Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рим в царский период. 1 страница




Возникновение римской гражданской общи­ны. Рим находится в Лации, в нижнем течении Тибра. Он вырос на 7 холмах Палатине, Эсквилине, Целии, Капитолии, Виминале, Квиринале и Авентоне. Благоприятное место способствовало росту города. Здесь был здоровый климат, река, в устье которой добывалась соль, близость моря облегчала связи с италийскими и заморскими народами.

В начале I тысячелетия до н. э. (10-8 вв.), т. е. в эпоху раннего железного века, на территории будущего Рима находи­лись родовые поселки, имеющие свои традиции и обычаи. Палатин и близлежащая Велия принадлежали латинам, а северные холмы - сабинам. Латиняне и сабиняне ча­стично вытеснили, а частично ассимилирова­ли лигуро-сикульские и другие жившие здесь племена. Селились люди преимущественно на холмах, но понемногу осваивали в хозяй­ственных целях и низины между ними. Жили люди в скромных хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном карка­се с глиняной обмазкой. Рядом с ними, и в окружающих рощах, находились святилища божеств, покровителей рода и ме­стности. В лесах по холмам и в низменных болотистых луговинах люди па­сли свой скот. Поселения защищались рвами, земляными насыпями, строились сторожевые башни.

Постепенно разрозненные поселки разра­стались и объединялись между собой. На холме Капитолии была построена общая для всех крепость.

В начале царской эпохи народ Рима (populus) состоял из трех родовых триб, или племен (Тиции - сабины, Рам­ны - латины, а Луцеры – этруски), что соответствовало этнической структуре Рима в конце царской эпохи.

Вторым элементом общества было 30 ку­рий (ку­рия - это союз мужчин-воинов). Курия вы­ставляла 100 пеших и 10 конных воинов.

Основой социальной структуры были роды (genetes). Сначала их было 100, а потом стало 300. Римский род (gens) царского времени был отцовским, экзогамным. Подобно греческому он характеризовался правом взаимного насле­дования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и сме­щать старейшин, а также обязанностью соро­дичей оказывать друг другу защиту и по­мощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от реального или мифического предка.

Основной земельный фонд распределялся между вхо­дившими в род семьями. Это были большие патриархальные семьи (familia), включавшие 3-4 поколения потомков главы семьи (pater familias).

Управление Римом состояло из Cената, комиций и царя. Сенат был советом из 100, а позднее из 300 родовых старейшин. Комиций - это народное собрание, точнее - собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям. На комициях вы­бирался царь (rех), обладавший функциями военного вождя, верховного жреца и судьи. Таким образом, в Риме были все элементы военной демократии.

Развитие хозяйства, уча­стившиеся войны и рост народонаселения способствовали подвижности населения и ра­зрыву родственных связей. Наряду с община­ми родового характера складывались сосед­ские общины с присущими им коллективными формами землевладения. Появились патри­архальное рабство и частное владение землей внутри родовых коллективов. Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов. В них выделялись более знатные и богатые семьи. Свойственный первобытности принцип авторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности, родовитости. Только члены этих знатных семей с течением времени стали называться патрициями, противопоставляя себя незнат­ным родственникам, основной массе народа (populus). Известны древнейшие патрициан­ские роды Юлиев, Квинтилиев, Горациев, Куриациев, Эмилиев и др. Незнатные обе­дневшие родичи оказывались в зависимости от них, искали у них помощи, защиты. Они становились клиентами (cliens - послуш­ный) патрициев, а те - их патронами, покро­вителями. Узы патроната - клиентелы - считались священными, и нарушение их кара­лось смертью. Патрон должен был выде­лить землю своим клиентам, защищать их в суде; клиенты же составляли боевую дружину патрона.

Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также доброволь­ных пришельцев, иногда целых родов, при­влеченных удобством места, близостью судо­ходной реки, моря, солеварен. Новые поселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку лише­ны были участия в куриатных комициях и в сенате. Число их быстро увеличивалось, пополнялось, почему их стали называть плебсом (plere - наполнять). Плебс занимался гла­вным образом ремеслом, и вел торговлю. В его среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной соб­ственности и, как следствие этого, имуще­ственная дифференциация. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны и искали для себя патронов. Становясь кли­ентами, плебеи включались в состав рода и получали землю и имя патрона.

Сервий Туллий (578-534 г. до н.э.) – шестой царь, поделил все мужское население Рима, т. е. и патрициев и плебеев, на шесть имуществен­ных разрядов. Критерием имущественного состояния служил земельный надел (вернее его стоимость в денежном выражении). Все бедняки входили в 6-й разряд - пролетариев, богатством которых было лишь их по­томство (proles). Каждый имущественный разряд выставлял определенное чис­ло войсковых единиц - центурий (сотен):

Ранняя римская культура. Римская культу­ра ранней эпохи развивалась на местной, латинской основе, но подвергалась воздей­ствию более культурных народов, в первую очередь греков, а затем этрусков.

Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих, сабинских и этрусских слов. Возможно, уже в VIII в. до н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого време­ни не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII в. до н. э. Ла­тинский алфавит сложился на основе грече­ского, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски. В основ­ном латинский алфавит оформился в конце IV в. до н. э. Он был реформирован Аппием Клавдием Цекомв312г. до н.э.

Ранняя римская религия отражала прими­тивную стадию развития общества. Ей были присущи элементы тотемизма. Римляне по­читали капитолийскую волчицу, вскормив­шую Ромула и Рема, самниты почитали быка, а пицены - дятла. В почитании Марсова щита - анциле, яко­бы упавшего с неба, а также руминальской смоковницы, под которой волчица, по пре­данию, вскармливала близнецов, видны следы фетишизма. Но особенно характер­ны для римлян анимистические представ­ления.

Как и другие народы на аналогичной стадии развития, римляне поклонялись разным си­лам природы - земле, водам, огню. Римляне верили, что весь окружающий их мир, все состояния и действия людей, включая хозяй­ственную деятельность, их умонастроения и чувства и даже отвлеченные понятия имеют духов-покровителей. Для римлян существо­вали божества первого крика ребенка, первого детского слова, выводившие его из дому и ведшие домой, божества бледности, страха, стыда, верности и т. п. Чисто римской была вера в гения человека, руководившего его поступками и умиравшего вместе с ним. Первоначально образы божеств были неопре­деленны, неизвестны были их пол, обличье и даже их число. Под именем Палее понима­лись и богиня и бог пастухов, в честь которых справлялся праздник Палилии, или Парилии. Возникли пары - Фавн и Фавна, олицетворявшие леса и пастбища (праздник Фауналии), Либер и Либера - вино­градарство и затем виноделие. Древнейшее божество Янус мыслилось двуликим, что означало «заведование» началом и концом любого дела. Божества производительных сил природы становились одновременно бога­ми племени: Юпитер и Марс - латинов, Квирин - сабинов. Дом и семью охраняли добрые гении - пенаты, а семью вне дома - лары. В качестве духов почитались и предки, также хранившие своих живых родичей и членов семьи. Назывались они манами. Но если потомки переставали умилостивлять их, маны превращались в злых и мстительных духов - лемуров.

По мере социального развития и консоли­дации римской гражданской общины религи­озные представления и культ усложнялись. Среди несметных множеств божеств стали преобладать индивидуализированные боги. К их первоначальным функциям производи­тельных сил природы присоединялись новые. Так, лары становились не только охранителя­ми семьи, но и соседской общины. Юпитер, Марс и Квирин поднялись до уровня общеримских богов и приобрели военные функции. В период установления государственных начал древние италийские боги производящей природы Юпитер и Юнона превратились в верховных богов и идентифицировались с этрусскими богами - Тини, покрови­телем царской власти, и его божествен­ной супругой Уни. Вместе с Минервой, ана­логичной этрусской Менрве, они состави­ли патрицианскую троицу, местом по­читания которой стал Капитолий. В на­чале Республики под влиянием италийских греков возникла верховная плебейская триада, почитавшаяся на Авентине. Ее соста­вили местные италийские земледельческие божества Церера и Либер, отождествленные с греческими Деметрой и Дионисом, и женская параллель последнего - Либера. В связи с развитием торговли появился бог Мер­курий, отождествленный с греческим Гер­месом.

Эволюция религиозных представлений ска­залась и на организации культа. Сначала его отправление находилось в руках родоплеменных коллективов. В их среде зарождались жреческие коллегии. Одной из древнейших была коллегия луперков, возглавлявшая культ Фавна, заимствованный еще во II тыся­челетии до н. э. у ахейских греков. Праздне­ство Луперкалий включало в себя магический обряд сообщения плодородия и элемент тотемизма, близкий обитателям притибрской зоны, т. е. культ волка. Неугасимый огонь сначала почитался в куриях, но потом был олицетворен в общеримской богине Весте, получившей при царе Нуме общеримское святилище на форуме и специальную колле­гию жриц - весталок. Культ Геркулеса, гре­ческого Геракла, в эпоху Республики перешел от родов Потициев и Пинариев к государству. Общегосударственными стали коллегии Арвальских братьев, отправлявшие обряды в честь земледельческих богов, и воинственных салиев, первоначально представлявшие каж­дая две отдельные общины - Палатина и Квиринала.

В царскую эпоху жреческие коллегии превращались в органы возникающего госу­дарства. Жрецы-фециалы вели внешние сно­шения римской общины. Выделилась верхов­ная коллегия жрецов-понтификов, осуще­ствлявшая надзор за деятельностью всех жреческих коллегий и ведавшая применением обычного права и календарем. Религиозное сознание римлян было лишено экзальтации и отличалось рационализмом и формализмом. Обращение к богу предусматривало точное выполнение обетов за точное выполнение просьбы и выражалось в формуле молящего­ся: «Я даю, чтобы ты дал». Каждое частное и общественное предприятие начиналось с гаданий либо по полету или клеву священных птиц, чем ведали жрецы-авгуры, либо по внутренностям животных с помощью жрецов-гаруспиков. Под влиянием этрусков особенно развилось толкование предзнамено­ваний.

Литература. Римляне неясно представляли себе своих богов, не создали яркой мифологии, которая стала у греков почвой и арсеналом художе­ственного творчества. Не было в Риме и эпических поэм, подобных гомеровским. Поэ­тическое творчество выражалось в форме молитв, заклинаний, поговорок. Это была народная поэзия с присущим ей, не зависи­мым от греков, чисто италийским размером, получившим название сатурническогостиха,по имени бога Сатурна.

Столь же древни и зачатки драмы. Они ведут начало от сельских праздников, в том числе Сатурналий, участники которых высту­пали с насмешливыми песенками, названны­ми потом фесценнинами и сопровождавши­мися музыкой и танцами. Импровизации были полны шуток (порой весьма вольных), и колкостей. В IV в. до н.э. были введены в Риме сценические игры по образцу этрусков, испол­нявшиеся профессиональными артиста­ми - гистрионами, а также демонстрации одноактных пьес - ателлан, изобретенных кампанцами и названных так по кампанскому городу Ателла. Они носили харак­тер импровизаций и исполнялись самоде­ятельными артистами, но включали в себя четыре обязательных персонажа. Это были карикатурные маски дурака-обжоры, заносчивого глупца, комического старика и ученого шарлатана.

Рассудительный римлянин фиксировал цар­ские установления и важнейшие события в по­годных записях - анналах, которые велись жрецами-понтификами. Эти записи составили зачатки, литературной прозы исторического жанра. В отличие от поэтических и драма­тургических опытов этот вид литературного творчества, начиная с царской эпохи, был связан с письменной традицией. Вообще же господствовало устное творчество.

С образованием гражданской общины, особенно республиканского строя, начинается развитие ораторского искус­ства. Выступления сенаторов в сенате и должностных лиц в комициях требовали знаний и искусства убеждать слушателей своей речью. Разумеется, все это было до­ступно лишь римской знати. В памяти потом­ства сохранился в качестве замечательно­го оратора выдающийся государственный деятель IV в. до н. э. Аппий Клавдий Цек.

Важным проявлением культуры является правотворчество. В истории римского права время от возникновения Рима до конца IV в. до н. э. выделяется как период архаического права. В догосударственную эпоху жизнь римлян регулировалась нормами обычного права, представлявшими собой устоявши­еся нравы и обычаи, тесно связанные с религиозной сферой. В правление царей и особенно в начале Республики выраба­тывается собственно право, т. е. совокуп­ность норм и правил поведения, выража­ющих концентрированную волю господст­вующего класса. Источниками права в то время были обычное право, царские законы, историчность которых признает­ся теперь большинством исследователей, и законы, принимавшиеся комициями. Первым письменным памятником римского права были «Законы XII таблиц», обнародо­ванные в середине V в. до н. э., фиксиро­вавшие нормы обычного права и одно­временно уже освящавшие частную соб­ственность, классовое и сословное неравен­ство.

Быт римлян царского и раннереспубликанского времени был неприхотливым, подчи­ненным интересам формирующейся граждан­ской общины. Это находило выражение в невзрачности жилищ и в скромности святи­лищ. Город создавался путем синойкизма отдельных поселков с беспорядочным петлянием улиц. Только в правление царей-этрусков Рим был обнесен оборонительной стеной, хижины стали сменяться домами на фундаменте, начали строить фундаменталь­ные храмы этрусского типа. Первым был сооружен храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии. Небогатая фантазия римлян не создавала образа богов, что обусловило от­сутствие их изображений в доэтрусское время. Но храм капитолийской троицы был уже пышно украшен рельефами и скульптурами. Особенностью римского художественного творчества было изображение конкретных реальных людей. К периоду ранней Республи­ки относится возникновение обычая хранить в доме в специально отведенных для того шкафах (ларариях) восковые маски, снятые с умерших, считавшихся семейными ларами. Этот обычай способствовал развитию пор­третной скульптуры, отличавшейся большим сходством с оригиналом.

Все аспекты ранней римской культуры пока­зывают, что римляне, воспринимая плодотво­рные влияния других народов, сохраняли ее глубокое своеобразие, обусловленное разви­тием на местной италийско-латинской основе.

5. Римская культура в республиканский период

Особенности полисной идеологии. Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов Апеннинского полуо­строва. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое рабовладельческое госу­дарство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными сте­нами и представлял собой крепость - убежи­ще окрестных жителей в дни военных опасно­стей. Гражданами общины были лишь мес­тные уроженцы, владевшие земельными учас­тками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении, принимать уча­стие в народных собраниях. Исполнительная власть исправлялась выборными «магистра­тами».

Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая не­обходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом правительства. Главные поступ­ки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражда­нин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверен­ности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения.

Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формирова­ло чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализ­ма. Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе.

Разложение античного полиса привело к кризису и идеологию его гражданства. Наб­людается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление от­дельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешен­ность. Старинные дедовские нравы подверга­ются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.

Римская религия в период республики. Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с гречески­ми богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, по­кровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почита­лись патрициями. Плебеи же особенно почи­тали божественную троицу: Цереру, Либеру-Прозерпину - богиню растительности и пре­исподней и Либера - бога вина и веселья.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались ино­земные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, позна­комило римлян с эллинистическими и восточ­ными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои куль­ты, тем самым распространяя иные религи­озные воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и про­изводить особые ритуальные действия. Осо­бые коллегии жрецов - наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвен­ных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной прось­бой.

Римская религия носила печать форма­лизма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обря­ды и приносили нужные жертвы. Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Поэтому римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим свя­зано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широ­ко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распростране­ния оргиастических восточных культов, счи­тая, что они подрывают официальную рим­скую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены разнуз­данные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспо­соблению к ней римских религиозных воз­зрений. Одним из важных последствий грече­ского влияния было распространение грече­ской философии в римском обществе и взгля­дов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочине­ние эллинистического писателя Эвгемера, ко­торый считал, что боги - это обожествлен­ные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относить­ся к религиозным верованиям, хотя и рас­сматривает религию как необходимое средство управления народом. Распрост­ранение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подры­вали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, час­тые конфискации, проскрипции вели к из­менениям традиционных верований. Рас­пространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как свое­образный протест против неустройства и му­чений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и ча­сто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, бога-спасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей.

Празднества и зрелища. С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в обще­ственной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздни­ков.

В VI в. до в. э. стали устраивать пред­ставления светского (не религиозного) харак­тера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом прове­дения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был един­ственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые пред­ставления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными рели­гиозными праздниками были праздники, свя­занные с культом земледельческих богов: цереалии - в честь Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - праздник жатвы, сатурналии - праз­дник посевов, терминалии - праздник меже­вых камней, луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших оби­тателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регу­лярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимо­сти от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14-15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6-7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из несколь­ких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно со­стязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине 1 в. до н. э. 760 тыс. сестерций. Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - 380 тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флора­лии, Аполлоновы игры, почти целиком состо­яли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II-I вв. до н. э. Это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом ри­мской публики, увеличением городского насе­ления, которое обычно посещало театраль­ные представления. Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уро­вень римской драматургии, появление хоро­ших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных по­становок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводи­лось на площади и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э. Гней Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отли­чие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой по­лукругом - амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходи­мыми для подъема тяжестей, смены декора­ции.

Необычайное развитие получаютв Римегладиаторские бои. Гладиаторские бои устра­ивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры ус­траивались на поминках знатных лиц, они назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепен­но популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ, и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистрат­скую должность было много, то число глади­аторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои стано­вятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были на­столько популярны, что римские архитекто­ры создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфите­атры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превыша­ли вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличива­лись, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государ­ственные деятели считали проведение публич­ных представлений важной частью их госу­дарственной деятельности. В условиях ари­стократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группиров­ка считала устройство публичных представле­ний одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского граждан­ства от активной государственной деятельно­сти. В результате, рост публичных представлений сопровождался упадком значе­ния народных собраний и их политической роли.

Римская драма и поэзия. На становление и развитие римской литературы оказало боль­шое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письмен­ности, но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произве­дения были произведениями подражательны­ми. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скро­мном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая грече­ская литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неуди­вительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого.

Первым римским поэтом был Тит Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в. до н. э.). При взятии Тарента римлянами он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и перево­дил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены. Произведения Ливия Андроника, несо­вершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной грече­ской литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.