крестьянину известно лишь то, что непосредственно затрагивает его интерес земледельца. -
Итак, ситуация оптимальная для познания, други- ми словами, для усвоения максимума объективных элементов наивысшего качества, лежит где-то между чистым созерцанием и неотложным интересом. Из- вестный жизненный интерес, не слишком определен- ный и глубокий, должен организовывать наше созерца- ние, ограничивая, ограждая его, вооружая перспекти- вой внимания. Что касается природы, можно с уверенностью сказать, что ceteris paribus13 именно охотник, точнее, охотник-любитель лучше всего знает ландшафт, вступая в плодотворное и богатое общение с его типами. Лучше всего мы знаем те города, где были влюблены. Любовь направляла наш дух на пред- мет наслаждения, в то же время не превращая его в сознательно избранный центр виденного.
И лучше всего запомнились нам не картины в му- зее, куда мы пришли, чтобы специально «на них по- смотреть», а гравюра на серой стене гостиной, куда забрели совершенно случайно. И, вероятно, нам ниче- го не скажет концертное исполнение той самой песни, которая однажды заставила сердце трепетать, когда, бредя по улице и думая о своем, мы вдруг заслышали голос слепого музыканта. Без сомнения, подлинное назначение человека не в созерцании. Вот почему наив- но думать, будто для того, чтобы созерцать, нужно просто начать это делать, иными словами, превратить созерцание в исходный акт. Нет. Только отведя созер- цанию второстепенную роль, только вооружась дина- мизмом определенного интереса, мы, возможно, об- ретаем оптимальную способность познания, воспри- ятия окружающего.
В противном случае первый же человек, оказавший- ся пред лицом Мироздания, охватил бы его своим взором, узрел бы его целиком. На самом деле Вселен- ная открывается постепенно, круг за кругом и каждая жизненная ситуация, стремление, интерес, потребность служат как бы особым органом, посредством которого человек исследует некую часть своего окружения.
Итак, конкретные интересы, предпочтения, потреб- ности, чувства—все, что изначально представлялось препятствием для чистого созерцания, есть его необхо-
димая предпосылка. Любая человеческая судьба, если она до конца не искалечена,—это уникальный аппарат наблюдения, целая обсерватория, которая неповтори- ма, пусть даже чья-то другая кажется лучше. Самая незаметная, горькая жизнь может иметь высокое тео- ретическое значение, смысл, незаменимый никаким другим (хотя только определенные типы существова- ния представляют условия для наилучшего познания). Оставив столь сложные темы, ограничимся выво- дом: созерцание существует лить благодаря минимуму действия. Поскольку романные флора и фауна вы- мышлены, автор должен внушить нам известный вооб- ражаемый интерес, увлечение, которые станут динамической основой, перспективой видения. Чем бо- льше развивалась психологическая проницательность читателя, тем быстрее утолялась его страсть к драма- тизму. Современный романист уже не в состоянии выдумать увлекательный длинный сюжет. На мой взгляд, в этом нет ничего страшного. Толики драмати- зма и напряжения вполне достаточно. Но эта толика совершенно необходима. Пруст доказал необходи- мость движения, создав роман, разбитый параличом.
РОМАН КАК «ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ»
Итак, поставим все на свои места: действие, сюжет не субстанция романа, а его чисто механическая ос- нова, внешний каркас. Суть жанра (я говорю лишь о современном романе) не в том, что происходит, а в том, что вообще несводимо к этому «происходить» и заключается в чистом «жить»: в жизни, бытии, при- сутствии персонажей, взятых вместе, в их обстановке. И вот косвенное тому подтверждение: в лучших рома- нах запоминаются не происшествия или события, а их участники. Заглавие книги звучит словно имя города, где прожил какое-то время: слыша его, тотчас же вспоминаешь климат, своеобразный городской запах, особый говор жителей, типичный ритм существования. И лишь потом случайно на ум приходит какая-нибудь конкретная сцена.
Поэтому ошибочно думать, будто романист должен прежде всего сочинить «действие». Годится любое. Классическим примером независимости читательского
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление