Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хосе ортега-и-гассет. Никак не могу согласиться с тем учителем греческо- го языка, который, желая познакомить своих учеников с «илиадой»




ЕЛЕНА И МАДАМ БОВАРИ

Никак не могу согласиться с тем учителем греческо-
го языка, который, желая познакомить своих учеников
с «Илиадой», предлагает им представить себе вражду
между юношами двух соседних кастильских деревень
из-за местной красавицы. Напротив, когда речь идет
о «Madame Bovary», на мой взгляд, вполне уместно
обратить наше внимание на какую-нибудь провинциал-
ку, изменяющую своему мужу. Романист достигает
цели, конкретно представляя нам то, что мы уже знаем
абстрактно *. Закрыв книгу, читатель скажет: «Да, все
одно к одному—и ветреные провинциалки, и земледе-
льческие съезды». Подобное восприятие свидетельству-
ет о том, что романист справился со своей задачей.
Однако по прочтении «Илиады» нам не придет в голову
поздравить Гомера с тем, что Ахиллес — подлинный
Ахиллес, а прекрасная Елена—вылитая Елена. Фигуры
эпоса—не типичные представители, а существа единст-
венные в своем роде. Был только один Ахиллес и толь-
ко одна Елена. Была только одна война на брегах
Скамандра12. Если бы в легкомысленной жене Менелая
мы признали обыкновенную молодую женщину, к ко-
торой чужестранцы воспылали любовью, Гомер не был
бы Гомером. В отличие от Гиберти или Флобера автор
«Илиады» не был свободен в выборе и показал именно
того Ахиллеса и именно ту Елену, которые, по счастью,
ничем не похожи на людей, встречаемых повсеместно.

Во-первых, в эпосе мы видим первую попытку вы-
мыслить уникальные существа, имеющие «героичес-
кую» природу,—эту задачу взяла на себя многовеко-
вая народная фантазия. Во-вторых, эпос—воссозда-
ние, воскрешение этих существ в нашем сознании,
и эту, вторую задачу взял на себя рапсод.

Думается, ценой столь долгого отступления мы
добились более правильного взгляда на смысл романа.
В романе мы обнаруживаем полную противополож-
ность эпическому жанру. Если тема эпоса—прошлое

 

* «Ma pauvre Bovary sans dout souflrc et pleure dans vingt village de France
a la fois, a cette heure meme» (Flaubert. Corrcspondance, 2, 284)11.


именно как прошлое, то тема романа—современность
именно как современность. Если эпические герои вымы-
шлены, имеют уникальную природу и самодовлеющее
поэтическое значение, то персонажи романа типичны
и внепоэтичны. Последние берутся не из мифа, который
сам по себе поэтический элемент, творческая и эстетичес-
кая стихия, но с улицы, из физического мира, из реально-
го окружения автора и читателя. Вот почему литератур-
ное творчество не вся поэзия, но лишь вторичная
поэтическая деятельность. Таким образом, искусство —
техника, механизм воплощения, который может, а ино-
гда и должен быть реалистическим, но далеко не всегда.
Пристрастие к реализму—определяющая черта нашего
времени—не является нормой. Мы предпочли иллюзию
сходства—у иных веков были иные пристрастия. Было
бы крайней наивностью полагать, что весь род людской
всегда любил и будет любить то же, что мы. Это неверно.
Раскроем же наши сердца как можно шире—чтобы в них
вместилось и то человеческое, что нам чуждо. В жизни
всегда лучше отдать предпочтение неисчерпаемому мно-
гообразию, чем монотонному повторению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.