КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компонентов речи
Использованием методов коррекции просодических 1. Перед началом каждого занятия пациента необходимо посадить на стул или на табурет и максимально расслабить плечевой пояс. Для этого, например, можно предложить вспомнить и изобразить тряпичную куклу или Пьеро из сказки «Золотой ключик». Слегка откинув голову назад — расслабляем мышцы шеи и затылочные мышцы. Достигаем ощущения вялости и расслабления в мышцах щек, губ, языка. Губы и зубы слегка разомкнуты. На лице — «маска покоя». Дыхание спокойное, ровное. Для того чтобы настроить пациента на занятие и восстановить ритм дыхания, можно предложить ему несколько минут послушать приятную музыку. 2. После достижения определенного уровня релаксации можно переходить к работе над голосом, развитием фонационного дыхания и произношением. После массажа звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса «М» сочетается с гласными «У», «О», «А», «Я» в прямых и обратных слогах. «Мычание» производится пациентом с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо и медленно, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, то есть голосовые складки не должны смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струей или несколько позже. Работа над голосом начинается именно с звука «М», так как при произнесении этого звука объем глоточного резонатора сужен, а резонирует носовая полость и пациент хорошо слышит себя. Звук «М» — наиболее простой звук с анатомо-физиологической точки зрения — по участию языка, губ, небной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что особенно важно при имеющейся вокальной судороге при заикании, а также и при смыкательном гортанном спазме. При произнесении звука «М» большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения — ощущения дрожания губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка, нижней челюсти, — которые способствуют релаксации органов голосообразования и артикуляции. Начинаем с упражнения «Голос в маску»: голова немного опущена вниз, длительно произносим «ММММММ...» Слоговые ряды произносятся в следующей последовательности:
му-ма-мо-ми-мэ ум-ам-ом-им-эм мну-мна-мно-мнэ мгу-мга-мго-мгэ ну-на-но-нэ нгу-нга-нго-нгэ —————
В сочетании фонационных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания подбираются упражнения, подбираются дифференциальные упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы: — упражнение «Качалка»: вдох (живот выпячивается) — выдох (подтягивается); — упражнение «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (контроль нижнереберного диафрагмального дыхания); — упражнение «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи; — упражнение «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха; — упражнение «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением «фу! фу! фу!»; — упражнение «Насос» — тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звука «ссссс...» Одно из основных условий правильной речи — достаточная громкость голоса, его выразительность и полетность. При заикании смыкательная голосовая судорога провоцирует жесткую голосоподачу, — первый звук или слог «выдавливается», субъективно появляется крайне неприятное ощущение в области гортани. Поэтому в процессе работы над произношением звуков и слоговых сочетаний, необходимо отрабатывать также и мягкое, аккуратное, плавное произношение тех или иных звуков. Звук или звукосочетания произносятся с выдохом или даже с некоторой задержкой, вслед за выдохом. Выдох всегда направляем на гласный звук. Ясность и четкость произношения — еще одно требование, предъявляемое к правильной речи. Произношение гласных звуков «полной» артикуляцией обеспечивает хорошую дикцию. Согласные же звуки необходимо произносить аккуратно, как бы «сдувая с губ», «проскальзывая». В начале работы можно рекомендовать подчеркнуто выразительное произнесение гласных звуков, что является залогом четкой артикуляции. При этом нельзя забывать о мягкой голосоподаче. Упражнение 1. 1) Каждый гласный звук проартикулировать без голоса. 2) Каждый звук произнести: — шепотом; — тихим голосом; — голосом средней громкости; — громко.
А -------------------------------------------- О--------------------------------------------- У--------------------------------------------- И--------------------------------------------- Э--------------------------------------------- АЭ ----- АУ ----- АО ----- АИ ----- ОУ ----- ОИ ----- ОЭ ----- ОА ----- и т.д. АОЭ ---- ЭОА ---- ОУА ---- УАО ---- ЭИО ---- УИЭ ----ОАО ---- и т.д. АОУИ --- ОУАИ --- ОУЭА --- ЭАУО --- ЭОУА --- АУОИ --- ЭОАУ --- и т.д.
Произношение каждого отдельного звука или звука в составе звукосочетания согласовывается с плавным горизонтальным движением ведущей руки («дирижирование»). Необходимо отслеживать четкость артикуляции каждого звука, а также громкость и полетность голоса. Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Умение изменять силу голоса — одно из важных его выразительных средств. Нужно научиться говорить громко, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот: У-У-о-о-а-а-и-и-э-э-э — постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной. Произнесение звуковых сочетаний сопровождается «дирижированием»: ауи-эуо-уоа-эуа-иао-оуи-ауэ-уаи-эуо и т.д. Постепенно звуковой ряд удлиняется: ауэо-оуаэ-эоуа-эуаи.....ауоиа-уаоиэ-эуоаи-уаоуи.... Усиление голоса: артикуляция звука-шепот-тихо-громко...
о-о-о-О ауи-ауи-ауи-АУИ а-а-а-А оуи-оуи-оуи-ОУИ и-и-и-И оуа-оуа-оуа-ОУА э-э-э-Э эуи-эуи-эуи-ЭУИ Ослабление голоса: громко-тихо-шепот-артикуляция звука...
ОУ-оу-оу-оу... ОИ-ои-ои-ои... АИ-аи-аи-аи... ЭУ-эу-эу-эу... АУИ-ауи-ауи-ауи... ОУИ-оуи-оуи-оуи... ЭУИ-эуи-эуи-эуи... Усиление голоса с увеличением длительности звучания:
а-а-А-А..... у-у-У-У..... о-о-О-О..... и-и-И-И..... э-э-Э-Э..... оу-оу-ОУ-ОУ...... аи-аи-АИ-АИ..... уи-уи-УИ-УИ..... Ослабление голоса с увеличением длительности звучания: А-А-а-а-а.... О-О-о-о-о.... У-У-у-у-у....
Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА:
У — У А — А О — О У У А А О О АУ — АУ АУИ — АУИ ОУИ — ОУИ АУ АУ АУИ АУИ ОУИ ОУИ
Имитация укачивания ребенка, куклы:
А А А А А А А А А А А
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |