КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности памяти
Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя. Физиологические процессы в коре головного мозга имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те. же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие же заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов. Различают следующие процессы памяти: • запоминание, которое представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения; • сохранение, т. е. удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени; • воспроизведение, т. е. активизация закрепленного ранее содержания психики; • узнавание, которое представляет собой сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать. Различают также следующие виды памяти: • наглядно-образную память, которая представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы; • словесно-логическую память, т. е. память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации; • двигательную память, т. е. память на движения; • эмоциональную память — память на переживания. Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Механическая память — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается. А логическая (смысловая) память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. Память в целом и конкретного человека — в частности, имеет свои особенности: • объем, представляющий собой важнейшую интегральную характеристику памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающий количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации; • быстроту, т. е. способность человека в'процессе запе-чатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования; • точность, т. е. характеристику памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание; • готовность, представляющую собой важнейшую характеристику памяти, свидетельствующую о предрасположенности человека и его сознания всегда активно ис-дользовать всю запечатленную информацию; • длительность, свидетельствующую о ее способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию (в связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память: кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия; долговременная память — это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения; оперативная память — это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи). Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека — в частности.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |