Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственно-правовой аспект




ПРЕДВЫБОРНЫЕ ДИСКРЕДИТИРУЮЩИЕ ТЕКСТЫ

Я.В. Олзоева

Библиографический список

Квеселевич Д.И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка. – М., 2005.

Колесников Н.П., Корнилов Е.А. Поле русской брани: Словарь бранных слов и выражений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Мурат В.Г. Стилистическая система современного русского языка по данным словаря С.И. Ожегова // Словарные категории / под ред. Ю.Н. Караулова. – М., Наука, 1988.

СтернинИ.А. Лексическое значение слова в речи. – Воронеж, 1985.

Флегон А. За пределами русских словарей: словарь-справочник. – М.: Рике, 1993.

КАК ОБЪЕКТ ЮРИСЛИНГВИСТИКИ:

 

Процесс текстообразования стремится к получению конкретного и осязаемого результата (ср.: [Карцевский, 2000, с. 223]), т.е. текста – продукта речемыслительной деятельности человека, законченного сообщения, творимого с определенным коммуникативным намерением. Коммуникативное намерение (интенция, цель), порождающее текст, формируется, как известно, причинами и мотивами, лежащими за пределами языка, а именно, в данном случае, предвыборными кампаниями, борьбой кандидатов за голоса избирателей. Коммуникативное намерение в качестве составляющей текста представляет собой его виртуальное содержание (О.С. Ахманова). Текст создается конкретной личностью (личностями) – в рамках проведения предвыборных кампаний нравственно-правовые проблемы связаны с текстами, вопрос об атрибуции которых является открытым. Анонимность автора вполне объяснима в силу очевидности коммуникативного намерения: дискредитация личности, нанесение ущерба репутации, имиджу. Для юрислингвистики представляют интерес предвыборные тексты как цель и результат речевого действия.

С типологической точки зрения, рассматриваемые тексты определяются, по В. Шмидту, как активирующие – побуждающие адресата к определенным действиям. Сфера использования активирующих текстов – агитация, педагогика, научная область, художественная литература (цит. по: [Гончарова, Шишкина, 2005, с. 48]). Дискредитация предпринимается с целью убедить адресата голосовать за соперничающего кандидата или, по крайней мере, воздержаться от поддержки дискредитируемого кандидата. Создание дискредитирующего агитационного текста, как и любого другого текста, является формой действия [Язык и наука…, 1995, с. 27]. В действии, наряду с другими сущностными (содержательными) компонентами, выделяются цель и результат [Сильдмяэ, 1987, с. 27; Степанов, 2001, с. 314], которые, по А.Н. Леонтьеву, суть одно и то же. Дискредитируюшие агитационные тексты представляют собой единство цели и результата.

Безусловно, что подрыв доверия к тому или иному человеку еще не составляет объект юридической оценки – ведению юриспруденции принадлежат дискредитирующие агитационные тексты, содержащие инвективы и оскорбляющие честь и достоинство (закономерны поэтому анонимность и письменная форма таких текстов, обеспечивающие дистанцированность адресанта и адресата).

Политическая стабильность, характеризующая современное состояние российского общества, не может не сказаться на содержании дискредитирующих агитационных текстов. Это проявляется, в частности, в том, что инвективы «вкрапляются» в текст; практически отсутствуют тексты, насыщенные обсценной лексикой. К инвективам в анализируемых текстах относится, прежде всего, оценочная лексика пейоративного характера типа тупой, чинуша, окказиональные словообразования с прозрачной мотивацией Фекалин – фекалии, кивала – по аналогией с кидалой, оценочно-интерпретационные глаголы хамить, грубить, нарушать закон. Общий инвективный фон поддерживается грубо-фамильярной лексикой: забавный старикан, Айдай (образование на базе фамилии); фразеологизмами: пролил (немало) слез; употребление слов в переносном значении: давить на народ, плевать им на законы, для хана (т.е. мэра) воздвиг огромный дом. В результате разрушения в имени хан прямого номинативного значения актуализируются вторичные признаки (Б.В. Томашевский) – самодурство, произвол, унижение достоинства других, что порождает соответствующее ассоциативно-семантическое поле: (хан, т.е. мэр) топает ногами, хамит, глядит на всех свысока, плюется, грубит.

Дискредитация достигается также с помощью высказываний об отклонениях от нормы. Из нормативной картины мира, как известно, исключается отрицательное: человек, в норме, должен быть опрятным, трезвым и т.п., а претендующий на выборную должность депутата – обладать определенным уровнем компетенции. Высказывания типа попахивает калом, всегда немного пьян, учился в школе плохо, по комсомольской линии поднялся, хоть и туп, сигнализирующие об отступлении от нормы, усиливают общую инвективную направленность дискредитирующих агитационных текстов. Знания о фактах из жизни дискредитируемого кандидата входят в пресуппозицию адресанта: в объективное содержание (диктум) таких высказываний «встроена» оценка со знаком «–». Оценка, не имеющая, как известно, своего денотата, корректирует объективное содержание высказывания с позиций адресанта [Лопатин, 1992, с. 70]. Ценностная коррекция в интересах субъекта речи «гармонизируется» с общей дискредитационной направленностью текста.

Коммуникативно-прагматические условия порождения дискредитирующих агитационных текстов, а именно проведение предвыборных кампаний в ограниченные сроки, влияют на такое свойство текста, как энергичность, с которой реализуется коммуникативное намерение адресанта (см.: [Серль, 1986, с. 172–177]): чем текст энергичнее, тем вероятнее успешность перлокутивного эффекта. Данным обстоятельством, на наш взгляд, объясняется высока степень насыщенности дискредитирующих агитационных текстов инвективной, пейоративной лексикой, а также оценочными лексемами со знаком «–».

Предвыборные дискредитирующие агитационные тексты, включающие инвективную и пейоративную оценочную лексику, ориентированы, вне самого сомнения, не только на дискредитацию, умаление доверия к кандидату, но и оскорбление его чести и достоинства.

К корпусу дискредитирующих агитационных текстов, которые создаются в период предвыборных кампаний, относятся письменные тексты с указанием имени автора, характеризующиеся отсутствием инвективов. Как правило, они интерпретируют те или иные события в жизни дискредитируемого кандидата: адресант «вычленяет фрагмент действительности, а в нем определенный аспект, концептуализирует его, структурирует по модели суждения… верифицирует и… получает факт» [Арутюнова, 1988, с. 153]. Факты – это область эпистемологии, а не онтологии; они зависят от человека, который так или иначе воспринимает действительность, видит ее под тем или иным углом зрения и интерпретирует. Поэтому дискредитация «с помощью» фактов – это, скорее, область стилистики и риторики как научных дисциплин, связанных с рассмотрением наиболее целесообразного использования языковых ресурсов с целью убеждения (аргументации).

Иное дело − дискредитирующие агитационные тексты, включающие инвективы. Такие тексты могут вызвать последствия (незапланированные эффекты результата действия, по Г.Х. фон Вригту), тяжесть которых трудно предвидеть. Однако приходится с сожалением констатировать: практика создания таких текстов в предвыборных кампаниях продолжается, несмотря на очевидность нарушений нравственно-правовых норм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.