Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории Древнеиндийской философии их характеристика




Идеи экологии культуры и роль философии в социокультурном процессе.

Проблема генезиса философии.

Философия - любовь к мудрости. Hеобходимые предпосылки возникновения философии (но не достаточные): разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания («смотри на меня, делай как я, делай лучше меня»), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы). Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Hаличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика). Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный, синкретический, нерасчлененный вид), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление). Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо рассуждать критически. Второй этап. Философия служит идеологии. Доказательство бытия Бога. Средневековье. Третий этап. Возрождение (ренессанс). Возведение человека в центр Вселенной. Четвертый этап (новое время). Философ, обосновывающий введение науки. Пятый - философия французского материализма (pазмеживание философии и науки). Hемецкая философия (критическое отношение ко всему). Философия 19 века (наука сама себе философия). Позитивная наука. Философ связан с развитием человека или науки.

ХХ век: новые идеи, экоцентризм, от слова «экология» - равновесие между человеком и окружающей средой. Не должно существовать приоритета чего-либо, философия выступает в роли координатора. Идея экологии и функция критики всех разделов культуры. Н-р: литература и литературный критик, философия в роли критика

Культура - это все то, что противостоит природе. Современная философия строится с учетом экологии культуры. Смысл экологии – согласие человека и культуры. Экология культуры - идея pавноправного состояния всех форм теоретического опыта человечества (наука выполняет одну роль, религия другую и они не мешают друг другу). Западная философия - экстpавеpтного плана (изменить, преобразовать). Диалог между Западом и Востоком.

 

Прообраз создателя мира – Пуруша – это вселенский космический человек, который жертвует собой и в результате появляется весь космос (глаз Пуруши – солнце, дыхание – луна и т.д.) и появляется структура самого древнеиндийского общества. Структура древнеиндийского общества была жесткая кармовая, кастовая (варновая) (что сохранилось и по сей день Индийские фильмы про «любовь молодых людей из разных каст»). Самая высшая каста – брахманы. Это слово имеет четыре значения:

v комментарии к упанишадам и другим самхитам,

v обозначение самой высшей касты,

v обозначения божества, бога создателя (еще есть Кришна и еще кто-то),

v некое идеальное начало.

Касты в Индии:

1. Брахманы - образуются из уст Пуруши.

2. Вайши - люди, которые являются опорой общества - появляется из бедер Пуруши.

3. Слой воинов – кшатрии, они появились из рук Пуруши.

4. Низший слой – шудра появились из ступней Пуруши это те люди, которых покорили высшие социальные слои общества.

5. Иногда выделяют социальный слой – челдоны, они вне касты («бомжи» типа J).

Т.о. узаконивается и объясняется не только космический порядок, но и социальная структура общества.

 

Смыслом человеческого существования у Древних Индийцев является стремление выйти из колеса реинкарнаций или сансары на родном языке – «колеса жизни и смерти», которое заключает в себе много жизней и объясняет процесс перерождения человека или чакры – физическая реализация текущего состояния «колеса». Как выйти из колеса: необходимо вести определенный образ жизни надо соблюдать дхарму (моральный закон как себя вести себя, будучи в определенной варне, касте, т.е. будучи в определенном социальном сословии). После смерти человека его оценивают по закону кармы, процесс воздаяния по заслугам, (Рита – понятие судьбы оно есть, но тебя все равно оценивали по жизни) и в зависимости от оценки тебя или повышают или понижают по касте, в социальной ступени в следующей жизни. Понижение возможно до животного или растения т.к. у них тоже есть своя дхарма. Верхний предел после брахмана это возможность выйти из колеса. Для достижения цели выхода из колеса сансары необходимо чтобы Атман (индивидуальное начало человека - душа) стремился к брахману, а брахман должен включать в себя Атман. Т.е. в Древней Индии существовала предпосылка, что жизнь – не очень хорошая форма существования, а снова рождаться и мучиться еще хуже, воскрешают только насильно, крутиться в колесе сансары плохо.

 

Субстанциональные начала: вода, земля, огонь, воздух и акаша (эфир – идеальное начало, кроме школы Чарвака-локаята, которая не признает идеальное начало). Школа Чарвака-локаята отбрасывает идеальное начало и считает, что бессмертия не существует. Это первая школа гедонизма – принципа удовольствия, прежде всего физиологического «пей, ешь и наслаждайся» в этой жизни, другой не будет.

 

Вопросы:

ü Можно ли перескочить с одной ступени через одну – нет

ü можно ли из брахмана в елку превратиться – можно, но тоже последовательно

ü что такое Атман – это идеальное индивидуальное начало

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.