КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объективный идеализм в философии Платона
В своей онтологии Платон исходит из постулата, что мир видимых вещей не единственный мир и не главный мир. Он существует благодаря идеи (эйдосу) – форма, сущность, постоянство. За каждой вещью и процессом в этом мире стоит исходная идеальная сущность, идеи, все вместе они составляют мир идей. Он его относит к умному месту космоса. Проблема: устройство царства идей. Есть ли там иерархия, сколько вообще этих идей. По Платону царство идей устроено иерархическим образом, так что появляется пирамида, вершиной которой являются идеи блага, красоты, истины, гармонии, упорядоченности. Телеологическое устройство – учение о целесообразности. (Теология – учение о боге.) Существует исходный порядок мира. Количество идей, как и количество вещей ограниченно в силу взаимного однозначного соответствия. Показать все многообразие вещей в мире и показать идею и выстроить пирамиду Платон не смог. Его ученик Аристотель критикует его: 1) Царство идей устроено исходя из благости. Вопрос: есть ли в этом мире противоположные идеи, идея грязи? Как физический объект – она может быть? 2) Платон ничего не говорит о механизме взаимодействия идеи и вещи. Есть стол идея стола, а как идея стола соотносится со столом? Вывод – должна быть идея соответствия. Получим из этого предположение к парадоксу третьего человека, дурной бесконечности. Идеи философии не сделаны еще в форме научных трактатов, как это будет потом у Аристотеля, а имеют форму поиска. Они написаны в форме диалогов и беседы Сократа с кем-либо. Беседы кончаются без всякого вывода, и начинается без всяких задач. Платон нигде не ставит точки. Поле интерпретации становится очень большим. Конструкция Платона т.о. достаточно противоречива. Проблема Платона: постараться убедить всех остальных в том, что его конструкция имеет право на существование. Платон вводит аллегорию пещеры (потом Френсис Бэкон назовет эту аллегорию «у каждого своя пещера», человек изначально всегда ограничен). Аллегория: представьте, говорит Платон, пещеру, где живут люди, живут так, что они не могут выйти и видеть, что перед входом пещеры, их взоры обращены на противоположную входу стену, т.о. они видят тени событий того, что происходят за входом. Даже если кто-то сможет выйти и понять реальный мир, то, вернувшись, он ничего не сможет никому доказать. Т.о. знания реального доступны немногим. Платон говорит, что пусть теперь Мир – пещера. Солнце – источник света. Наш Мир – отражение мира идей. Эта картинка имеет смысл, для того чтобы понять позицию самого Платона. В произведении «Тени, Теней» С его точки зрения космос – шар с большим радиусом, но конечным, в центре шара – Земля, она покоится. Вокруг земли вращается все мироздание. Откуда берется мироздание: вводится понятие единого – исходное самое абстрактное начало, которое эммонирует свою идеальность в весь остальной мир. Первое единое – трансцендентно (т.о. за пределами, о нем можно только догадываться (как бог в некоторых религиях)), трансцендентальные – не запредельны – они в нашем мире, но существует до этого мира, априорные, существующие до любого естественного события. Далее вводятся три сущности: 1) Бог ремесленный Демиург – тот, кто пытался и пытается создать исходный космос. Он творит весь мир как мир идей по эталону во вместилище хоре. Это не есть традиционный бог, не бог функция. Он творит и другие божества и богов олимпа. 2) Хора – априорная трансцендентальная сущность, ближе всего оно к понятию пространства, пространство задается изначально, чтобы мир мог существовать. Время конструируется как результат этих трех положений Вместилище для мироздания. 3) Парадигма – образец, эталон, по которому должен устроиться весь космос. Эталон мироздания.
Существует изначально некоторая программа, матрица для мироустройства. Весь космос – как некий организм у Планеты. Есть еще мировая душа – мотор, который вдувает идеальное начало во все субстанции - получили мироздание. Космос по Платону – живой организм, одушевленный. Человек обладает душой явно, поэтому для Платона человек наиболее интересен. Платон говорит, что души делаются Демиургом, Хорой и Парадигмой, количество душ должно быть ограниченным (это принципиально расходится с христианством). Реинкарнация, мнезис происходит с душой. До использования души живут на звездах. Далее для души начинается цикл путешествий, и если человек ведет правильно себя, то душа попадает в Аид (мягкий Ад – бледное существование). Платон: как человек познает этот мир, он выводит из своих предположений, что т.к. души были сделаны заранее, то души все изначально знают. Находясь в полете, когда она не в теле, душа познает этот мир от начала и до конца по определению. Познать мир можно только так, а не с помощью ощущений. Анамнезис – душа все забывает и для нее проблема «вспомнить все». В одном из диалогов «Менон» Платон через Сократа показывает, как Сократ с помощью искусных вопросов приводит мальчика-раба к доказательству сложной геометрической теоремы. Т.о. знание есть припоминание. Еще проблема, которую ставит Платон: существование математических объектов, оно не физическое существование. Вопрос: почему люди приходят к таким знаниям и почему они решают, что это знание опытное? Далее Платон приходит к вопросу о существовании идей самых высших, проблема общего существования. Как же в земных условиях вспомнить все «если нет рядом Сократа». Платон строит алгоритм творческого познания: путь через красоту (потом Достоевский скажет «Красота спасет мир»). Если бы человек не мог бы удивляться красивому, то и не смог бы ничего познать, красота есть переход из небытия в бытие (это описано в диалоге «Пир»), т.е. по сравнению с Элейцами он признает небытие как объект, но не признает его равномощность бытию. Небытие – момент бытия. Всегда есть Демиург, хора и парадигма, которые создают бытие. Виды творчества (вниз - важнее): 1) Физический – продолжение рода – человек через рождение детей пытается оставить о себе что – то вечное. 2) Художественные – подражание подражанию, раз реальные вещи подражают идеям, то художник подражает подражаниям, т.к. работает с реальными объектами. Художник для него не человек высший, и Платон говорит, что для художника важно впадение в экстаз, а не работать на основе головы. 3) Техническое – более надежный способ по Платону увековечить себя. 4) Научное – высший тип творчества, т.к. создаются теории для вещей и явлений. 5) Социальное творчество – тоже высший тип творчества. Творчество политиков, потому что они имеют возможность влиять максимальным образом на максимальное количество людей. Механизм творчества – механизм любви. Платон вводит богов: Эроса земной и Эрос небесный; и две любви: Афродита Урания Небесная, Афродита Вульгарная Земная. Человек поднимается от красоты физической к красоте - абсолютной идее. Красота спасет мир в том смысле, что человек познает мир.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |