Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что первично — материя или сознание?




Основной вопрос философии

Что первично - материя или сознание?

Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (со­знанию). Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фило­софии заключается в постановке и решении проблемы: что первич­но — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основно­го вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно ма­териализм и идеализм, а также эмпиризм, рационализм и агностицизм.

Материализм — направление в философии, сторонники которо­го считают, что материя первична и существует независимо от со­знания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет), а сознание, дух вторичны, это свойство высокоорганизованной материи.

Идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считают сознание (идею, ДУХ).

Эмпиризм — направление в философии, которое обосновывает, что мир познается лишь на основе опыта и чувственных ощущений людей.

Рационализм (от лат. га1ю — «разум») — направление в фило­софии, которое подчеркивает, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не за­висит от чувственного опыта.

Агностицизм — направление в философии, сторонники которо­го считают, что окружающий мир непознаваем, а человеческие пред­ставления, знания о мире — это иллюзия.

И в настоящее время, несмотря на тысячелетние искания фило­софов, основной вопрос философии фактически остается извечной философской проблемой.

В XX веке в западной философии наметилась тенденция уде­лять меньше внимания традиционному основному вопросу филосо­фии, так как он трудноразрешим.

Ясперс, Хайдегтер, Камю и др. заложили основы того, что в буду­щем может появиться другой основной вопрос философии — про­блема экзистенционализма, то есть проблема человека, его су­ществования, управления собственным духовным миром, взаимоот­ношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основ­ного вопроса философии можно выделить такие направления, как: • материализм;

• вульгарный материализм;

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• дуализм;

• деизм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направ­ление в философии, сторонники которого считали, что в отношени­ях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть суще­ствует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией — не нужда­ется в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним за­конам;

• сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, суще­ствующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием). Достоинство материализма — опора на науку, в особенности на

точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логичес­кая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущ­ности сознания, наличие явлений окружающего мира, не объясни­мых с точки зрения материалистов.

В материализме выделялось особое направление — вульгар­ный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолю­тизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием ма­терии с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной. По их мнению, мозг человека также выделяет мысль, со­знание, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм игнорирует качественное различие сознания и материи.

Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два само­стоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Со­гласно концепции объективного идеализма:

■ реально существует только идея;

■ идея первична;

■ вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

■ «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Ра­зуме (Божественном Замысле);

■ «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельно­го существования и является воплощением «мира идей»;

■ каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом — идеи дома, корабль идеи корабля и т. д.);

■ большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкрет­ную вещь играет Бог-Творец;

■ отдельные идеи («мир идей») объективно существуют неза­висимо от сознания человека.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

■ все существует только в сознании познающего субъекта (че­ловека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют толь­ко в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей)

не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логичес­кого) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения мате­рии и идеи).

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направления­ми философии — материализмом и идеализмом — существуют про­межуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декар-|том. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (об­ладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от од­ной, либо от другой указанных субстанций (материаль­ные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

• материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимо­связанные стороны единого бытия;

• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и суще­ствуют всегда.

Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеюще­го никаких «полномочий», который должен лишь служить нрав­ственным символом). Деисты также считали материю одухотворен­ной и не противопоставляли материю и дух (сознание).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.