КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рим в царский период. 1 страница
Возникновение римской гражданской общины. Рим находится в Лации, в нижнем течении Тибра. Он вырос на 7 холмах Палатине, Эсквилине, Целии, Капитолии, Виминале, Квиринале и Авентоне. Благоприятное место способствовало росту города. Здесь был здоровый климат, река, в устье которой добывалась соль, близость моря облегчала связи с италийскими и заморскими народами. В начале I тысячелетия до н. э. (10-8 вв.), т. е. в эпоху раннего железного века, на территории будущего Рима находились родовые поселки, имеющие свои традиции и обычаи. Палатин и близлежащая Велия принадлежали латинам, а северные холмы - сабинам. Латиняне и сабиняне частично вытеснили, а частично ассимилировали лигуро-сикульские и другие жившие здесь племена. Селились люди преимущественно на холмах, но понемногу осваивали в хозяйственных целях и низины между ними. Жили люди в скромных хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Рядом с ними, и в окружающих рощах, находились святилища божеств, покровителей рода и местности. В лесах по холмам и в низменных болотистых луговинах люди пасли свой скот. Поселения защищались рвами, земляными насыпями, строились сторожевые башни. Постепенно разрозненные поселки разрастались и объединялись между собой. На холме Капитолии была построена общая для всех крепость. В начале царской эпохи народ Рима (populus) состоял из трех родовых триб, или племен (Тиции - сабины, Рамны - латины, а Луцеры – этруски), что соответствовало этнической структуре Рима в конце царской эпохи. Вторым элементом общества было 30 курий (курия - это союз мужчин-воинов). Курия выставляла 100 пеших и 10 конных воинов. Основой социальной структуры были роды (genetes). Сначала их было 100, а потом стало 300. Римский род (gens) царского времени был отцовским, экзогамным. Подобно греческому он характеризовался правом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и смещать старейшин, а также обязанностью сородичей оказывать друг другу защиту и помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от реального или мифического предка. Основной земельный фонд распределялся между входившими в род семьями. Это были большие патриархальные семьи (familia), включавшие 3-4 поколения потомков главы семьи (pater familias). Управление Римом состояло из Cената, комиций и царя. Сенат был советом из 100, а позднее из 300 родовых старейшин. Комиций - это народное собрание, точнее - собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям. На комициях выбирался царь (rех), обладавший функциями военного вождя, верховного жреца и судьи. Таким образом, в Риме были все элементы военной демократии. Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост народонаселения способствовали подвижности населения и разрыву родственных связей. Наряду с общинами родового характера складывались соседские общины с присущими им коллективными формами землевладения. Появились патриархальное рабство и частное владение землей внутри родовых коллективов. Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов. В них выделялись более знатные и богатые семьи. Свойственный первобытности принцип авторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности, родовитости. Только члены этих знатных семей с течением времени стали называться патрициями, противопоставляя себя незнатным родственникам, основной массе народа (populus). Известны древнейшие патрицианские роды Юлиев, Квинтилиев, Горациев, Куриациев, Эмилиев и др. Незнатные обедневшие родичи оказывались в зависимости от них, искали у них помощи, защиты. Они становились клиентами (cliens - послушный) патрициев, а те - их патронами, покровителями. Узы патроната - клиентелы - считались священными, и нарушение их каралось смертью. Патрон должен был выделить землю своим клиентам, защищать их в суде; клиенты же составляли боевую дружину патрона. Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места, близостью судоходной реки, моря, солеварен. Новые поселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку лишены были участия в куриатных комициях и в сенате. Число их быстро увеличивалось, пополнялось, почему их стали называть плебсом (plere - наполнять). Плебс занимался главным образом ремеслом, и вел торговлю. В его среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и, как следствие этого, имущественная дифференциация. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны и искали для себя патронов. Становясь клиентами, плебеи включались в состав рода и получали землю и имя патрона. Сервий Туллий (578-534 г. до н.э.) – шестой царь, поделил все мужское население Рима, т. е. и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния служил земельный надел (вернее его стоимость в денежном выражении). Все бедняки входили в 6-й разряд - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles). Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц - центурий (сотен): Ранняя римская культура. Римская культура ранней эпохи развивалась на местной, латинской основе, но подвергалась воздействию более культурных народов, в первую очередь греков, а затем этрусков. Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих, сабинских и этрусских слов. Возможно, уже в VIII в. до н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII в. до н. э. Латинский алфавит сложился на основе греческого, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски. В основном латинский алфавит оформился в конце IV в. до н. э. Он был реформирован Аппием Клавдием Цекомв312г. до н.э. Ранняя римская религия отражала примитивную стадию развития общества. Ей были присущи элементы тотемизма. Римляне почитали капитолийскую волчицу, вскормившую Ромула и Рема, самниты почитали быка, а пицены - дятла. В почитании Марсова щита - анциле, якобы упавшего с неба, а также руминальской смоковницы, под которой волчица, по преданию, вскармливала близнецов, видны следы фетишизма. Но особенно характерны для римлян анимистические представления. Как и другие народы на аналогичной стадии развития, римляне поклонялись разным силам природы - земле, водам, огню. Римляне верили, что весь окружающий их мир, все состояния и действия людей, включая хозяйственную деятельность, их умонастроения и чувства и даже отвлеченные понятия имеют духов-покровителей. Для римлян существовали божества первого крика ребенка, первого детского слова, выводившие его из дому и ведшие домой, божества бледности, страха, стыда, верности и т. п. Чисто римской была вера в гения человека, руководившего его поступками и умиравшего вместе с ним. Первоначально образы божеств были неопределенны, неизвестны были их пол, обличье и даже их число. Под именем Палее понимались и богиня и бог пастухов, в честь которых справлялся праздник Палилии, или Парилии. Возникли пары - Фавн и Фавна, олицетворявшие леса и пастбища (праздник Фауналии), Либер и Либера - виноградарство и затем виноделие. Древнейшее божество Янус мыслилось двуликим, что означало «заведование» началом и концом любого дела. Божества производительных сил природы становились одновременно богами племени: Юпитер и Марс - латинов, Квирин - сабинов. Дом и семью охраняли добрые гении - пенаты, а семью вне дома - лары. В качестве духов почитались и предки, также хранившие своих живых родичей и членов семьи. Назывались они манами. Но если потомки переставали умилостивлять их, маны превращались в злых и мстительных духов - лемуров. По мере социального развития и консолидации римской гражданской общины религиозные представления и культ усложнялись. Среди несметных множеств божеств стали преобладать индивидуализированные боги. К их первоначальным функциям производительных сил природы присоединялись новые. Так, лары становились не только охранителями семьи, но и соседской общины. Юпитер, Марс и Квирин поднялись до уровня общеримских богов и приобрели военные функции. В период установления государственных начал древние италийские боги производящей природы Юпитер и Юнона превратились в верховных богов и идентифицировались с этрусскими богами - Тини, покровителем царской власти, и его божественной супругой Уни. Вместе с Минервой, аналогичной этрусской Менрве, они составили патрицианскую троицу, местом почитания которой стал Капитолий. В начале Республики под влиянием италийских греков возникла верховная плебейская триада, почитавшаяся на Авентине. Ее составили местные италийские земледельческие божества Церера и Либер, отождествленные с греческими Деметрой и Дионисом, и женская параллель последнего - Либера. В связи с развитием торговли появился бог Меркурий, отождествленный с греческим Гермесом. Эволюция религиозных представлений сказалась и на организации культа. Сначала его отправление находилось в руках родоплеменных коллективов. В их среде зарождались жреческие коллегии. Одной из древнейших была коллегия луперков, возглавлявшая культ Фавна, заимствованный еще во II тысячелетии до н. э. у ахейских греков. Празднество Луперкалий включало в себя магический обряд сообщения плодородия и элемент тотемизма, близкий обитателям притибрской зоны, т. е. культ волка. Неугасимый огонь сначала почитался в куриях, но потом был олицетворен в общеримской богине Весте, получившей при царе Нуме общеримское святилище на форуме и специальную коллегию жриц - весталок. Культ Геркулеса, греческого Геракла, в эпоху Республики перешел от родов Потициев и Пинариев к государству. Общегосударственными стали коллегии Арвальских братьев, отправлявшие обряды в честь земледельческих богов, и воинственных салиев, первоначально представлявшие каждая две отдельные общины - Палатина и Квиринала. В царскую эпоху жреческие коллегии превращались в органы возникающего государства. Жрецы-фециалы вели внешние сношения римской общины. Выделилась верховная коллегия жрецов-понтификов, осуществлявшая надзор за деятельностью всех жреческих коллегий и ведавшая применением обычного права и календарем. Религиозное сознание римлян было лишено экзальтации и отличалось рационализмом и формализмом. Обращение к богу предусматривало точное выполнение обетов за точное выполнение просьбы и выражалось в формуле молящегося: «Я даю, чтобы ты дал». Каждое частное и общественное предприятие начиналось с гаданий либо по полету или клеву священных птиц, чем ведали жрецы-авгуры, либо по внутренностям животных с помощью жрецов-гаруспиков. Под влиянием этрусков особенно развилось толкование предзнаменований. Литература. Римляне неясно представляли себе своих богов, не создали яркой мифологии, которая стала у греков почвой и арсеналом художественного творчества. Не было в Риме и эпических поэм, подобных гомеровским. Поэтическое творчество выражалось в форме молитв, заклинаний, поговорок. Это была народная поэзия с присущим ей, не зависимым от греков, чисто италийским размером, получившим название сатурническогостиха,по имени бога Сатурна. Столь же древни и зачатки драмы. Они ведут начало от сельских праздников, в том числе Сатурналий, участники которых выступали с насмешливыми песенками, названными потом фесценнинами и сопровождавшимися музыкой и танцами. Импровизации были полны шуток (порой весьма вольных), и колкостей. В IV в. до н.