КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сложение и вычитание
ДЕЙСТВИЯ НАД ЧИСЛАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ОТ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИН Действия над числами, полученными в результате измерения величин, подчиняются тем же законам, что и действия над числами в пределах 100, 1000 и многозначными числами. Действия над числами, полученными от измерения величин, опираются на знание учащимися единиц измерения и их соотношение, а также умение выразить одни меры другими. Школьники с нарушением интеллекта не всегда учитывают своеобразие этих чисел и нередко буквально переносят на них правила действий над многозначными числами, что нередко приводит к многочисленным ошибкам. Например: 30 см + 5 мм=35 см (или 35 мм) 25 см —5 мм=20 см (или 20 мм) 1м 5 см х 3 = 45 см 45 р.: 6 = 7 (ост. 3)
Учащиеся принимают во внимание только числовые значения и не учитывают наименований: наименования они либо пишут произвольно, либо опускают совсем. Это свидетельствует о том, что учащиеся не понимают, что при изменении единиц измерения величин изменяются наименование и числовая характеристика величины, сама же величина остается неизменной. Особенно много ошибок учащиеся допускают в действиях над числами, в которых число разрядных единиц равно нулю. При изучении этой темы важно не только исправлять, но и предупреждать ошибки учащихся. При изучении сложения и вычитания чисел, полученных от измерения величин, важно соблюдать определенную последовательность. Всегда решение примера надо начинать с его предварительного анализа, т. е. формировать ориентировочную основу действий. Постоянно ставить перед школьниками требование: прежде чем решить примеры с наименованием, надо внимательно посмотреть на наименования компонентов действий, подумать, какие соотношения между числами с мелкими и крупными наименованиями, где нужно вставить недостающие нули, и только после этого приступить к вычислениям. Действия над числами, полученными от измерения величин, выполняются так же, как действия над многозначными числами, с той лишь разницей, что при числах должны быть записаны наименования единиц измерения. 1. Сначала рассматриваются те случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в которых не требуется производить замену одних единиц измерения другими. 2. Затем рассматриваются действия над числами с разными единицами измерения. Выполнять действия над ними можно разными способами: a) Заменить крупные меры мелкими, т.е. выразить компоненты действий в одних и тех же единицах. b) Показать, что при сложении, например двух полосок длиной соответственно 5дм и 4см в сумме получится полоска длиной 5дм 4см; если взять 50 коп. и 2 руб., то всего денег будет 2руб. 50 коп. Аналогично объясняется и действие вычитания. Учащиеся, испытывающие особые трудности в обучении математике, должны выразить все числа в одной (одинаковой) мере, произвести вычисление в ответе, если нужно сделать снова преобразование, т. е. число, полученное в ответе, записать с двумя (одним) наименованиями величин. Решение этого вида примеров можно провести: а) устно путем рассуждений: рубли вычитаются из рублей, а копейки — из копеек, т. е. надо складывать и вычитать числа одного наименования; б) с записью в столбик: Целесообразно выбрать один прием решения и пользоваться ко им, так как несколько приемов запутают умственно отсталых учащихся и в результате ни одним из них они не овладеют удовлетворительно. После этого рассматриваются случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в результате действий, над которыми мелкие меры нужно выразить в более крупных. 8 см + 2 см = 10 см = 1дм 1 дм – 3 см = 7 см 75 к. + 25 к. = 100 к. = 1 р. 1 р. – 85 к. = 15 к.
Необходимо постоянно учить учеников перед выполнением действий анализировать числа, пример в целом и, только выбрав наиболее рациональный прием решения, приступать к выполнению задания. Чтобы учащиеся осознанно выполняли задания, необходимо предлагать им такие виды упражнений: самостоятельное составление примеров с числами, имеющими одинаковые единицы измерения, составление примеров, в компонентах которых единицы тех или иных разрядов равны нулю; выбор из ряда примеров и решение только тех примеров, в которых надо вставить нули, и др. Очень важно давать учащимся задания на сопоставление примеров, отличающихся соотношением мер. Полезно поставить вопрос: почему ответы получились разные? Каким бы способом ни производились вычисления, учащиеся должны понимать, что сложение и вычитание чисел, выраженных в мерах длины, массы, стоимости и т. д., выполняются так же, как сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление В школе VIII вида изучается только умножение и деяние чисел, полученных от измерения величин (кроме времени) на отвлеченное число. Умножение и деление этих чисел необходимо сопоставлять с соответствующими действиями с отвлеченными числами. Последовательность и приемы выполнения действий: 1. Умножение и деление числа с одной единицей измерения без замены единиц измерения в произведении и в частном. 15к. х 5 375кг х 2 2. Умножение числа с одной единицей измерения с заменой единиц измерения в произведении: 25 к. х 4= 100 к. = 1 р. (устно) 45 к. х 5=225 к.=2 р. 25 к. (устно) 425 г х 3=1275 г=1 кг 275 г (с записью в столбик) 3. Деление числа с одной единицей измерения на однозначное число. При решении таких примеров делимое надо выразить в более мелких мерах. 4. Умножение и деление чисел с двумя единицами измерения на однозначное число. 3дм 7см х 9 3р 87 к х 5 Особого внимания заслуживают примеры, в которых число единиц того или иного разряда равно нулю, например: 3 м 8 см х 4, 38 км 76 м:6. В данном случае (так же как и при выполнении действий сложения и вычитания) необходимо требовать от учащихся при записи числа с наименованиями вписывать нули (3 м 08 см х 4, 38 км 076 м:6), а уже затем выражать числа в одних мерах и выполнять действие. Когда учащиеся овладеют приемами умножения и деления, тогда им можно показать, что в отдельных случаях находить результат быстрее (можно даже устно), если умножать или делить число, выраженное только в крупных мерах или только в мелких.. 5. Умножение и деление чисел, полученных от измерения, на двузначное число: 1) 17 р.-25 2) 17 р. 32 к.-15 3) 375 г-48 4) 65 м 20 см:16 5) 900 р.: 12 Число с одним наименованием мер умножается на двузначное число по правилу умножения целых чисел. Если необходимо, в ответе выполняется преобразование. 6. Умножение и деление чисел с двумя наименованиями мер производятся путем предварительного выражения их числом с одним наименованием мер. Учащимся для лучшего запоминания последовательности (алгоритма) выполнения действий можно предложить памятку приблизительно такого содержания: 1) Прочитай пример. 2) Определи один или два наименования в числе, которое нужно умножить (разделить). 3) Если 1-й множитель (делимое) — число с двумя наименованиями мер, то надо установить, единицы каких разрядов равны нулю. 4) Вырази 1-й множитель (делимое) числом с одним наименованием мер. 5) Выполни умножение (деление). 6) Выполни преобразование в ответе. При выполнении действий с числами, полученными от измерений, не надо забывать о решении примеров с неизвестными компонентами действий: 3 р. 75 к.- х =1 р. 50 к. 2 р. 35 к.+ х = 4 р.
Список литературы: 1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М.,1999.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |