Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и основные принципы судебной реформы 1864 года 3 страница




Таким образом, к началу 20-х годов сформировалась весьма сложная судебная организация, находящаяся к тому же в постоянном движении. Завершается гражданская война, эпоха военного коммунизма, и для большевиков становится очевидной необходимость не только введения новой экономической политики − знаменитого НЭПа, − но и приспособления механизма государства к новым историческим условиям. Однако столь же очевидным для них остается необходимость сохранения жесткой централизации этого механизма, обеспечения в соответствии с принципом демократического централизма тотального контроля низших органов высшими, т.е. диктатуры пролетариата и его наиболее организованной и сознательной части – партии большевиков. В полной мере это относилось и к судам.

43. Конституция РСФСР.

Ответ: Конституция РСФСР 1918 года — конституция России в 1918—1925 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти. Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года.

44. Источники и особенности советского права. Создание основ советского гражданского права 1917-1921 гг.

Ответ: Источники советского права. Советское право возникло одновременно с советским государством и так же, как и оно: в ходе слома старого права.

Следует отметить три основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

новое законодательство, новые нормативные акты;

старое законодательство (в особенности те его нормы, которые носили общечеловеческий характер);

революционное правосознание трудящихся.

Особенностью законодательства данного периода является множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности — государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, — сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

45. Создание советского семейного права КЗАГС 1918г.

Ответ: Брачно-семейное право. 18 декабря 1917 г. был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о введения книг актов гражданского состояния». Церковный брак как обязательная форма отменялся и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Супруги признавались равноправными. Дети рожденные в браке и вне брака также уравнивались в правах.

19 декабря 1917 г. был принят Декрет «О расторжении брака», который отснял установленные ранее к этому препятствия.

Деятельность по проведению названных декретов в жизнь регулировалась Инструкцией Наркомюста «Об организации отделений записи браков и рождений» от 4 января 1918 г.

46. Создание советского трудового права КЗОТ 1918г. Земельное право 1917-1921гг.

Ответ: Первым Советским декретом о труде был декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно нему продолжительность рабочей недели не должна была превышать 48 часов. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях соответствующими рабочими организациями. Дети до 14 лет к работе не допускались вовсе. Для несовершеннолетних устанавливался шестичасовой рабочий день. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным и тяжелым работам.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом груда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

1 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное сообщение «О социальном страховании». Таковое стало распространяться на всех рабочих и служащих. Принятые в декабре 1917 г. декреты об отдельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудоспособности, а также безработицы. Страховые фонды формировались за счет средств, поступавших от предприятий.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

 

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии.

47. Создание основ советского уголовного права. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919г.

Ответ: Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями.

В частности, в изучаемый период получили регламентацию такие составы таких наиболее опасных контрреволюционных преступлений, как восстание, мятеж, заговор, попытка узурпировать государственную власть контрреволюционной организацией, террористический акт, шпионаж, диверсия, вредительство, саботаж, контрреволюционная агитация и пропаганда. Некоторые политические партии были объявлены организациями врагов народа. Так, в ноябре 1917 г. согласно Декрету «Об аресте вождей гражданской войны против революции», партией врагов народа были объявлены кадеты, которым СНК вменялось объединение всех контрреволюционных сил страны и руководство развязывание гражданской войны. Кадетские руководители подлежали аресту и суду ревтрибунала, а рядовые члены должны были состоять под надзором местных Советов. Таким образом, большевиками был взят курс на вооруженное силовое подавление своих политических противников. При этом уголовной репрессии подлежали все члены оппозиционных политических партий, причем не за конкретные и доказанные преступления, а лишь за сам факт членства в них.

 

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно которому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

48. Основные изменения в государственном аппарате в годы гражданской войны.

Ответ: Основные события Гражданской войны в России пришлись на период с весны 1918 г. до осени 1920 г. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией; английские, французские, японские, американские и германские войска оккупировали значительную часть территории страны.

В этот период созывались Всероссийские съезды Советов (в ноябре 1918 г. — VI, в декабре 1919 г. — VII, в декабре 1920 г. — VIII). Вопросы, обсуждавшиеся на съездах, касались экономических проблем, проблем укрепления законности и государственного аппарата, советского строительства.

В декабре 1919 г. постановлением Съезда О советском строительстве установился сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца (он уже не заседал непрерывно), чрезвычайные сессии — по мере необходимости. При переходе ВЦИК на сессионный порядок работы изменился характер деятельности его Президиума: он руководил заседаниями ВЦИК, решал отдельные вопросы в период между сессиями ВЦИК, утверждал или приостанавливал акты СНК, отменял постановления СНК и издавал свои постановления от имени ВЦИК.

С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. При ВЦИК создавались постоянные и временные комиссии по различным вопросам (разработке федеративного устройства РСФСР, административная комиссия и др.). В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, работники различных госорганов.

Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В состав СРКО входили Председатель Революционного военного совета Республики (Реввоенсовета), председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии и заместитель наркома продовольствия.

В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей работе СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных.

В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны преобразован в Совет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. СТО утверждал единый народно-хозяйственный план республики, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений.

В особых условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркоматам продовольствия, путей сообщения и по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возложенных на них задач, использовать вооруженную силу.

В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, в феврале 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ).

На РКИ возлагались наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах. РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ. Профсоюзы могли возражать против избрания в РКИ отдельных кандидатов и предлагать свои кандидатуры. В апреле 1920 г. Съезд профсоюзов принял решение об активном участии в работе РКИ, уже в октябре 1920 г. состоялось I Всероссийское совещание ответственных работников РКИ. Предлагалось провести проверку исполнения декретов СНК и СТО различными государственными учреждениями.

Сталин защищал идею о дальнейшем расширении контрольной деятельности нового комиссариата, Троцкий подверг ее критике. В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ и ее органы объединены с органами Центральной контрольной комиссии (ЦКК) партии. Тем самым партийная контрольная комиссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой конституционный контроль за деятельностью государственной администрации (!).

Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны коммунистической партии. В 1919—1920 гг. конкретизируются правовое положение и компетенция отделов местных Советов как структурных единиц. Проводилась политика вовлечения всех членов местных Советов в работу по управлению государством.

В резолюции О советском строительстве VIII съезда Советов (1920) определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых организовывались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия, государственного контроля, Совет народного хозяйства, здравоохранения, ЧК и др. Отделы находились в двойном подчинении: исполкому и соответствующему ведомству. Структура исполкомов повторяла структуру правительства.

В феврале и марте 1920 г. ВЦИК. принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав низовое звено советской системы.

Параллельно с конституционными органами власти на местах (а иногда и вместо них) возникали чрезвычайные органы — революционные комитеты (ревкомы). В их задачи входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах (Положение о ревкомах, принятое ВЦИК и СРКО в декабре 1919 г.)

Формирование Красной армии началось с реформирования старой армии. В декабре 1917 г. СНК принял Декреты о выборном начале и об организации власти в армии и об уравнении всех военнослужащих в правах, отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и Советам. Командиры — вплоть до командира полка — избирались на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня — на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация царской армии.

В январе 1918 г. СНК издал Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Целые войсковые части при вступлении в Красную армию связывались круговой порукой и поименным голосованием. Верховным руководящим органом для армии был СНК, органом непосредственного управления — Наркомвоендел. Основой Красной армии стали части Красной гвардии.

Порядок формирования армии был изменен апрельским 1918 г. постановлением ВЦИК О порядке замещения должностей в Рабоче-

Крестьянской Красной Армии. От принципа добровольности переходили к принципу воинской повинности, от выборов командиров — к их назначению.

Несколько позднее при Наркомвоенделе образовано Всероссийское бюро военных комиссаров, которые наделялись правами, равными правам командиров.

В мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повинности, в июле это положение было включено в Конституцию: представители трудящихся должны были служить с оружием в руках, нетрудовых элементов — в нестроевых частях.

С весны 1918 г. развернулось военное строительство в стране. В сентябре 1918 г. образован Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет). Реввоенсовет руководил работой всех органов военного ведомства и военных учреждений, отчасти дублируя деятельность Наркомвоендела. Для руководства армиями и фронтами Реввоенсовет формировал реввоенсоветы и назначал командующих этими соединениями. В декабре 1918 г. при Реввоенсовете был образован морской отдел. В состав Красной армии входили национально-республиканские подразделения (украинские, белорусские и др.) и интернациональные части (немцы, чехи, финны и др.).

В Красную армию призывалось большое число военных специалистов — офицеров старой армии. Для контроля за их деятельностью в качестве командиров частей и для агитационно-политической работы в частях использовался институт военных комиссаров. Созданное весной 1918 г. Всероссийское бюро военных комиссаров осенью 1918 г. преобразовалось в Политуправление Реввоенсовета.

49. Судебная реформа 1922 г. РСФСР. Развитие советского судя в 20-30гг.

Ответ: Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему судебных учреждений»:

1) общие суды;

2) специальные суды:

а) военные трибуналы;

б) военно-транспортные трибуналы;

в) трудовые сессии народных судов;

г) земельные комиссии;

д) арбитражные комиссии.

Упразднялись революционные трибуналы и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.

Трехзвенная структура общих судов

1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1) единолично – несложные семейные и административные дела;

2) коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

1) пленум;

2) уголовное отделение;

3) уголовное кассационное отделение;

4) гражданское отделение;

5) гражданское кассационное отделение;

6) дисциплинарная коллегия.

3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.

Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.

Его структура:

1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);

2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);

3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);

4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

Судебная коллегия – суд первой инстанции.

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

Компетенция Верховного Суда СССР:

1) надзор за законностью решений и приговоров судов;

2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;

4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;

5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.

Структура Верховного Суда СССР:

1) пленум;

2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Его функции:

1) кодификация законодательства СССР;

2) юридические консультации;

3) обязательные заключения для СНК СССР.

50. Образование СССР. Конституция СССР 1924г. Национальное-государственное строительство 1924-1941гг.

Ответ: Первый Всесоюзный съезд Советов. I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

Конституция СССР была принята уже II Всесоюзным Съездом Советов 31 января 1924 г. В ней было оговорено, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Состояла Конституция из двух разделов – «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР».

Конституция СССР 1924 года является одним из важнейших документов по истории отечественного государства и права XX века. В декабре 1922 года I съездом Советов СССР были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР. Договор был подписан четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР (альянс Грузии, Армении и Азербайджана). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Было решено разработать общесоюзную конституцию, и в январе 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущего Основного закона. Конституция СССР 1924 года была принята II Всесоюзным съездом Советов в январе 1924 года, став преемницей Конституции РСФСР 1918 года.

В советский период процессы национально-государственного строительства в 1920 - 1930 гг. вследствие догматизации науки и господства идеологии сталинизма изображались преимущественно как шествие от одного успеха к другому. В постсоветское время ситуация резко изменилась, и теперь историки открыто пишут о допущенных в прошлом ошибках, связанных с установлением границ между автономиями, ущемлением прав русского народа и т.д.

Из 136.9 млн. человек, населявших нашу страну к 1922 г., около 65 млн. составляли невеликороссы, многие из которых ранее в той или иной форме подвергались национальному угнетению. После 1917 г. советское правительство взяло курс на устранение взаимного недоверия различных народов, преодоление их политической, социально-экономической и культурной отсталости. Реакция масс национальных окраин на происходившие после революции процессы была, тем не менее, далеко не однозначной. Позитивное восприятие новой власти и вводимых ею порядков сочеталось с негативным, и с этим должны были считаться коммунисты, тем более что экономическая отсталость страны и невозможность быстро улучшить положение населения не способствовали повышению авторитета советской власти. По докладам ОГПУ Сталину, происходили и откровенно антисоветские выступления. На национальных окраинах взять и удержать власть было очень трудно. "Всю нашу политику в Дагестане, - говорилось в письме одного из руководителей местных коммунистов секретарю ЦК РКП(б) В. М. Молотову от 13 июля 1921 г., - можно определить таким образом: представьте себе человека, балансирующего на веревке над пропастью. Человек этот - мы и наша политика в условиях ужасного обнищания страны, скудности наших ресурсов и политической темноты населения...". В докладе уполномоченного Адыгее-Черкесского политотдела ГПУ (декабрь 1922 г.) сообщалось, что беднейшее население области считает: "Зачем нам автономия, что она нам дает хорошего - ничего, а плохого хоть отбавляй... В Советы - лишь богатых". А кое-где некоторые ретивые русские члены большевистской партии, как отмечалось в закрытом письме секретаря Юго-Восточного бюро ЦК А. И. Микояна (сентябрь 1923 г.), затевали борьбу с "зарождающимся капиталом" в виде контрибуций, налагаемых на "буржуазию", а фактически на простых людей.

51. Кодификация советского законодательства ГК РСФСР 1922г.

Ответ: К РСФСР исходил из наличия многоукладной экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных отношений, хотя и отдавал предпочтение социалистическому укладу. Вводились статьи, направленные "против злоупотребления НЭПом". ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений. Гражданско-правовые нормы различались по принципу обязательности: диспозитивные и принудительные. также кодекс содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные. В ГК утверждалось, что гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. При этом граждане получали многочисленные права: Ст. 5. В соответствии с этим каждый гражданин РСФСР и союзных советских республик имеет право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не воспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущества с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда. Особо оговаривался приоритет законности в отношении лишения гражданских прав: Ст. 6. Никто не может быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе, как в случаях и в порядке, определенных законом. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18 летнего возраста. Ст. 52. Различается собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная. Земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства: Ст. 21. Земля является достоянием государства и не может быть предметом частного оборота. Владение землею допускается только на правах пользования. На правах частной собственности могли быть: строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Предприятия с неограниченным числом работающих могли быть собственностью кооперативных организаций. Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Жилые строения могли быть предметом купли-продажи при условии, что в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья могли отчуждать не более одного строения в три года. Разрешались договора займа с ограничением взимаемых процентов не свыше 6% годовых (при этом было запрещено начисление сложных процентов). Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными. за нарушение норм данного кодекса нередко применялись меры наказания по УК. Что касается наследственного права, то кодекс вводил наследование как по закону, так и по завещанию. Однако было оговорено, что передаваемая наследственная масса не должна превышать 10 тысяч золотых рублей (в 1926 г. это ограничение было отменено, но наследство облагалось высоким налогом). Законодатель определяет многочисленные формы кооперированной собственности: товарищества простое, полное, на вере, с ограниченной ответственностью, паевое товарищество (акционерное общество).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.