э. были введены в Риме сценические игры по образцу этрусков, исполнявшиеся профессиональными артистами - гистрионами, а также демонстрации одноактных пьес - ателлан, изобретенных кампанцами и названных так по кампанскому городу Ателла. Они носили характер импровизаций и исполнялись самодеятельными артистами, но включали в себя четыре обязательных персонажа. Это были карикатурные маски дурака-обжоры, заносчивого глупца, комического старика и ученого шарлатана. Рассудительный римлянин фиксировал царские установления и важнейшие события в погодных записях - анналах, которые велись жрецами-понтификами. Эти записи составили зачатки, литературной прозы исторического жанра. В отличие от поэтических и драматургических опытов этот вид литературного творчества, начиная с царской эпохи, был связан с письменной традицией. Вообще же господствовало устное творчество. С образованием гражданской общины, особенно республиканского строя, начинается развитие ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате и должностных лиц в комициях требовали знаний и искусства убеждать слушателей своей речью. Разумеется, все это было доступно лишь римской знати. В памяти потомства сохранился в качестве замечательного оратора выдающийся государственный деятель IV в. до н. э. Аппий Клавдий Цек. Важным проявлением культуры является правотворчество. В истории римского права время от возникновения Рима до конца IV в. до н. э. выделяется как период архаического права. В догосударственную эпоху жизнь римлян регулировалась нормами обычного права, представлявшими собой устоявшиеся нравы и обычаи, тесно связанные с религиозной сферой. В правление царей и особенно в начале Республики вырабатывается собственно право, т. е. совокупность норм и правил поведения, выражающих концентрированную волю господствующего класса. Источниками права в то время были обычное право, царские законы, историчность которых признается теперь большинством исследователей, и законы, принимавшиеся комициями. Первым письменным памятником римского права были «Законы XII таблиц», обнародованные в середине V в. до н. э., фиксировавшие нормы обычного права и одновременно уже освящавшие частную собственность, классовое и сословное неравенство. Быт римлян царского и раннереспубликанского времени был неприхотливым, подчиненным интересам формирующейся гражданской общины. Это находило выражение в невзрачности жилищ и в скромности святилищ. Город создавался путем синойкизма отдельных поселков с беспорядочным петлянием улиц. Только в правление царей-этрусков Рим был обнесен оборонительной стеной, хижины стали сменяться домами на фундаменте, начали строить фундаментальные храмы этрусского типа. Первым был сооружен храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии. Небогатая фантазия римлян не создавала образа богов, что обусловило отсутствие их изображений в доэтрусское время. Но храм капитолийской троицы был уже пышно украшен рельефами и скульптурами. Особенностью римского художественного творчества было изображение конкретных реальных людей. К периоду ранней Республики относится возникновение обычая хранить в доме в специально отведенных для того шкафах (ларариях) восковые маски, снятые с умерших, считавшихся семейными ларами. Этот обычай способствовал развитию портретной скульптуры, отличавшейся большим сходством с оригиналом. Все аспекты ранней римской культуры показывают, что римляне, воспринимая плодотворные влияния других народов, сохраняли ее глубокое своеобразие, обусловленное развитием на местной италийско-латинской основе. 5. Римская культура в республиканский период Особенности полисной идеологии. Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов Апеннинского полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Исполнительная власть исправлялась выборными «магистратами». Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения. Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе. Разложение античного полиса привело к кризису и идеологию его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия. Римская религия в период республики. Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либеру-Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либера - бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения. Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии жрецов - наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой. Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Поэтому римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса. Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, бога-спасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей. Празднества и зрелища. С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до в. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами. Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов: цереалии - в честь Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - праздник жатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии - праздник межевых камней, луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения. В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата. Игры длились от 14-15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6-7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году. Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине 1 в. до н. э. 760 тыс. сестерций. Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - 380 тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму. Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II-I вв. до н. э. Это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э. Гней Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом - амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема тяжестей, смены декорации. Необычайное развитие получаютв Римегладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, они назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ, и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий. Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. В результате, рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли. Римская драма и поэзия. На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Тит Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в. до н. э.). При взятии Тарента римлянами он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены. Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |