Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текстовые категории




Смысловой тематический

Текст (цели)

Коммуникативная задача (цель, интенция)

 
 


Сообщить (передать

информацию) воздействовать пообщаться

(побудить)

Заголовок – первое слово, словосочетание, предложение, с которого начинается знакомство с любым текстом, выполняет информативную (номинативную, репрезентативную) функцию.

виды заголовков текста:

 
 


выражает основную мысль текста выражает тему текста

(что говорится в тексте) (о чем говорится в тексте)

 

Схема

 

  1. Понятие об абзаце.

Абзац трактуется как одна из основных текстовых единиц, строение которой во многом соответствует строению текста в целом. Познание норм построения различных моделей абзацев способствует познанию норм построения текстов, так как фактически большинство из них могут быть организованы по моделям различных видов абзацев.

Абзац – это типографская единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль абзаца.

Требования к правильному построению абзаца:

1. В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме.

2. Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

3. Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы главное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или в конце абзаца.

Тематическое предложение абзаца – такое предложение абзаца, в котором указывается его тема. Оно содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения, требующие распространения-детализации тем или иным способом путем приведения подробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления, противопоставления и т. д.

Концептуальное предложение абзаца – это предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может сосуществовать с тематическим предложением, но чаще в абзаце наличествует либо тематическое, либо концептуальное предложение.

  1. Виды и средства связи предложений в тексте

(цепная, параллельная, смешанная).

Цепная связь – такое сопряжение предложений, при котором каждое последующее предложение (или группа предложений) характеризует в том или ином отношении предшествующее предложение (или группу предложений) и вызывается к жизни этим предшествующим предложением.

Задание: Определите вид связи предложений следующего примера. Какими средствами связи пользуется автор для объединения предложений?

Приплыл по океану из Африки матрос (1).

Малютку-обезьянку он в ящике привез (2).

Малышка вспоминает страну свою Алжир

И утром принимает прохладный рыбий жир (3).

Предложения в данном тексте связаны между собой цепной связью, т. к. первое предложение является тематическим в абзаце (1), в качестве главного (ключевого) слова выступает слово «матрос». Второе предложение (2) является концептуальным, ключевое слово в нем «малютка-обезьянка», а третье (3) – детализирует (дополняет) второе предложение. Отобразим вывод в виде схемы:

Схема 6.

 
 
1. ТП


       
   
 
 

 


2. КП
анафора

 

 
 


цепная связь предложений

 

 

синонимы

 

Средством лексической связи первого и второго предложения является анафора: матрос – он; второго и третьего – синонимы: малютка-обезьянка – малышка. Первое и второе предложения содержат одинаковые видовременные формы глаголов: прошедшее время, ед. ч., м. р. – приплыл – привез.

Параллельная связь – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором

предмет речи характеризуется с точки зрения разных, но равноправных (не подчиненных друг другу) критериев.

Определим вид связи предложений следующего примера. Какими средствами связи пользуется автор для объединения предложений?

Выпал снег – упал мороз! (1)

Кошка снегом моет нос.(2)

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки. (3) (С. Михалков «Белые стихи»).

Первое предложение образца является тематическим, ключевыми словами являются слова «снег» и «мороз», означающие наступающую зиму. Второе и третье раскрывают содержание первого предложения с разных сторон, связанных общей темой – первого снега, наступившей зимы. В качестве средств связи выступают видовременные формы глаголов: 1-е предл. – прош. время, сов. вид; 2-е и 3-е – наст. время, несов. вид. Изобразим в виде схемы.

Схема 7.

       
 
   
 

 

 


параллельная

формы глаголовсвязьпредложений

 
 


Смешанный вид связи – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором

цепная и параллельная связь предложений сосуществуют.

Определим вид связи предложений в следующем примере:

У меня печальный вид –

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип (1).

Что такое? (2)

Это – грипп! (3) (С. Михалков «Грипп»).

Основная мысль в тексте выражена в последнем, третьем предложении, ключевым слово, информемой является слово «грипп». Первое и второе предложения служат для ее раскрытия. Второе и третье предложения связаны цепной связью. Об этом свидетельствует вопросно-ответная реплика, анафора – что – грипп. Первое и третье предложения образуют параллельную связь, так как первое предложение служит раскрытию тематического предложения, не имея явно выраженных синонимичных признаков. Отобразим вывод в виде схемы.

Схема 8.

           
 
   
   
 
 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.