Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и основные принципы судебной реформы 1864 года 2 страница




40. Становление советского государства. 2 и 3 всероссийские съезды советов

Ответ: Становление Советского государства началось со II-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, состоявшегося 25-27 октября 1917 г. в Петрограде в Смольном дворце. Его открытие было намечено на два часа дня, но по настоянию Ленина оно всячески затягивалось до взятия Зимнего дворца и ареста членов Временного правительства. Тем не менее в 10 часов 40 минут вечера съезд начал свою работу.

К открытию съезда было зарегистрировано 649 делегатов, представлявших 402 Совета страны из 1429, которые к тому времени были созданы в России. В ходе работы съезда количество зарегистрированных делегатов достигло 670, но в связи с уходом части депутатов их численность к концу съезда сократилась до 625. Партийный состав съезда был следующим: 390 большевиков, 160 эсеров (правых, левых и центристов), 72 меньшевика, 14 объединенных социал-демократов-интернационалистов, 6 меньшевиков-интернационалистов, 7 украинских социалистов. В состав президиума вошли 14 большевиков, 7 эсеров, 3 меньшевика и 1 меньшевик-интернационалист.

Съезд провел два ночных заседания, решил более десяти вопросов, главными из которых были четыре: о власти, о мире, о земле, об органах власти и управления Советского

государства. Первое заседание началось с прений по вопросу о полномочиях съезда. Группа меньшевиков и правых

эсеров, огласив декларацию протеста против «военного заговора и захвата власти», демонстративно покинула съезд. К ней присоединились бундовцы и члены другой еврейской партии — «Поалей-Цион», а затем часть фракции меньшевиков-интернационалистов. Всего со съезда ушло от 25 до 50 человек. Многие из них были известными политиками. Своим уходом они полностью уступили большевикам и левым эсерам арену революции. Вслед ушедшим Троцкий, считавшийся лучшим большевистским оратором, заявил, что в столице произошел не заговор, а восстание народных асе, которое не нуждается в оправдании, и покинувшие съезд банкроты отправились «в сорную корзину истории». Троцкий огласил резолюцию, осудившую уход со съезда делегатов как «бессильную и преступную попытку сорвать полномочное всероссийское представительство рабочих и [Солдатских масс».

В ходе первого заседания съезда начался штурм Зимнего дворца, и делегаты слышали звук пушечного выстрела крейсера «Аврора». После оглашения Каменевым полученного от В. А. Антонова-Овсеенко донесения о взятии Зимнего дворца и аресте министров Временного правительства съезд в 5 часов утра 26 октября официально решил главный прос Октябрьской революции — вопрос о власти. Он был шен путем принятия написанного В. И. Лениным и огла-нногоА. В. Луначарским воззвания «Рабочим, солдатам, -стьянам!». Это воззвание заложило основы политическойй системы Советского государства. Оно констатировало зложение Временного правительства и арест большинства членов; провозгласило переход власти в столице в руки езда; постановило переход всей власти на местах в руки стных Советов; обещало решить насущные вопросы ре-люции: предложить демократический мир всем народам и немедленное перемирие на фронтах; обеспечить безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских зе- -рель в распоряжение крестьянских комитетов; провести полную демократизацию армии; установить рабочий контроль над производством; своевременно созвать. Учредитель

собрание; доставить хлеб в города и предметы первой необходимости в деревню; обеспечить всем народам России I право на самоопределение.

II Всероссийский съезд Советов.

 

Созыв и открытие съезда. Хотя I Всероссийский съезд Советов рабочих и солат-ских депутатов сам назначил дату очередного съезда на середину сентября, избранный на нем ВЦИК первого созыва, большинство в котором принадлежало меньшевикам и эсе-рам, всячески откладывал его созыв. Лишь в конце сентября была определена дата созыва II съезда Советов – 20 октября, но затем она была вновь перенесена на 25 октября.

 

Готовились к съезду и большевики. 21 октября на заседании ЦК РСДРП(б) была намечена желательная повестка съезда и выделены докладчики по основным вопросам.

 

На съезде было представлено 402 Совета рабочих, рабочих и солдатских, солдат-ских и матросских, крестьянских и даже I Совет казачьих депутатов. По данным анкет из 670 заполнивших их депутатов 505 (75,4 %) было за передачу всей власти Советам, 165 (24,6 %) – за "власть демократии" и "коалиционное правительство" с участием буржуа-зии. Всего к началу заседаний съехалось 649 депутатов (96,9 %), все время продолжали прибывать новые.

 

Другими словами, съезд был полностью правоспособен.

 

Состав съезда непрерывно менялся. В начале большевиков было 390, или 58,2 % (в конце – 472, или 70,4 %). 160 эсеров, пока составлявших единую фракцию, 72 меньшеви-ка, 14 меньшевиков-"объединенных интернационалистов", 6 меньшевиков-интернациона-листов, 7 украинских социалистов.

 

В ходе первого заседания с протестом против захвата власти большевиками ушла часть правых эсеров и меньшевиков, потом – бундовцы и еще одна группа меньшевиков. Ост-вавшиеся левые эсеры, примкнувшая к ним часть правых и эсеров центра образовали фракцию в 179 чел., "объединенных интернационалистов" стало 35, украинских социалистов – 21.

 

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов открыл от имени президиума ВЦИК первого созыва меньшевик Ф.И.Дан 25 октября (7 нояб.) в 22 часа 40 минут (через час после начала штурма Зимнего дворца).

 

Дан Федор Ильич (наст. фам. Гурвич) (1871-1947), один из лидеров меньшевиков. Врач. Участник соц.-дем. движения с 1894, член руководства "Петерб. союза борьбы за освобождение раб. класса". В 1901-05 в эмиграции. Член Берлинской группы со-действия "Искре", мегьшевик с 1903. Делегат IV (Объединительного) и V (Лондон-ского) съездов РСДРП в 1906-07. В годы реакции – ликвидатор, редактор газ. "Голос социал-демократа", в годы 1-й мир. войны – социал-шовинист, в 1917 – "революци-онный оборонец". Делегат "Объединительного" съезда РСДРП (меньшевиков) в сент. 1917. В 1917 чл. Исполкома Петрогр. совета и През. ВЦИК 1-го созыва. В 1922 вы-слан за границу за антисов. деят-сть. В 1923 лишен советского гражданства. Возгла-вил группу меньшевиков в Берлине. Участник создания в 1923 Социалистического Интернационала. В 1941-47 издавал в США меньшевистский журн. "Новый путь".

 

Съезд сразу же переизбрал президиум, большинство в котором теперь составили большевики. Они же предложили повестку дня, своих докладчиков и проекты решений.

 

В 3 часа 10 минут ночи (26 октября) на съезд было доставлено донесение о взятии Зимнего дворца (дворец был взят в 2 ч. 10 м., т.е. часом ранее) и аресте членов Времен-ного правительства. В 5 часов утра съезд, преодолев яростное сопротивление меньшеви-ков и эсеров (в конце концов они покинули съезд; остались только левые эсеры), одобрил переход всей власти к Советам и деятельность Военно-революционного комитета, при-нял обращение к рабочим, солдатам и крестьянам о том, что берет власть в свои руки.

 

Обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!» было написано Лениным и в нем говорилось: «Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, Съезд берет власть в свои руки» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 11).

 

Декрет о мире. На втором заседании съезда, открывшемся вечером того же дня, т.е. 26 октября (в 20 часов 40 мин), с докладом о мире выступил впервые появившийся на съезде В.И.Ленин. Он предложил принять «Обращение к народам и правительствам всех воюющих стран», вошедшее в историю под названием «Декрет о мире». В документе предлагалось всем воюющим народам и их правительствам немедленно начать перегово-ры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуций.

 

Тут же давалось разъяснение: под аннексией понималось всякое присоединение к большему или сильнейшему государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженнего согласия, независимо от того, когда это произошло, насколько развитой или отсталой является эта народность и, наконец, от того, в Европе или далекой заокеанской стране она проживает.

 

Последнее было особенно важно, потому что европейское общественное мнение, постоянно требуя независимости Польши или Финляндии, вовсе не собиралось предоста-вить эту независимость собственным колониям – народам Африки, Индии, Индокитая, островов Карибского моря или Тихого океана, мотивируя это неразвитостью и неготовностью этих народов к самостоятельному управлению.

 

Также аннексией признавалось и насильственное удержание в границах данного государства какой-либо нации. В то же время заявлялось, что Советское правительство отнюдь не считает свои условия ультимативными и готово рассмотреть всякие другие предложения. Это было сделано для того, чтобы заранее отвести возможные обвинения в неуступчивости.

 

Тайная дипломатия отменялась, переговоры о мире предлагалось вести открыто и немедленно опубликовать тайные договоры, заключенные царским и подтвержденные Временным правительством. Их содержание, поскольку оно было направлено к достав-лению привилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию или увеличению захватов, объявлялось немедленно и безусловно отмененным. Для подготовки и заклю-чения мира предлагалось немедленно установить перемирие на три месяца.

 

«Декрет о мире» был принят единогласно и стал основой для выработки линии советской делегации на мирных переговорах в Брест-Литовске.

 

Декрет о земле. Сразу же после этого В.И.Ленин выступил с докладом о земле и предложил проект закона, получившего название «Декрет о земле». По нему помещичья собственность на землю отменялась немедленно, безо всякого выкупа. Помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками, поступа-ли в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских де-путатов. Порча конфискованного имущества объявлялась преступлением. Земли кресть-ян и казаков конфискации не подлежали.

 

К этому предельно краткому закону в качестве инструкции по его исполнению прилагался текст Крестьянского наказа, составленного эсерами на основе 242 местных крестьянских наказов и опубликованного в "Известиях Всероссийского Крестьянского Совета". Именно в этом наказе содержались главные положения аграрной политики но-вой власти:

 

1. Отмена частной собственности на землю. Ее нельзя было покупать, продавать, сдавать в аренду или в залог.

 

2. Все недра, леса, воды государственного значения переходили в исключительное пользование государства, а имеющие местное значение – в пользование общин при заве-довании ими местными органами самоуправления.

 

3. Культурные имения, конские заводы, племенные хозяйства не подлежали раз-делу, а переходили в исключительное пользование государства или общин.

 

4. Право пользования землей получали все граждане России, желающие обраба-тывать ее своим трудом при помощи семьи или в товариществе. Наемный труд не допус-кался.

 

5. Земля подлежала уравнительному распределению по трудовой (по количеству рабочих рук) или потребительской (по числу едоков) нормам. Формы землепользования (общинная, хуторская, артельная и пр.) определялись самими крестьянами. Предусмат-ривались переодические переделы земли в зависимости от роста населения и производи-тельности труда в сельском хозяйстве.

 

Эти положения отражали крестьянские представления: "земля ничья", уравни-тельность, недопустимость наемного труда. Большевики их не разделяли, но считали не-обходимым включить в закон ради поддержки крестьян. Эсерам, обвинявшим большеви-ков в том, что они "украли" у них земельный закон, В.И.Ленин остроумно ответил: «Хо-роша партия, которую надо было свергнуть, чтобы провести в жизнь ее собственные по-ложения!»

 

После обсуждения на пленарном заседании и по фракциям «Декрет о земле» был принят большинством в 600 с лишним голосов против одного.

 

Образование первого советского правительства. В ночь с 26 на 27 октября (в 2 часа 30 мин.. т.е. уже 27 октября, или по новому стилю 9 ноября) Л.Б.Каменев предложил проект декрета об образовании правительства – Совет народных комиссаров (СНК) во главе с Владимиром Ильичем Лениным.

 

Перед этим большевики предложили нескольким видным левым эсерам войти в него, но те пока боялись открытого разрыва с правым руководством своей партии и отка-зались. Поэтому в список вошли только большевики.

 

Состав первого советского правительства:

 

Владимир Ильич Ленин – председатель,

 

Лев Давидович Троцкий – нарком по делам иностранным,

 

Алексей Иванович Рыков – нарком по внутренним делам,

 

Владимир Александрович Антонов-Овсеенко, Николай Васильевич Крыленко, Павел Ефимович Дыбенко – наркомы, члены Комитета по военно-морским делам,

 

Иван Иванович Скворцов-Степанов (нарком финансов),

 

Александр Гавррилович Шляпников – нарком труда,

 

Виктор Павлович Ногин – нарком по делам торговли и промышленности),

 

Анатолий Васильевич Луначарский – нарком народного просвещения,

 

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) – нарком по делам национальностей и др.

 

Временно оставался незанятым пост наркома по делам железнодорожным. На съезде выступил председатель Викжеля (Всероссийского исполнительного комитета союза же-лезнодорожников) с заявлением о нейтралитете и требованием создать правительство "всей демократии". До его образования Викжель отказывался перевозить всякие войска. Это была серьезная угроза.

 

Все наркомы были новичками в своих ведомствах и опыта государственного управления не имели.

 

Правительство называлось Временным рабоче-крестьянским правительством – Советом народных комиссаров. Звание народного комиссара вместо министра было предложено Л.Д.Троцким. Оно символизировало коренное отличие нового строя от ста-рого и напоминало о Великой Французской революции. Правительство должно было действовать до Учредительного собрания. Его решения получали силу закона.

 

Оно было ответственно перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК). Съезд закончился избранием ВЦИК второго созыва, боль-шинство которого составили большевики. Председателем его был избран Лев Борисович Каменев.

 

Советская система власти принципиально отличалась от парламентской:

 

1) классовым характером. Если парламентская система претендует на всеобщее представительство, то Советы со времени своего возникновения в 1905 считали себя ор-ганом власти только рабочих и трудящихся крестьян;

 

2) непосредственной связью с вооруженными силами. Опорой Советов были рево-люционные солдаты и матросы, красногвардейцы, потом – красноармейцы. Вместо все-общего вооружения народа большевики провозгласили вооружение одних трудящихся;

 

3) опорой на производственные коллективы. И в 1905 г., и в 1917-1936 гг. город-ские и районные Советы избирались: рабочими – на избирательных собраниях по пред-приятиям; солдаты избирали депутатов от воинских частей, матросы – от кораблей и бе-реговых экипажей; только крестьяне – по месту жительства, на сельских избирательных собраниях. Это обеспечивало преобладание среди депутатов представителей революци-онных партий, которые также строились в России по производственному принципу;

 

4) постоянной связью депутатов с избирателями. Депутат Совета не только был обязан регулярно отчитываться перед своими избирателями, но и мог быть в любой мо-мент ими отозван при соблюдении минимума формальностей простым решением изби-рательного собрания;

 

5) единством законодательной, исполнительной и судебной власти. Советы принципиально не признавали разделения властей, что фактически означало преоблада-ние исполнительной ветви власти, как постоянно работающей и состоящей из профес-сиональных управленцев.

 

Отсюда вытекали конкретные детали: открытое голосование, многоступенчатые выборы, лишение избирательных прав эксплуататоров, схема построения Советов снизу вверх.

 

Поэтому примирение или сколько-нибудь длительное и устойчивое сосущество-вание Советов с готовящемся Учредительным собранием, как ранее и с Временным пра-вительством, было невозможно.

Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов проходил 10—18 (23—31 января) 1918 года в Петрограде, в Таврическом дворце.

Начал работу как съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором присутствовало 942 делегата с решающим голосом и 104 с совещательным. Они представляли 317 местных Советов и 110 армейских, корпусных и дивизионных комитетов.

Так как Съезд рабочих и солдатских депутатов и Съезд крестьянских депутатов, в 1917 году созывавшиеся раздельно, в январе 1918 года проходили в одно время, 13 (26 января) января съезд объединился с Третьим Всероссийским съездом Советов крестьянских депутатов. Все дальнейшие Съезды также проходили совместно.

16 (29 января) января прибыли делегаты 46 казачьих полков, восставших против генерала А. М. Каледина. На съезде присутствовали 233 делегата от трудящихся Украины, Белоруссии, Средней Азии и Прибалтики. К концу работы съезда было 1647 делегатов с решающим (из них свыше 860 большевиков) и 219 с совещательным голосом. В целом большевики и левые эсеры получили на Съезде 94 % мандатов. Ричард Пайпс обращает внимание на то, что, судя по результатам выборов в Учредительное собрание, количество мест большевиков на II съезде превышало их реальную популярность в два раза, на III съезде — уже в три раза.

41. Становление и развитие карательных органов советской власти. Милиция ВЧК в 1917-1921 гг.

Ответ:

6 (19) декабря 1917 года Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) рассмотрел вопрос о возможности антибольшевистской забастовки служащих для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой «самыми энергичными революционными мерами». На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Дзержинского.

7 (20) декабря 1917 Дзержинский на заседании Совнаркома сделал доклад о задачах и правах комиссии. В своей деятельности она, по мнению Дзержинского, должна была обращать внимание прежде всего на печать, «контрреволюционные партии» и саботаж. Её надлежало наделить довольно широкими правами: производить аресты и конфискации, выселять преступные элементы, лишать продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа. Совнарком во главе с Лениным, заслушав Дзержинского, с его предложениями по наделению нового органа чрезвычайными полномочиями согласился.

Таким образом, 7 (20) декабря 1917 постановлением СНК РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). С 22 декабря 1917 по март 1918 г. ВЧК располагалась в Петрограде на Гороховой ул., д.2 (ныне Музей политической полиции России).

С июля по август 1918 обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я. Х. Петерс, 22 августа 1918 г. Ф. Э. Дзержинский вернулся к руководству ВЧК.

С августа 1918 года года ВЧК именовалась Всероссийской чрезвычайной комиссией при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности[1].

Были созданы областные (губернские) чрезвычайные комиссии, особые отделы по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в Красной Армии, железнодорожные отделы ЧК и т. д. Органы ВЧК осуществляли Красный террор.

20 декабря 1920 года был организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК при НКВД РСФСР. Его возглавил Яков Христофорович Давыдов (Давтян).

42. Создание и развитие советского суда 1917-1921 гг.

Ответ: Основой концепции советского суда, несомненно, являются сформулированные В.И. Ульяновым (Лениным) в первые годы Советской власти положения о природе, организации и формах деятельности суда в условиях диктатуры пролетариата. К этим руководящим положениям прежде всего следует отнести следующие:

советский суд − орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, он выражает волю трудящихся, и, следовательно, суд должен руководствоваться революционной совестью и социалистическим правосознанием[2];

советский суд должен быть народным, т.е. состоять из политически проверенных трудящихся граждан Советской России, в отличие от коронного, профессионального суда и имперского суда присяжных заседателей, избранных по сословному признаку, на основе весьма жестких цензов; в нем должны принимать участие только избранные рабочими и крестьянами лица, независимо от пола[3] (в Российской империи в рассматриваемой сфере действовал половой ценз);

советский суд − не только орудие государственного принуждения, но и орган воспитания граждан в духе советской дисциплины.

«Советская власть поступила так, как завещали поступать все пролетарские революции, − она отдала его [буржуазный суд – А.К.] на слом. Пусть кричат, что мы, не реформируя старый суд, сразу отдали его на слом. Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда», − подчеркивал в своем обращении к III Всероссийскому съезду Советов В.И. Ульянов (Ленин)[4].

15 ноября 1917 г. (по новому стилю) был принят первый документ упоминавший новые – военно-революционные − суды: Обращение Совета народных комиссаров (далее − СНК) к Военно-революционному комитету «О борьбе со спекуляцией»[5]. 24 ноября 1917 г. СНК издает знаменитый Декрет о суде № 1, который упразднил все «доныне существовавшие общие судебные установления» (далее содержится перечень видов судов), «все эти установления» заменяются «судами, образуемыми на основе демократических выборов». В Декрете коротко определяются состав и основные полномочия новых судов, а также решаются вопросы следствия и защиты. В дальнейшем предполагается издать более подробный документ. Этот же Декрет учреждает для борьбы против контрреволюционных сил «Революционные Трибуналы». Не позднее 28 ноября 1917 г. издается Руководство для устройства Революционных Трибуналов[6]. 19 декабря 1917 г. появляется Инструкция Народного комиссариата юстиции Революционному Трибуналу «О Революционном Трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и порядке ведения его заседаний»[7].

В течение 1917−1918 гг. издается еще два декрета о судах[8] и более семи декретов и иных документов, посвященных организации и деятельности революционных трибуналов, трибуналов печати, военных трибуналов и судов, комиссий для несовершеннолетних и т.д.

Иными словами, уже в первые дни Советской власти, отнюдь не самые безмятежные в истории Советского государства, власть осознает важность слома старого государственного аппарата, в том числе судебного, и построения нового, советского.

Параллельно идет работа над материальным и процессуальным, законодательством[9]. Уже 12 декабря 1919 г. Постановлением НКЮ утверждаются первые советские «Руководящие начала по уголовному праву Р.С.Ф.С.Р.»[10], прообраз уголовного кодекса.

С июля по ноябрь 1918 г. советский суд осуществлял правосудие на основе советских законов и социалистического правосознания, при этом отсутствовало прямое запрещение использовать старые законы, но фактически они не применялись. С ноября 1918 г.[11] советский суд осуществлял советское правосудие только на основе советских законов, а при отсутствии или неполноте закона руководствовался социалистическим правосознанием. Использование старых законов категорически запрещалось[12].

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принимает Конституцию (Основной Закон) Р.С.Ф.С.Р., которая в главе 9 закрепляет исключительную компетенцию Всероссийского съезда Советов и ВЦИК в области общегосударственного законодательства, судоустройства и судопроизводства, вопросов общей и частной амнистии (пункт 49). Фактически строительство советского суда завершается принятием г. Инструкции НКЮ «Об организации и деятельности местных народных судов» в июле 1918 и Декрета (Положения) «О народном суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» 30 ноября 1918 г.[13] Судебная система почти сформирована: учрежден единый народный суд – местный, который рассматривает уголовные и гражданские дела, за исключением подсудных революционным трибуналам[14]. Таким образом, заложенный еще в первые дни новой власти параллелизм в судебной структуре сохраняется, что найдет свое отражение и в последующем развитии: ординарные дела рассматривает народный суд; особые – революционные трибуналы, позже так называемые спецсуды и военные трибуналы[15].

В качестве суда второй инстанции вначале выступает Совет народных судей, состоящий из народных судей судебного округа, затем кассационный суд. Территория судебного округа совпадает с территорией губернии или аналогичной административной единицы.

Народные судьи избираются Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов из числа кандидатов, предлагаемых исполнительными комитетами Советов. Народные заседатели[16] утверждаются исполкомами Советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип[17]: судьями могли быть только трудящиеся[18]. Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинении осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных Советах. Советы избирали членов коллегии, которые считались должностными лицами. Все они, в том числе защитники и представители сторон, получали за свой труд не гонорар от граждан, а заработную плату, как все служащие совучреждений.

В рассматриваемый период существовало три основных вида революционных трибуналов[19]: общие (территориальные), военно-революционные (введены в 1919 г.) и военно-железнодорожные (учреждены в марте 1920 г.), а также Революционный трибунал печати (28 января 1918 г.). Кроме того, в октябре 1919 г. при ВЧК был создан Особый революционный трибунал по делам спекулянтов.

Революционные трибуналы действовали в губернских и других крупных городах. Как и народные суды, они были выборными органами − избирались местными Советами. Трибуналы состояли из председателя и двух постоянных членов. По Положению 1920 г. в состав каждого революционного трибунала был введен представитель ЧК, избиравшийся Советами на общих основаниях с другими членами трибунала и имевший равные с ними права.

Революционные военные трибуналы[20] создавались при революционных военных советах армий, при реввоенсоветах фронтов и при Реввоенсовете Республики. В компетенцию военных трибуналов входили в основном две категории дел: о контрреволюционных и других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими и военнопленными, и о любых действиях в прифронтовой обстановке, направленных против Красной Армии. (Необходимо напомнить, что положение Советской Республики оставалось весьма сложным, период триумфального шествия Советской власти завершился, и практически повсеместно шла война).

Революционные железнодорожные трибуналы[21] организовывались при управлениях дорог и при Народном комиссариате путей сообщения. К их компетенции тоже относились дела двоякого рода: о преступлениях работников железных дорог, связанных с нарушением работы транспорта, и о преступлениях всех граждан, если они угрожали работе транспорта[22].

В 1919 году была заложена основа представления о труде как обязанности и, соответственно, нормы регулирования таких дел. Декретом СНК РСФСР от 14 ноября 1919 «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах» в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда этот вид судов был учрежден при местных отделениях (губернских, уездных, районных) производственных профессиональных союзов. Несмотря на то обстоятельство, что эти органы не были включены в судебную систему, они обладали весьма серьезными полномочиями, в том числе правом высылки на тяжелые общественно необходимые работы (оплачиваемые).

Систему дополняли шариатские суды, решение о возобновлении деятельности[23] которых было принято в формирующихся национальных республиках: Горской, Кабардинской.

В этот же период формируется представление об исполнении приговоров и решений народного суда и иных судебных и квазисудебных органов Советской Республики[25].

Обширная система судебных органов требовала четкой организации управления ими, которое осуществлял Народный комиссариат юстиции. Местные органы НКЮ − отделы юстиции губернских исполкомов, уездные бюро юстиции при уездных исполкомах − ведали организацией судебных и следственных органов, юридических консультаций, наблюдали за их деятельностью. Функции НКЮ и его местных органов не ограничивались вопросами судебного управления. На них возлагались также надзор за законностью действий местных органов управления, судебных органов, органов милиции, заведование местами лишения свободы, организация исправительно-трудовых работ, консультационная и редакционная помощь органам власти и управления при издании ими различных нормативных актов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.