КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозная жизнь Римской империи
Культура Рима в период империи Превращение Римского государства в Средиземноморскую рабовладельческую державу сделало город Рим экономическим, политическим и культурным центром огромного комплекса, казавшегося его обитателям ойкуменой — единственным цивилизованным миром той эпохи. Лишь на Востоке Римская держава соприкасалась с другими развитыми древними государствами (Боспорское царство, Армения, Парфянское царство), в то время как почти на всем остальном протяжении пограничной линии соседями Римской империи были племена и народности, стоявшие на более низких ступенях экономического и социально-политического развития, чем эллины и римляне. Воспринимая, усваивая и перерабатывая культурное наследие древневосточного и эллинистического мира, римляне одновременно способствовали приобщению к греко-римской культуре разных слоев населения западных провинций Империи, распространяя в их среде латинский и греческий языки, знакомя их с хозяйственными и техническими достижениями, мифологией, произведениями искусства, архитектуры, литературы, с научными знаниями и философскими теориями, а также с постепенно складывавшейся системой римского права. Постепенно носителями прогресса и деятелями культуры в западных провинциях становились не только римские колонисты и греки, но также и выходцы из среды местной рабовладельческой знати. Многие выдающиеся культурные и политические деятели Римской империи I—II вв. н. э., даже императоры, были уроженцами Испании, Галлии, Африки, воспринявшими латинский язык, римские обычаи, нравы, верования и миросозерцание. В восточных провинциях наряду с латинским продолжал сохранять свое значение в качестве разговорного языка и греческий. Одним из важнейших средств укрепления своей власти Август и последующие императоры считали поддержание древнеримской религии. Наряду с другими титулами они носили звание верховного жреца города Рима и Римского государства. Август и его преемники установили круг богов, почитаемых в Риме и провинциях, следили за состоянием храмов, устанавливали календарь празднеств, отпускали средства на содержание жречества. Они лично как верховные жрецы принимали участие в ряде религиозных церемоний, являвшихся обязательными для римских граждан. Однако уже в I в. до н. э. в высших слоях римского общества относились весьма скептически к древним наивным представлениям о богах и героях, а на выполнение религиозных церемоний, в особенности на различные формы гаданий, смотрели, как на бессмысленные формальности. Не внесло изменения в отношение к религии населения города Рима и установление новых культов - почитания «гения» императоров, объявлявшихся после смерти «божественными», и почитания богини Ромы как божественной покровительницы всей Римской державы. Представители высших слоев римского общества I в. н.э. все больше склонялись не только к религиозному скептицизму, но и к философскому мировоззрению - стоицизму, изложенному в трактатах Сенеки, Эпиктета и в сочинении императора Марка Аврелия «К самому себе». Согласно учению стоиков, мир прекрасен и неизменен, отдельные проявления зла, подобно теням на картинах художников, не могут изменить его положительных качеств. Поэтому истинный мудрец должен выработать в себе спокойное отношение ко всему окружающему, он не должен привязываться к внешним благам, огорчаться в несчастьи. Счастье заключается в спокойствии духа, в сознании исполненного долга перед природой и обществом. Подобное философское учение подходило рабовладельческой знати Римской империи, но было чуждо огромному большинству населения Римской империи. Среди масс городского и сельского плебса Италии и особенно провинций Империи вызывали большое сочувствие проповедники киники. Длинноволосые, бородатые, зачастую прикрытые одним рваным плащом, имея лишь посох да сумку для подаяния, учителя кинической философии бродили по городам и селениям, выступая с обличительными речами против знати. Киники учили, что богатство и знатность не дают счастья человеку. Счастлив по-настоящему может быть лишь тот, кто сведет до минимума свои потребности, отказавшись от всех удовольствий и радостей жизни. Наиболее популярны в Римской империи были культы богов «спасителей», о которых их последователи рассказывали, что они победили смерть и нашли способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире. Тяжелое положение большинства свободной бедноты и рабов, невозможность добиться улучшения в земной жизни заставляли их искать надежду и утешение в иллюзорных религиозных учениях о загробной жизни «бессмертной души», о справедливом загробном суде, когда злые понесут должное наказание, а невинно страдавшие праведники получат «вечное» блаженство. В разных провинциях Империи, особенно в восточной ее части, еще в эллинистическую эпоху возникла вера в божественных спасителей, которые, будто бы явившись на землю, уничтожат зло и несправедливость и принесут людям справедливость и счастье. В ряде восточных стран издревле существовали культы богов-«страдальцев», умиравших и вновь воскресавших. Это Дионис в Греции, Осирис в Египте, Аттис в центральных областях Малой Азии, Адонис в Финикии. Вместе с ними почитались их божественные супруги, считавшиеся покровительницами плодородия и материнства, - египетская Исида, «Великая мать» Кибела, финикийская Астарта. В основе этих верований лежало обожествление умирающей на зиму и воскресающей весной растительности, зарываемого в землю зерна, возрождающегося в виде нового растения. Но с течением времени (со II в. до н. э.) в древние мифы об умирающих и воскресающих богах угнетенные массы рабовладельческого общества стали вкладывать новое содержание - обещание вечной загробной жизни. Постепенно восточные культы умирающих и воскресающих богов-«искупителей» стали распространяться далеко за пределы стран своего возникновения, а их почитатели стали считать божество, которому они поклонялись, верховным, а в ряде случаев и просто единственным богом, повелевающим природой и людьми. Был заимствован культ иранского божества Митры, культ Исиды и Осириса. Широкое распространение сначала в восточной части Римской империи, а с I в. н. э. в Италии получил и культ иудейского бога Яхве. В эллинистическую эпоху поселения иудейских ремесленников, купцов, воинов появились во многих городах Сирии, Малой Азии, Греции, а с I в. до н. э. — в Италии и даже в самом Риме. Широкую популярность приобрели философские идеи Филона (ок. 20 г до н.э. - 54 г. н.э.). В своих многочисленных произведениях Филон стремился к эклектическому объединению идей греческой философии (стоицизма, идеализма Платона и пифагорейства) с иудейскими религиозными догмами, к аллегорическому истолкованию некоторых греческих мифов и книг Библии. В середине I в. н. э. Римская империя пережила тяжелый политический кризис, вылившийся в ряд провинциальных восстаний и жестокую гражданскую войну 68-69 гг. н.э. Особенно остро проявился этот общественный катаклизм в Иудее и других восточных провинциях Империи. Восстания против римлян и связанной с ними иудейской знати вспыхивали неоднократно. Неудачный исход вооруженной борьбы с римлянами, тщетность надежд на появление Мессии вызвали среди масс угнетенного населения провинций чувство глубокого разочарования, стремление найти утешение в вере, в таинственном и чудесном. Создавалась весьма благоприятная обстановка для проповедей новых религиозных учений. В последней трети I в. н.э. в западных провинциях Малой Азии, а также в соседней с ними Македонии и в Александрии стали возникать среди низших слоев городского населения общины людей, веривших, что обещанный Яхве Мессия - божий помазанник, по-гречески Христос, приходил на землю. Но он явился не в виде победоносного военного вождя, а как скромный проповедник, принесший людям духовное освобождение, призывавший к миру, милосердию и всепрощению. Из подобных верований в сочетании с учением Филона постепенно стали складываться и, рассказы о божьем сыне Иисусе Христе. Учение распространялось проповедниками (апостолами). В конце I и в первой половине II в. н.э., появились жизнеописания легендарного основоположника новой религии. Эти повествования, содержавшие рассказы о некоторых моментах жизни, проповеди о страданиях, смерти и чудесном воскрешении Христа, получили название Евангелий. Их было более десяти. Впоследствии, в IV в. н.э., главы христианских религиозных объединений объявили истинными - каноническими - лишь четыре из них: Евангелия по Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Большинство других повествований о жизни и деятельности Христа - «Изречения Христа», «Акты Пилата», Евангелия Петра, Фомы, 12 апостолов, Богоматери и другие были объявлены ложными - апокрифическими. В конце I - начале II в. н.э. существовали различные христианские общины, но зачастую их религиозные представления сильно отличались друг от друга, никакого единого общепризнанного учения о Христе еще не существовало. Отдельные проповедники, переходившие из общины в общину, излагали учение Христа, опираясь на различные религиозные сочинения. В ожесточенной полемической борьбе постепенно получали преобладание сторонники взглядов апостола Павла и евангельских повествований. К концу II - началу III в. н.э. они стали считать себя единственными «истинными», ортодоксальными христианами, называя представителей других течений заблуждающимися, еретиками. Древнейшие общины, верившие в Мессию - Христа, первоначально состояли из низших слоев городского населения (рабов, вольноотпущенников, мелких ремесленников и торговцев). Лишь в конце II и особенно в III в. н.э. обострение социально-политической обстановки в Римской империи привело к появлению среди христиан сначала отдельных представителей, а позднее - многих знатных рабовладельцев, воинов и государственных служащих имперской администрации. Первоначально члены христианских общин собирались на свои молитвенные собрания в ночные или ранние утренние часы. Зачастую эти собрания происходили в укрытых от посторонних местах, в загородных домах, сараях, иногда в склепах умерших членов общины, подземных кладбищах - катакомбах. Собиравшиеся пели хором гимны в честь Христа, слушали поучения и проповеди любого, кто считал себя «орудием духа Бога», зачитывали повествования о Христе. Заканчивались собрания скромной общей трапезой, состоявшей из белого хлеба и разбавленного водой.красного вина. Собранием руководил выборный общиной старшина - пресвитер, которому помогали служители и служительницы - диаконы и диакониссы. С течением времени в крупных общинах стали появляться особые хозяйственные руководители - епископы. До середины II в. н.э. не было никаких изображений Христа и других персонажей христианской мифологии. Во второй половине II в. н. э. появились изображения Христа в виде доброго пастыря, несущего на плечах заблудшую овцу, или же в виде молодого мужчины с длинными спускающимися на плечи русыми волосами и такой же бородой, одетого в розовую тунику с наброшенным на нее голубым плащом. Позднее появились изображения матери Христа с ребенком на руках, заимствованные из культов Кибелы и Исиды. Стали изображать также проповедника Иоанна («Иоанн Креститель») и апостолов. Впервые подобные изображения появились в Александрии египетской в III в. н.э. на стенах уже специальных молельных домов или на особых досках, украшенных цветами, перед которыми верующие ставили зажженные светильники. Изменялось и положение руководителей христианских общин. Если в древнейшее время пресвитеры и епископы ничем не отличались от массы рядовых членов, то по мере изменения социального состава - вступления в ряды общин состоятельных и знатных лиц - именно из их среды стали выбираться старшины. Во второй половине III в. н.э. епископы становятся единоличными руководителями общин, опирающимися на пресвитеров и диаконов. Исчезают женщины-диакониссы, устанавливаются, согласно обычаю, специальные (белые) одежды для клириков, как стали называть старшин и священнослужителей. Только клирики могли проводить молельные собрания и совершать служение Христу. Появляются особые, праздничные богослужения, проводимые по специальному ритуалу. Изменилось и объяснение заключительной общей трапезы. Теперь она стала изображать мистическое единение верующих с божеством путем поедания куска тела (кусочек белого хлеба) и крови (глоток красного вина) бога. Изменилось и материальное положение общин. Если в конце I - начале II в. н.э. единственным видом пополнения средств общины были добровольные взносы ее членов, то в III в. н.э. многие из общин владели землями, домами и рабами, полученными по завещаниям богатых верующих, стремившихся путем крупных даяний получить после смерти вечное блаженство в потустороннем мире. Таким образом, к концу II - началу III в. н.э. христианские общины превратились из небольших сектантских групп в мощную общественную силу, что заставило правителей Римской империи обратить самое серьезное внимание на взаимоотношения императорской власти и христианских религиозных объединений. И если в древнейший период своего существования (конец I — начало II в. н.э.) христианские общины вызывали подозрение и неприязненное отношение со стороны императоров и римской провинциальной администрации. В период правления Траяна (98-117 гг. н.э.), был издан специальный императорский эдикт, запрещавший тайные сборища и общества. Кроме того, от жителей Италии и. провинций требовали официального участия в почитании «гения» императора (выражавшегося иногда в символическом, а иногда и в реальном жертвоприношении перед статуей правящего императора) и в жертвенном пире. Однако Траян предложил не производить специальных розысков христиан, ограничиваться наказанием лиц, открыто упорствующих в своем суеверии. По мере роста и распространения христианских общин в западных провинциях Римской империи (Галлия, Испания, Африка) увеличивалось и количество расправ с отдельными членами христианских общин. Подобное положение вызвало стремление среди наиболее образованных членов христианских общин объяснить сущность христианских религиозных верований. Позднейшая христианская церковная традиция связывает начало преследований христиан с правлением Нерона, когда будто бы христиане были обвинены в поджоге, города Рима в 64 г. н. э. и казнены в большом количестве. Следующее гонение будто бы было Организовано императором Домицианом. Однако аналитическое изучение источников советскими исследователями привело их к заключению, что сознательно организованных преследований христиан за их религиозные верования правительство Римской империи не проводило до середины III в. н. э. Имели место лишь расправы с отдельными лицами или группами лиц христианского вероисповедания, являвшиеся результатами самосудов, частных доносов и вызывающего поведения самих христиан. Только в период кризиса в середине III в. н. э. в связи с крайним обострением социально-политической обстановки как внутри Римской империи, так и на ее границах император Деций (249-251 гг.н.э.) в 250 г. потребовал поголовной присяги, которая выражалась в участии в императорском культе. Всем, принесшим установленные жертвоприношения перед статуями императора, выдавались особые свидетельства. Лица, отказавшиеся воскурить фимиам и принести жертву перед статуей императора, рассматривались как враги Империи и подвергались наказаниям. Многие из членов христианских общин были брошены тогда в тюрьмы, другие казнены. Однако с гибелью Деция преследования были прекращены. Но несколько лет спустя, в 257 г., новый император Валериан, нуждавшийся в средствах и стремившийся конфискациями пополнить обедневшую императорскую казну, вновь установил обязательность участия всего населения Империи в императорском культе. В эдикте, опубликованном по этому поводу, прямо назывались христианские общины как организации, враждебные Римскому государству. На этот раз гонение приобрело более широкие размеры и было более жестоко. В 260 г. н. э. Валериан попал в плен к персам, а его сын Галлиен занятый постоянной борьбой с различными претендентами на императорский престол, фактически прекратил какое-либо преследование христиан, Таким образом, начиная с 260 г. до начала IV в. христианские общины были предоставлены самим себе, что не могло не сказаться на их развитии. Гонения не ослабили христианские общины, напротив, они усилили религиозный фанатизм; более того, некоторые из свидетелей казни мучеников под впечатлением их стойкости вступали в ряды христианских общин. Память погибших почиталась остальными членами общины, которые начали собираться на молитвенные собрания у захоронений мучеников, чтить их надгробия, изображать их наряду с другими почитаемыми христианскими лицами. Так, со второй половины III в. постепенно стал оформляться культ «мучеников», который позднее превратился в культ одной из категорий «святых». К последней четверти III. в. н. э. христианство получило в Римской империи самое широкое распространение. К концу III столетия в христианство начали переходить воины, состоятельные горожане и даже некоторые из представителей аристократии, особенно женщины. Серьезным испытанием для христианства стала религиозная политика Диоклетиана (284-305 гг. н.э.). Главной причиной, вызвавшей при Диоклетиане жестокое гонение на христиан, была хорошо налаженная и обладающая большими средствами церковная администрация во главе с епископами. Диоклетиан, по-видимому, усмотрел в ней организацию, параллельную государственной и, следовательно, мешающую окончательному укреплению единства государства, а потому подлежащую уничтожению. В 303-304гг. были изданы эдикты против христиан, которых было запрещено отправление христианского культа, приказывалось разрушать церкви и сжигать христианские книги, имущество христианских общин конфисковывалось. Каждый христианин должен был публично отречься от своей веры и принести жертвы божественным императорам и языческим богам. В числе других это должны были сделать жена и дочь Диоклетиана. Христиане, отказавшиеся выполнять эдикты, подвергались наказаниям, пыткам, смертной казни. Но это имело обратный эффект, авторитет христианства еще более усилился. Положение изменилось, когда к власти пришел Константин (306-337гг.) Он видел безрезультатность религиозных преследований Диоклетиана, которые лишь накаляли внутреннюю обстановку в Империи. Поэтому Константин принимает важное решение о примирении с христианской церковью и о ее решительной поддержке. В 311 г. Были отменены гонения на христиан, а в 313 г. Был издан Медиоланский, или Миланский эдикт, по которому христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Конфискованное или разграбленное во время гонений церковное имущество должно было быть возвращено или за него выплачивалась компенсация. Еще до объявления Медиоланского эдикта Константин издал указ, по которому христианское духовенство было освобождено от всех личных повинностей в пользу государства. Это подтверждалось эдиктом 315 г., ограждавшим свободное проведение христианских молитвенных собраний. Представители христианской церкви и церковные общины получили права юридических лиц. Было запрещено привлекать христиан к участию в языческих празднествах. Но, с другой стороны, если должность, которую занимал христианин, предполагала участие в таких празднествах, то это ему не возбранялось. Сам Константин продолжал оставаться язычником. У него во дворце справлялись языческие и христианские праздники. Он почитал Солнце Непобедимое, Аполлона - Гелиоса, Христа и других богов. Однако Константин часть языческих храмов закрыл и упразднил жреческие должности при этих храмах. Были конфискованы храмовые ценности. Константин, поддерживавший христианскую церковь, естественно, был противником всяких раздоров в ее среде. Он стремился к примирению группировок, потому что полемика ослабляла церковную организацию. Константин сзывал съезд - собор всех епископов Запада и Востока для того, чтобы покончить с религиозными разногласиями. Собор состоялся в 325 г. в малоазийском городе Никее. Он получил название 1-го Вселенского, т. е. представлявшего не какую-либо часть или половину, а всю римскую «Вселенную», всю Римскую империю. На соборе в Никее был принят церковный христианский календарь (распределение христианских праздников по месяцам и числам), а также была уточнена система христианской иерархии. Епископы Рима, Александрии и Антиохии получили звание патриархов, а первые два — почетные звания пап. Во главе клира провинций были поставлены архиепископы, а в городах клир возглавляли епископы, послушно выполнявшие все указания имперской администрации. Причины широкого распространения христианства: 1) христианство не знало племенных или сословных ограничений. 2) христианство в своем первоначальном виде до крайности упростило религиозные обряды и формы культа, отказались от кровавых жертвоприношений. 3) христианство обещало верующим бессмертие - вечную жизнь в загробном мире и в то же время вечное наказание всем злым и обидчикам.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |