Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория «Материя» в философии




Рационализмом.

Познаваем мир или нет? Как мы можем познать мир?

Познаваем мир или нет? Как мы можем познать мир?

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма, агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) счи­тают, что:

• мир познаваем;

• возможности познания неограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

■ мир непознаваем;

■ возможности познания ограничены познавательными возмож­ностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Имма­нуил Кант (1724—1804). Согласно Канту, человеческий разум обла­дает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои фаницы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных нозможностей человеческого разума, существуют загадки (проти-иоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, напри­мер:

■ Бог существует — Бога не существует?

■ Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве?

■ Мир не имеет начала во времени и безграничен? Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возмож­ности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувствен­ных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность дан­ной вещи.

Как человек может познавать мир? Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

■ эмпиризмом (сенсуализмом);

Эмпиристы (основателем эмпиризма является Ф. Бэкон) считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чув­ственные ощущения. («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio - «разум») считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достовер­ное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком олытром доказательстве: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.).

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам, мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является ма­териальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реаль­ности, которую в философии принято обозначать с помощью кате­гории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокир-пичик», «первооснова» в строении материального мира. Поиск ос­новы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. Были в древности разные гипотезы: вода - основа всех вещей (греческий философ Фалес); огонь - основа всего су­щего (Гераклит); в основе мира лежит не какое-то конкретное ве­щество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (гре-> ческий философ Анаксимандр); в основе мира лежит неделимая субстанция - атомы (Демокрит, Эпикур); Первооснова мира - это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные фило­софы).

Если в XVII веке под материей понимали вещество, то уже в XIX наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например, электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.

В начале XX века было сформулировано: под материей пони­мается категория (т. е. философская абстракция) для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания (объек­тивная реальность), о каких-либо конкретных формах ее прояв­ления говорить бессмысленно, так как этих форм — бесконечное множество. Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мирдо есть познавать эту объек­тивную реальность.

Единство общего и единичного в каждом конкретном объек­те предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в приро­де, существующих независимо от познания их человеком.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

■ материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, чело­век, общество — порождение материи; по утверждению ма­териалистов, материя первична и представляет собой налич­ное бытие;

■ объективно-идеалистический подход — материя объек­тивно существует, но является порождением (объективиза­цией) независимого первичного идеального (абсолютного) духа;

■ субъективно-идеалистический подход — материи как са­мостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, «галлюцинация») субъективно­го (существующего только в виде сознания человека) духа;

■ позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке философии утвердился мате­риалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно ко-юрому материя есть объективная реальность и основа бытия, пер-нопричина, а все иные формы бытия — дух, человек, общество — проявления материи и производны от нее.

Элементами структуры материи являются:

• неживая природа;

• живая природа;

• социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.