Нередко приходится слышать, что произведения искусства вечны. Если при этом хотят сказать, что их создание и наслаждение ими включают в себя также вдохновение, ценность которого нетленна, то здесь возражать не приходится. Но наряду с этим трудно оспаривать факт, что произведение искусства устарева- ет и умирает прежде именно как эстетическая ценность и только затем как материальная реальность. Нечто подобное случается в любви. Она всегда начинается с клятвы на века. Но вот минует миг устремленности во вневременное, начальная фаза любви исчезает в по- токе времени, терпит крушение в нем и тонет, в отчая- нии воздевая руки. Ибо таково прошлое: оно есть крушение и погружение в глубины. Китайцы говорят об умершем, что он «ушел в реку». Настоящее—это всего лишь поверхность, почти не имеющая толщи, тогда как глубинное—это прошлое, сложенное из бес- численных настоящих, своего рода слоеный пирог из моментов настоящего. Сколь тонко чувствовали это греки, утверждавшие, что умирать—значит «соеди- няться со всеми, кто ушел».
Если бы произведение искусства, например картина, исчерпывалось исключительно тем, что предста- влено на поверхности холста, оно, быть может, и могло стать вечным, хотя при этом приходится учиты- вать факт неминуемой утраты материальной основы произведения. Однако все дело в том, что картина
не ограничивается рамой. Скажу больше, из целого организма картины на холсте находится ее минималь- ная часть. Сказанное в полной мере применимо и к по- ниманию поэтического произведения.
Как может быть такое, спросите вы, чтобы сущест- венные составные части картины находились вне ее? Тем не менее это именно так. Картина создается на основе совокупности неких условностей и предположе- ний, осознанных художником. Он переносит на холст далеко не все из того, что внутри него самого обус- ловило данное произведение. Строго говоря, из глубин сознания появляются на свет лишь самые фундамен- тальные данные, а именно эстетические и космические идеи, склонности, убеждения, то есть все то, в чем индивидуальное картины оказывается укорененным как в своем родовом. При помощи кисти художник делает очевидным как раз то, что не является таковым для его современников. Все прочее он подавляет либо старается не выделять.
Совершенно так же в разговоре вы раньше всего стремитесь сообщить собеседнику самые исходные, принципиальные свои посылки, поскольку без этого разговор лишился бы смысла. Другими словами, вы высказываете собеседнику только сравнительно новое и необычное, полагая, что остальное он в состоянии понять сам.
Существенно то, что эта система дееспособных для каждой эпохи предположений или представлений со временем изменяется. Причем изменяется значительно уже в пределах жизни трех поколении, сосуществу- ющих в определенное историческое время. Старик пе- рестает понимать молодого человека, и наоборот. Лю- бопытнее всего то, что непонятное для одних оказыва- ется особенно понятным для других. Для старого либерала кажется непостижимым, как это молодежь может жить несвободной, к тому же не чувствуя нужды задумываться об этом. Со своей стороны молодому человеку кажется непонятным энтузиазм старика по отношению к идеалам либерализма; у молодежи эти идеалы тоже вызывают симпатии и осознаются ими как желательные, тем не менее они неспособны зажечь в ней душевную страсть, так же как не служат вдох- новению, например, таблица Пифагора или вакцина.
ИСКУССТВО В НАСТОЯЩЕМ И ПРОШЛОМ
Дело в том, что либерал является либералом вовсе не потому, что использует концепцию либерализма для обоснования своего существования; таков же и его противник—антилиберал. Ничто глубокое и очевид- ное не рождается из обоснований и ими не живет. Обосновывается только сомнительное, маловероят- ное, то есть то, во что мы, вообще говоря, не верим.
Чем глубже, изначальнее тот или иной компонент наших убеждений, тем мы меньше заняты им, попро- сту мы не воспринимаем его. Мы им живем, он явля- ется обоснованием наших действий и идей. Он как бы находится у нас за спиной или под ногами, подобно пяди земли, на которой стоит наша нога; мы, следова- тельно, не в состоянии увидеть его, а пейзажист в силу этих же причин не может перенести на холст.
О существовании духовной почвы и подпочвы мы узнаем, когда в полнейшей растерянности застываем перед новой картиной, не понимая ее. Нечто подобное имело место лет тридцать назад по отношению к по- лотнам Эль Греко. Желавшим постигнуть их они казались неприступными береговыми утесами, о которые разбивались намерения пристать к ним, приблизиться к пониманию этих произведений. В какой-то момент Наблюдателем также владело ощущение, будто между ним и полотнами Эль Греко разверзлась бездна; но, к счастью, одна за другой картины неожиданно стали как будто распахиваться настежь. Произошло это вследствие осознания Наблюдателем того обстоятель- ства, что за поверхностью холста в самом деле живут безмолвные, невыразимые, потаенные убеждения, ко- торыми Эль Греко руководствовался, работая над сво- ими картинами.
То, что в превосходной степени отличает произведе- ния Эль Греко, чье творчество принципиально «подзе- мно», характеризует в большей или меньшей степени любое произведение искусства прошедших времен. То- лько люди, не обладающие утонченной способностью проникаться вещами, могут думать, будто они в состо- янии без особых затруднении понимать художествен- йые творения давно минувших эпох. На самом же деле реконструкция скрытой системы предположений и убе- ждений, бывшей для этих творений основой, составля- ет содержание тяжкого труда историка или филолога...
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление