Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компонентов речи




Использованием методов коррекции просодических

1. Перед началом каждого занятия пациента необходимо посадить на стул или на табурет и максимально расслабить плечевой пояс. Для этого, например, можно предложить вспомнить и изобразить тряпичную куклу или Пьеро из сказки «Золотой ключик». Слегка откинув голову назад — расслабляем мышцы шеи и затылочные мышцы. Достигаем ощущения вялости и расслабления в мышцах щек, губ, языка. Губы и зубы слегка разомкнуты. На лице — «маска покоя». Дыхание спокойное, ровное.

Для того чтобы настроить пациента на занятие и восстановить ритм дыхания, можно предложить ему несколько минут послушать приятную музыку.

2. После достижения определенного уровня релаксации можно переходить к работе над голосом, развитием фонационного дыхания и произношением.

После массажа звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса «М» сочетается с гласными «У», «О», «А», «Я» в прямых и обратных слогах.

«Мычание» производится пациентом с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо и медленно, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, то есть голосовые складки не должны смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струей или несколько позже.

Работа над голосом начинается именно с звука «М», так как при произнесении этого звука объем глоточного резонатора сужен, а резонирует носовая полость и пациент хорошо слышит себя.

Звук «М» — наиболее простой звук с анатомо-физиологической точки зрения — по участию языка, губ, небной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что особенно важно при имеющейся вокальной судороге при заикании, а также и при смыкательном гортанном спазме.

При произнесении звука «М» большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения — ощущения дрожания губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка, нижней челюсти, — которые способствуют релаксации органов голосообразования и артикуляции.

Начинаем с упражнения «Голос в маску»: голова немного опущена вниз, длительно произносим «ММММММ...»

Слоговые ряды произносятся в следующей последовательности:

 

му-ма-мо-ми-мэ

ум-ам-ом-им-эм

мну-мна-мно-мнэ

мгу-мга-мго-мгэ

ну-на-но-нэ

нгу-нга-нго-нгэ

—————

 

В сочетании фонационных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания подбираются упражнения, подбираются дифференциальные упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы:

— упражнение «Качалка»: вдох (живот выпячивается) — выдох (подтягивается);

— упражнение «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (контроль нижнереберного диафрагмального дыхания);

— упражнение «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

— упражнение «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха;

— упражнение «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением «фу! фу! фу!»;

— упражнение «Насос» — тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звука «ссссс...»

Одно из основных условий правильной речи — достаточная громкость голоса, его выразительность и полетность.

При заикании смыкательная голосовая судорога провоцирует жесткую голосоподачу, — первый звук или слог «выдавливается», субъективно появляется крайне неприятное ощущение в области гортани. Поэтому в процессе работы над произношением звуков и слоговых сочетаний, необходимо отрабатывать также и мягкое, аккуратное, плавное произношение тех или иных звуков. Звук или звукосочетания произносятся с выдохом или даже с некоторой задержкой, вслед за выдохом. Выдох всегда направляем на гласный звук.

Ясность и четкость произношения — еще одно требование, предъявляемое к правильной речи. Произношение гласных звуков «полной» артикуляцией обеспечивает хорошую дикцию. Согласные же звуки необходимо произносить аккуратно, как бы «сдувая с губ», «проскальзывая».

В начале работы можно рекомендовать подчеркнуто выразительное произнесение гласных звуков, что является залогом четкой артикуляции. При этом нельзя забывать о мягкой голосоподаче.

Упражнение 1.

1) Каждый гласный звук проартикулировать без голоса.

2) Каждый звук произнести:

— шепотом;

— тихим голосом;

— голосом средней громкости;

— громко.

 

А --------------------------------------------

О---------------------------------------------

У---------------------------------------------

И---------------------------------------------

Э---------------------------------------------

АЭ ----- АУ ----- АО ----- АИ ----- ОУ ----- ОИ ----- ОЭ ----- ОА ----- и т.д.

АОЭ ---- ЭОА ---- ОУА ---- УАО ---- ЭИО ---- УИЭ ----ОАО ---- и т.д.

АОУИ --- ОУАИ --- ОУЭА --- ЭАУО --- ЭОУА --- АУОИ --- ЭОАУ --- и т.д.

 

Произношение каждого отдельного звука или звука в составе звукосочетания согласовывается с плавным горизонтальным движением ведущей руки («дирижирование»).

Необходимо отслеживать четкость артикуляции каждого звука, а также громкость и полетность голоса.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Умение изменять силу голоса — одно из важных его выразительных средств. Нужно научиться говорить громко, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот:

У-У-о-о-а-а-и-и-э-э-э — постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной.

Произнесение звуковых сочетаний сопровождается «дирижированием»:

ауи-эуо-уоа-эуа-иао-оуи-ауэ-уаи-эуо и т.д.

Постепенно звуковой ряд удлиняется:

ауэо-оуаэ-эоуа-эуаи.....ауоиа-уаоиэ-эуоаи-уаоуи....

Усиление голоса: артикуляция звука-шепот-тихо-громко...

 

о-о-о-О ауи-ауи-ауи-АУИ

а-а-а-А оуи-оуи-оуи-ОУИ

и-и-и-И оуа-оуа-оуа-ОУА

э-э-э-Э эуи-эуи-эуи-ЭУИ

Ослабление голоса: громко-тихо-шепот-артикуляция звука...

 

ОУ-оу-оу-оу...

ОИ-ои-ои-ои...

АИ-аи-аи-аи...

ЭУ-эу-эу-эу...

АУИ-ауи-ауи-ауи...

ОУИ-оуи-оуи-оуи...

ЭУИ-эуи-эуи-эуи...

Усиление голоса с увеличением длительности звучания:

 

а-а-А-А.....

у-у-У-У.....

о-о-О-О.....

и-и-И-И.....

э-э-Э-Э.....

оу-оу-ОУ-ОУ......

аи-аи-АИ-АИ.....

уи-уи-УИ-УИ.....

Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

А-А-а-а-а....

О-О-о-о-о....

У-У-у-у-у....

 

Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА:

 

У — У А — А О — О

У У А А О О

АУ — АУ АУИ — АУИ ОУИ — ОУИ

АУ АУ АУИ АУИ ОУИ ОУИ

 

Имитация укачивания ребенка, куклы:

 

А А А А А А

А А А А А




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.