совокупность действий по реализации стратегии. Коммуникативные действия включают в себя отдельные речевые, письменные и другие акты. 5. Коммуникативная компетентность личности – это совокупность знаний теории коммуникации и уровень умений в использованиии технологий устных и письменных вербальных, а также невербальных коммуникаций.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |