Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Черной желчи — меланхолический




Тем­перамент определяется преобладанием в организме со­ответствующего сока. (Гиппократ, по мнению И.П. Пав­лова, в общем правильно уловил основные типы). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и их свойств и обусловливает здоровье и болезнь, темпе­рамент и конституцию.

Гиппократ смотрел на болезнь как на явление из­меняющееся (начало — сырость, середина — сварение, конец— извержение (кризис). Задачу врача видел в том, чтобы, учитывая особенности организма больного, помочь ему силами природы. «Природа — врач болез­ней». В качестве метода лечения исходил из «противо­положного противоположным». «Переполнение врачу­ет отдых и наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположно­го, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающе­го. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»...

Гиппократ уделял серьезное внимание наблюде­нию симптомов болезни, прогнозу («Мне кажется, что для врача самое лучшее — позаботиться о способности предвидения») и симптоматическому лечению.

По наблюдениям И. А. Сикорского, у Гиппократа встречаются упоминания о многих, известных нам сейчас, речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание.

В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенству­ющей роли головного мозга во всей деятельности че­ловека («Глаза, уши, язык,, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг». «Когда мозг испытывает сотря­сение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит»).

Он описывает органы и функции слуха и зрения человека, излагает свой взгляд на механизм образова­ния голоса и речи человека, где отдельно определяет роль воздушной струи, языка, артикуляции голоса. («Че­ловек говорит вследствие воздуха... Выталкиваясь на­ружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голо­ва резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и ударяя в небо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артику­лировал при столкновении, человек не имел бы раз­дельной речи, и испускал бы только простые звуки».)

В своих сочинениях Гиппократ дает также описа­ние отдельных расстройств голоса, речи и слуха и способы их лечения. Следует отметить, что и в этих случаях он твердо придерживался гуморального взгляда на болезнь и ее лечение. («Если язык вдруг сделается бессильным или какая-либо часть тела поражается апоплексией, то это — страдание меланхолическое (от черной желчи».) Поэтому причину расстройств функ­ций головного мозга, слуха, зрения, голоса и речи Гип­пократ усматривает обычно в излишке разной влаги в соответствующих органах. Отсюда и нередко своеоб­разные рекомендации для их преодоления.

Например. «Если заболевают уши, надо произвес­ти обильные горячие изливания... Лучшее из имеющих­ся средств это дать рвотное, изгоняющее слизь, и очистить голову при помощи одного из лекарств, которым очищается слизь головы».

«Если язычок будет отвисать и способствовать удушью... тотчас нужно употребить полоскание... если это не поведет к сокращению язычка, нужно выбрить заднюю часть головы, приложить две кровососные банки, выпустить сколько можно крови и отозвать назад слизистые истечения. Если этих средств недостаточно, надсекают язычок скальпелем и выпускают оттуда воду».

«Пускать кровь тем, которые внезапно, без лихо­радки, поражены потерей речи».

«Если кто лишается голоса, это должно быть отне­сено за счет переполнения вен. В этих случаях нужно открыть внутреннюю вену правой руки и выпустить кровь в более или менее большом количестве сообраз­но конституции и возрасту больного» и т. д.

Одна из заслуг Гиппократа и в том, что он реко­мендовал при диагностировании и прогнозе любых заболеваний обращать внимание на состояние слуха и речи больного. (Конечно, эти прогнозы в настоящее время выглядят несколько примитивно, но в принци­пе, нам думается, это весьма верный подход к диф­ференциальной диагностике болезней.) Например: «Иметь тугое ухо, дрожащие руки... парализованный язык— плохо». «Частые потери речи с некоторым усыплением указывают на чахоточное состояние». «Во время спазмов продолжительная потеря голоса — пло­ха; короткая же указывает на паралич или языка, или руки, или частей, расположенных справа». «Дрожащий язык у некоторых больных — признак будущего желу­дочного расстройства» и т. д.

Таким образом, у Гиппократа мы впервые находим:

1) попытку классифицировать речевые расстройства;

2) указание на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека;

3) описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи (роль воздуш­ной струи, языка, голоса, артикуляции в звукообразо­вании);

4) отнесение расстройств речи к болезням, поражающим человека;

5) описание отдельных рас­стройств слуха, голоса и речи и способов их лечения, исходя из гуморальной точки зрения на болезни вооб­ще;

6) рекомендации использовать при дифференци­альной диагностике различных болезней особенности состояния слуха, голоса и речи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.