КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие церковного строительства и церковной жизни
Религиозная жизнь в крае
Отдельная страница истории нашего края в XVIII веке связана с церковным строительством. С 1744 по 1769 год Вязниковский край находился в церковном ведении самостоятельной Ярополчской епархии. Именно в этот период по просьбе прихожан и священнослужителей Троицкой и Рождественской церквей, расположенных в Ярополче, по разрешению епископа Владимирского и Ярополчского Платона был построен каменный Троицкий храм. Строительство велось в 1756 - 1761 гг. на мирское подаяние, церковь стала соборной. В 1764 году вязниковских монастырей коснулась монастырская реформа Екатерины II, по «торой все ветхие, не имеющие возможности существовать без денежных пожалований монастыри упразднялись. В Вязниках такая участь выпала Введенскому женскому монастырю. Введенская церковь стала приходской и была перестроена. Благовещенский мужской монастырь был отнесён к «сверхштатным». Он сохранил свои прежние владения, что позволило в 1764 году построить каменные кельи. В 1792 - 1793 гг. была построена надвратная Церковь Всех Святых, началось строительство каменной ограды вокруг монастыря. Ещё одна каменная церковь в Вязниках, Крестовоздвиженская, была построена в 1794 году на средства купца В. И. Водовозова.[72] Одна из страниц истории Вязниковского края во второй половине XIX - начале XX века связана с деятельностью русской православной церкви в этот период. Как и в других регионах европейской части Российской империи, в пореформенный период подавляющее большинство населения Вязниковского края исповедовало православную веру. Доля представителей других религий была ничтожно мала: в начале XX века в крае насчитывалось всего несколько десятков так называемых «иноверцев», в основном исповедовавших иудаизм, ислам, а также католичество и протестантство. По данным 1859 года на территории Вязниковского уезда насчитывалось около 70 православных храмов и два действующих монастыря. В некоторых населённых пунктах края находилось несколько церквей. Так, по два храма было в Станках, Успенском Погосте, Архидиаконовом Погосте, Груздеве; по три храма - в Никологорах, Палехе, Никольском-Мугрееве, Мстёре. В Вязниках в 60-е годы XIX века действовали шесть храмов и Благовещенский мужской монастырь. К концу столетия число храмов в уезде и городе увеличилось, появился и новый небольшой монастырь в Серапионовой пустыни за Клязьмой.[73] Во второй половине XIX -начале XX века на территории уезда действовали три монастыря. Но число представителей чёрного духовенства было незначительно. В начале XX века в Вязниках и уезде насчитывалось немногим более 20 монахов.[74] В пореформенный период на территории Вязниковского края среди населения по-прежнему оставалась высока доля сторонников и последователей старой веры. Старообрядцы проживали фактически во всех волостях уезда. Так, например, во Мстёре в середине XIX века их число доходило до одной четвертой части мужского населения. В крае получили распространение различные течения старообрядчества - поморский толк, нетовщина (Спасово согласие) и другие. Сторонников старой веры было много не только среди крестьян, но и купцов, промышленников. Так, старообрядцами были представители богатейших вязниковских предпринимателей Демидовых. В уезде получило распространение и такое направление старообрядчества, как единоверие, сторонникам которого разрешалось вести службы в специально построенных храмах. В 1850 году на окраине Мстеры была построена, а в 1854 году освящена деревянная Троицкая единоверческая церковь.[75] Через два десятилетия, в 1882 году, на территории мстёрского единоверческого погоста будет построена каменная Никольская церковь. После выхода манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего гражданские свободы, в России был принят закон о веротерпимости, уравнявший старообрядцев в правах с остальными православными и легализовавший старообрядческие общины. Следствием этого станет организация в 1907 - 1908 годах в Вязниках на собранные пожертвования старообрядческой молельни общины поморского согласия, где совершались богослужения старообрядцев во главе с наставником С. В. Серёгиным.[76] Во второй половине XIX века в Вязниках активизировалось церковное строительство. Строительство новых храмов, перестройка и благоустройство старых церковных зданий производились чаще всего на средства, пожертвованные вязниковскими предпринимателями. Особенно в этом отношении выделялся Осип Осипович Сеньков. 1863 году на его средства была построена колокольня и пристроена тёплая трапезная к Крестовоздвиженской церкви,[77] 1870 году перестроен престол в Троицкой церкви. В связи с тем, что старый Никольский собор на городской площади пришёл в ветхое состояние и был закрыт, в 1866 году принимается решение о строительстве нового храма. Деньги на строительство вновь пожертвовал О. О. Сеньков, к 1874 году новая церковь была построена. А вскоре было разобрано здание старого Никольского собора, на месте его алтаря в 1883 году будет возведена часовня Святителя и Чудотворца Николая. Вокруг Казанского собора и Никольской церкви возведут ограду, этот церковный комплекс станем настоящим украшением города. В 1885 году на средства купца Н. Никитина в Вязниках была построена тюремная церковь Св. Александра Невского. В этом же году при Введенской церкви поставят новую колокольню, а в 1903 году церковь перестроят. Последний храм в городе будет построен при ярцевской фабрике В. Ф. Демидова- в 1886 году здесь появится Преображенская церковь, для которой в 1900 году выстроят колокольню.[78] В эти же годы продолжалось обновление самых старых храмов города - Благовещенского и Казанского. В 1860 году известным палехским художником В. Сафоновым были расписаны своды и стены Благовещенской церкви. В 1892 - 1894 годах сменил внутреннюю роспись Казанский собор. Церковное строительство в этот период активно велось и в уезде. Средства для этого также жертвовали частные лица. В 1867 году за счёт О. О. Сенькова по проекту талантливого владимирского архитектора Н. А. Артлебена была построена колокольня при мстерской церкви Иоанна Милостивого. В 1879 году на средства С. И. Сенькова и купца М. Г. Тараканова был построен храм Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца в Песках, в 1892 году на пожертвования предпринимателей Малининых- храм Покрова в Нагуеве и т.д.[79] В пореформенный период в Вязниковском крае церковь развернула широкую религиозно-просветительскую деятельность, в уезде создавались различные религиозные общества. В 1864 году во Мстёре Александром Козьмичем Голышевым было создано Богоявленское православное братство, ставившее своей задачей «противодействие расколу; украшение храмов», помощь нуждающимся, просветительскую деятельность. В братство входило более 70 членов - представителей дворян, духовенства, крестьян.[80] С 1867 года при доме попечителя братства А. К. Голышева работало братское училище, где обучалось около 50 человек, была создана хорошая библиотека. В Вязниках действовало отделение Братства Александра Невского, организовывавшее чтения для народа, занимавшееся благотворительной деятельностью. Велика была роль православной церкви и в деле распространения грамотности в уезде. В последние десятилетия XIX века в крае насчитывалось до 25 церковно-приходских школ, где наряду с изучением Закона Божия дети овладевали основами грамоты, письма, счета. Значительное место в жизни населения Вязниковского края на рубеже XIX-XX столетий занимали разнообразные религиозные праздники, сопровождавшиеся торжественными молебнами в храмах города и уезда, многочисленными крестными ходами. В этих праздниках главными предметами торжеств выступали вязниковские святыни - икона Казанской Божьей Матери из городского собора и Животворящий крест из Благовещенского монастыря. С этими реликвиями совершались крестные ходы по улицам Вязников, вокруг города, в близлежащие деревни и села. В подобных религиозных торжествах принимали участие сотни и тысячи людей - представители различных сословий, сплочённые единой духовной связью.[81] B конце августа 1918 года специальной инструкцией был закреплён запрет на владение церковью движимым и недвижимым имуществом, на просветительскую, педагогическую, благотворительную деятельность. Началось наступление и на собственность церкви в Вязниковском крае. В 1919 году было проведено описание имущества вязниковских церквей. Здания и убранство храмов объявлялись национализированными, часть рукописей, церковных книг передавалась в музей, другая часть, а также иконы оставались в храмах на хранение. В 1920 году было заключено соглашение между прихожанами Казанского собора и Вязниковским исполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов, по которому прихожане получали в бессрочное бесплатное пользование помещение Казанского собора с внутренним убранством, при условии использования здания только по назначению, не допуская действий антисоветского характера. В 1923 году соглашение было подтверждено. В 1923 - 1925 годах вновь были проведены описи имущества Казанского собора церквей Благовещенского монастыря и др. В связи с тем, что в эти годы окончательно утвердился взгляд на религиозные организации как на единственную легально действующую контрреволюционную силу, имеющую воздействие на массы, началось ожесточённое наступление на церковь. Прежде всего в крае была проведена работа по изъятию церковных ценностей, а с середины 20-х годов начался процесс уничтожения церквей в городе и уезде. Одним из первых был закрыт «по просьбе трудящихся» фабрики имени К. Либкнехта Преображенский храм в Ярцеве, вскоре он был разрушен. 6 феврале 1929 года Вязниковским городским Советом обсуждался вопрос о закрытии главного городского храма - Казанско-Никольского собора. Первой жертвой стала Никольская часовня, входившая в архитектурный ансамбль собора: она была изъята у верующих и передана представительству газет «Правда» и «Беднота» для торговли. А через несколько дней была решена и судьба собора. Президиум городского Совета, учитывая «требования» граждан, принял решение расторгнуть договор, заключённый группой верующих с местными властями об аренде здания собора, и передать здание храма в распоряжение горсовета «для использования под культурные нужды». Несколько позднее было принято решение открыть в здании летнего собора столовую, а в зимнем соборе- клуб. Предполагалось также объединить эти здания в одно и сделать из них Дом культуры. В марте 1929 года начались работы по снятию крестов, куполов и колоколов с храма, расчистке внутреннего убранства. В связи с тем, что при проведении этих работ здание пришло в аварийное состояние, решено было оба здания собора разобрать. Вскоре храм был взорван, к юнцу 1931 года его остатки уничтожили.[82] Вслед за этим были закрыты и переоборудованы церковь Александра Невского, Введенская церковь. Первая была передана в распоряжение милиции, во второй открылся Дом физкультуры. В здании Покровской церкви был устроен склад, а в Троицком храме разместилась МТС. В начале 30-х годов закрыли Благовещенский храм, в его здании предполагалось устроить общежитие для рабочих фабрики «Свободный Пролетарий» и студентов. В эти годы в Вязниках были уничтожены также все часовни. Аналогичная судьба ожидала и храмы района. Из 56 церквей здесь полностью уничтожили 25. В сохранившихся зданиях размещали склады, овощехранилища, клубы, школы и т.п. Одновременно с закрытием городских церквей подверглись осквернению вязниковские кладбища, некоторые из них, например, близ Троицкого, Введенского, Благовещенского храмов, Казанского собора, были уничтожены полностью. На остальных кладбищах (Покровском, Крестовоздвиженском) уничтожались каменные надгробия, демонтировались металлические ограды. Ha священнослужителей закрывшихся церквей обрушились репрессии, по неполным данным, в Вязниковском крае было репрессировано (расстреляно, сослано в лагеря) более шестидесяти священников. Большая часть приговоренных к высшей мере наказания была расстреляна осенью 1937 года в Ивановской тюрьме.[83] Война изменила отношение к религии и церкви. Жизненные невзгоды, переживания за судьбу близких, оказавшихся на фронте,- все это способствовало усилению религиозных чувств вязниковцев, особенно женщин. Повлияла и смена государственной политики в отношении церкви: к концу войны практически прекратилась атеистическая работа среди населения. Результатом стало открытие для богослужения некоторых храмов. Так, например, в начале 1945 года по просьбе жителей Мстёры было разрешено возобновить церковные службы во Владимирском храме поселка.[84] После подписания указа Президента России о возвращении русской православной церкви национализированной в годы Советской власти собственности в Вязниковском крае ускорился процесс возрождения закрытых и осквернённых храмов и монастырей. Так, в 90-е годы возобновилась служба в Свято-Благовещенском храме, православной церкви была передана часовня бывшего Казанского собора на центральной городской площади, началось восстановление Троицкого собора. В 1999 году приходской Благовещенский храм был преобразован в женский монастырь. На территории Вязниковского района началось восстановление храмов в сёлах Малые Липки, Пировы Городищи, Успенский Погост, во Мстере был возрождён Богоявленский мужской монастырь. Привычным явлением для горожан в эти годы стали возобновлённые крестные ходы. Самым многолюдным из них стал ежегодный крестный ход 21 июля- в день Казанской иконы Божией Матери - на Соборную площадь, где когда-то стоял городской Казанский собор. К этому религиозному празднику стали приурочивать и День города.[85] Необходимо упомянуть об одной выдающейся черте жителей Вязников и его окрестностей. Мы говорим о христианском благочестии. Едва ли еще найдется такой город с уездом, где бы было столько крестных ходов и молебствий во время их. С июня до половины июля звон колоколов в городе ежедневно не умолкает. Утром, днем и вечером колокольный звон тождественно возвещает об отправлении и возвращении крестного хода, сопровождаемого огромным стечением нарядного народа, полного чувства беспредельного благоговения к святости исполнения христианского долга. Крестные ходы совершаются как вокруг города, так направляются исключительно, по традиционному подъему религиозного духа, в различные улицы, в которых устраивается праздник, с поднятием чтимой иконы Казанской Божьей Матери, в сопровождении других икон и хоругвий Казанского собора. На улицах перед домами совершаются молебствия. С этой целью хозяин дома выносит и ставит на улице стол для священных предметов: святого креста, книг и прочего. Такого рода религиозные процессии похвальны и заслуживают внимания и подражания каждого истинно православного христианина. Из города религиозные процессии отправляются в окрестные села и деревни. Села живут одною религиозною жизнью с городом, в котором особенно чтима, как уже было упомянуто, Казанская Божия Матерь, во имя которой называется собор. Чтима в городе другая святыня, находящаяся в Благовещенском монастыре - Животворящий крест. Обе они составляют предмет религиозных торжеств города и его уезда. Из церквей города Вязников замечательны в архитектурном отношении, показывающем их древность: Казанский собор, Троицкая (Яропольская) и Благовещенского монастыря церкви. В общем они имеют разительное сходство по своим остроконечным колокольням и четырехугольным летним храмам. Яропольская церковь, как мы сказали, стоит на возвышенном месте. С какой бы стороны вы ни подъезжали к городу, она прежде всего вырисовывается среди зданий, среди густой зелени вишневых садов. С пойменной стороны особенно живописно красуется тонущая в кудреватой зелени Яропольская часть города с высокой колокольней. В соборной летней церкви замечателен красивый, старинной выделки, резной иконостас с богатой позолотой и с весьма ценно украшенными иконами. Все это сразу внушает религиозный трепет при входе в храм и действует возвышающем душу образом.[86]
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |