Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние фактора фигуры в действии установки, % случаев 4 страница




Все это позволяет думать, что ролевое поведение личности и ее отношение к груп­пе следует рассматривать в нескольких аспектах, не ограничиваясь социологическим описанием этих явлений. Как правильно замечает Е. С. Кузьмин, «роль может оцени­ваться в социальной, социально-психологической и психологической системах. Роль в социальном плане — это скорее объективный результат и общественная значимость деятельности субъекта, личности. Роль в психологическом плане — это соответствие качеств индивида выполняемой роли. Роль в социально-психологическом смысле —

48 Инкельс А. Личность и социальная структура // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. — М.:
Прогресс, 1965. - С. 288.

49 Горбов Ф. Д. и др. Тезисы докладов о психологическом изучении малых групп на II Всесоюзном съезде
психологов. — Изд. АПН РСФСР, 1963 (Материалы съезда. — В ы п. 3.); Горбов Ф, Д., Космолинааш Ф. П.
От психологии авиационной до психологии космической // Вопр. психол. — 1967. — № 6.

50 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии.


Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотно­шение различных ролей, их конфликтность, это соотношение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т. п. Все ценностные ориентации существенно зависят от динамики ролей и наоборот»51.

Сочетание этих трех планов проблемы социальных ролей личности — необходи­мое условие ее теоретического и практического решения. В психологическом плане можно выделить для специального учета потенциалы индивидуально-психического развития (одаренность, специальные способности, работоспособность, трудоспособ­ность) и структурные свойства личности, в том числе ее темперамент. Среди иссле­дований структурных свойств в их значении для групповой деятельности и коммуни­кации надо отметить работы В. С. Мерлина52 и его сотрудников, особенно Е. А. Кли­мова 53 и А. И. Ильиной54. Для группового поведения и осуществления в его структуре той или иной социальной роли специфическое значение имеют черты общительности, модифицируемые, согласно данным А. И. Ильиной, в зависимости от подвижного или инертного типа. Так, медленность установления контакта в групповой деятельности в такой же мере характерна для нейродинамической инертности, как быстрота образо­вания контакта и переключаемости связей — для нейродинамической подвижности. Однако в процессе совместной деятельности происходит известное сближение инди­видуальных свойств.

Помимо специальных характеристик, относящихся лишь к одному из планов про­блемы социальных функций — ролей личности, имеется общий центр, в котором схо­дятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятель­*" ности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Для психологии этот центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность, или система, сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе (В. Н. Мясищев)55, взаимопроникновение смысла и значения (А. Н. Леонтьев)56, дина­мика установки (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили и др.)57, нравственные позиции и мотивы поведения формируемой личности (Л. И. Божович)58 и др.

Все эти различные характеристики личности составляют существенные моменты ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, пере­живание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Поэтому психологическое

51 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — С. 122-123.

52 Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М: Просвещение, 1 9 6 4; Его же. Связь социально-типичного
и индивидуального в личности // Вопр. психол. — 1967. — № 4.

53 Климов Е. А. Индивидуальные особенности в трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи
с диагностическими испытаниями подвижности нервных процессов // Уч. зап. Пермского пед. ин-та. —
Вып. 23. - 1958.

54 Ильина А. И. Общительность и темперамент школьников. — Перм. кн. изд-во, 1961; Ее же, О динамиче­
ских качествах общительности // Вопр. психол. — 1967. — № 5.

55 Мясищев В. Н. Личность и неврозы; Его же. Основные проблемы и современное состояние психологии
отношений человека// Психол. наука в СССР: Сб. - Т. 2. - М: Изд. АПН РСФСР, 1960.

56 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 2-е изд.

57 Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966; Прангишвили А. С. Исследования по
психологии установки. — Тбилиси: Мецниереба, 1967.

58 Божович Л. И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психол. наука в СССР: Сб. —
Т. 2. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.


Человек как предмет познания

исследование мотивации поведения личности невозможно без социолого-философ-ского (аксиологического) и социально-психологического изучения самих ценностей59. Дело в том, что, как правильно замечает В. П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому цен­ности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его об­щественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, соци­ально-политические и духовные»60.

К материальным ценностям относятся техника и материальные блага — пища, одежда, жилище, сфера вещей, обеспечивающих известный уровень комфорта. Мате­риальное благосостояние и удовлетворение материальных потребностей людей зани­мают важное место в жизни социалистического общества. Однако лишь в совокупно­сти с общественно-политическими и духовными ценностями материальные ценности выполняют функцию стимулятора индивидуально-психического развития. К обще­ственно-политическим ценностям В. П. Тугаринов относит свободу, братство, равен­ство, справедливость; к духовным — образование, науку, искусство. В процессе ста­новления нового человека социалистического общества приобретают решающее зна­чение такие конкретные ценности, как Родина, труд и общение с людьми и природой, являющиеся своего рода синтетическими ценностями для наших людей. Направлен­ность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации.

Наиболее полно изучены ценностные ориентации, связанные с трудовой деятельно­стью людей в нашем обществе. Особый интерес представляет исследование Л. С. Блях-мана, А. Г. Здравомыслова и О. И. Шкаратана61, сопоставивших данные опроса 10720 рабочих на 25 предприятиях Ленинграда с анализом статистических материалов этих предприятий. Они установили, что для молодежи в возрасте до 25 лет особенно боль­шую роль играют перспективы роста. Для рабочих в возрасте 21-30 лет, когда склады­вается семья, особенно важным является улучшение жилищно-бытовых условий. Глав­ное место в ориентации рабочих старше 40 лет занимают условия труда и отдыха. Лишь в самой старшей группе (50 лет и выше) ведущую роль играет ориентация на заработок, что авторы объясняют расчетами, связанными с исчислением пенсии.

Своеобразная возрастная модификация мотивов трудовой деятельности подтвер­ждается специальным исследованием, проведенным под руководством В. А. Ядова. Результаты этого показательного исследования представлены в табл. 4062.

Весьма интересные данные были получены В. А. Ядовым и его сотрудциками при сопоставлении ценностных ориентации молодых рабочих со старшими. Установлено, что для рабочих старшего возраста более высокое мотивационное значение имеют та­кие характеристики, как санитарно-гигиенические условия (0,48 против 0,39 у моло­дежи), состояние техники безопасности (0,38 и 0,20), оборудования (0,36 и 0,16). Для молодежи более значимы отношения с администрацией (0,37 против 0,11 у старших групп). Эти различия связаны непосредственно с физиологическим (условия труда)

09 Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. — Л.: Изд. ЛГУ, 1 9 6 0. — Критика современной буржуаз­ной аксиологии дана в кн.: Антонович М. И. Американская буржуазная аксиология на службе империа­лизма. — Минск: Наука и техника, 1967.

60 Тугаринов В. П. Личность и общество. — С. 151.

61 Бляхман Л. С, Здравомыслов А. Г., Шкаратан О. И. Проблемы управления движением рабочей силы //
Труд и развитие личности:Сб. — Л.: Лениздат, 1965.

62 Человек и его работа: Сб. — М.: Мысль, 1967.


Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальнос

Таблица 40 Распределение выборочной совокупности относительно устойчивых ценностных ориентации (по совмещенным характеристикам поведения и высказанного положения)


Тип ориентации Ориентация на семью Ориентация на образование Ориентация на общественную работу Ориентация на работу на производстве Ориентация на заработок Остальные


Количество лиц 1100 627 329 207 161 970


% к общему числу опрошенных

38 23 12 10 6 36


и социальным аспектами (молодежь более зависит от администрации, нежели ветера­ны, интересы которых администрация учитывает в большой мере).

С применением математических методов в конкретно-социологических исследо­ваниях удается обнаружить сложные корреляционные характеристики связей между различными факторами ценностных ориентации. В. А. Ядовым и его сотрудниками построены графы связей, в которых показана различная мера связей, соединяющих возраст и общий рабочий стаж, с одной стороны (0,713), с образованием, с другой сто­роны (0,945). Кроме того, возраст связывается с содержанием труда (0,226), с удов­летворенностью работой (0,167), удовлетворенностью специальностью (0,718).

Исключительно важное значение для характеристики ценностных ориентации советской рабочей молодежи имеет стремление к знанию, ориентация на образование и самообразование63. Ориентация на духовные ценности науки и искусства приобре­тает все более массовый характер по мере общего подъема материального и культур­ного благосостояния в социалистическом обществе. Переход на пятидневную неделю и увеличение свободного времени способствуют дальнейшему развитию духовных по­требностей советских людей и всестороннему удовлетворению этих потребностей.

В непосредственной связи с прогрессом духовных потребностей всего взрослого населения нашей страны и возрастанием роли ориентации на духовные ценности в общем комплексе ценностных ориентации находится формирование духовных по­требностей подростков и детей. Как показано Ю. В. Шаровым и его сотрудниками, в современной системе коммунистического воспитания именно формирование трудо­вых потребностей (познавательных, профессионально-трудовых, нравственных и эс­тетических) определяет процесс становления личности, ее социальной интеллекту­альной и нравственной зрелости64.


 

См. сборники: Социальные исследования. - М: Наука, 1965; Личность и труд. - М: Мысль 1 9 6 6 - Очер-

ки развития личности нового рабочего. - М.: Изд. АН СССР, 1963; Труд и развитие личности -Л.: Лениздат, 1965 Человек и о б щ е с т в о. - Л.: Изд. Л Г У. - В ы п. 1.- 1 9 6 6. - В ы п. 2. - 1 9 6 7 54 Формирование духовных потребностей школьников; Сб. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн изд-во 1 9 6 6


Человек как предмет познания

Несомненно, что все это характеризует идеологические и социально-психологи­ческие сдвиги в развитии социалистического общества. Но не менее важно то, что «ценностные ориентации личности — сфера субъективного, область индивидуально­го сознания»65, — как пишет В. А. Ядов. Выявление роли этих ценностных ориентации в производственной деятельности, в общей совокупности факторов производитель­ности труда свидетельствует об «относительной самостоятельности развития инди­видуального и общественного сознания, его активном влиянии на реальное поведение людей в производственных условиях»66.

3. Структура личности

Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей деятельности и цен­ностных ориентации личности позволяет понять как зависимость ее от конкретных социальных структур, так и активность самой личности в общем процессе функцио­нирования тех или иных социальных (например, производственных) образований. Современная психология все более глубоко проникает в связь, существующую между интериндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуалъной структурой самой личности.

Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь, сформиро­вавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития. Ограничение или тем<более раз­рыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов67. Распад са­мих социальных объединений (интериндивидуальных структур) влечет ломку интра-индивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих индивидуальное поведение, вернее, совокупность индивидуальных поведений участников таких распадающихся объединений.

В этом отношении примечателен генезис паники, являющейся реакцией личности на разложение социального объединения и распад данной социальной структуры. А. С. Прангишвили показал связь межличностных и внутриличностных преобразова­ний в этом процессе распада объединений, в которых ослабевают единство действий и организованность массового поведения. Разрыв каналов коммуникации, за которым следуют распад системы кооперированных действий, дезинформация, смена соци­альных установок и т. д. в состоянии массовой паники, сочетается с переживанием

65 Человек и его работа. — С. 256.

66 Там же. — В главе IV — «Влияние некоторых типологических особенностей личности рабочего на отно­
шение к труду» — А. Г. Здравомыслов, А. С. Шаев и В. А. Ядов разносторонне обосновывают это положе­
ние.

67 ФурстД. Б. Невротик, его среда и внутренний мир. — М.: ИЛ, 1957.


Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

ужаса, дезориентацией, потерей самоконтроля и другими явлениями панического со­стояния отдельной личности68.

Определенные связи между интер- и интраиндивидуальными структурами об­наруживаются во многих других состояниях психофизического напряжения лично­сти (стресса, тревоги, ригидности или наклонности к персеверации, фрустрации и т. д.). Эти состояния не носят массового характера (подобно паническим) и чаще всего являются целостным изменением отдельной личности при острых жизненных конфликтах (с другими людьми, социальными предписаниями, институциями и т. д.), лишениях и потерях (общественных благ, престижа, репутации, социальных связей и т. д.).

Состояния стресса, фрустрации и другие явления острых аффективных реакций у людей существенно отличаются от сходных состояний у животных, хотя и имеют в своей основе общие нейрогуморальные механизмы. Состояние фрустрации у чело­века является сложной целостной реакцией на барьеры, блокирующие деятельность. Сами барьеры в большинстве случаев являются фактами дискоординации социальных связей личности, ломки социального статуса и препятствий к исполнению социальных ролей, социальных и нравственных утрат и т. п.

Аффективное напряжение и активное противодействие барьерам социально де­терминированы. Первоначально состояние фрустрации однозначно определялось как проявление агрессивного типа реакции- Н. Д. Левитов правильно отметил ошибоч­ность такого отождествления и истолкования всякой агрессии как фрустрации. Одна­ко проявление агрессивного типа реакции при фрустрации он считает весьма частым. «Состояние агрессии, — пишет Левитов, — может быть внешне ярко выражено, напри-ч мер в драчливости, грубости, "задиристости", а может быть более затаенным, имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности»69.

Как и другие аффективные состояния, фрустрация вызывается острыми кри­тическими ситуациями (фрустраторами). Однако динамика состояния определя­ется в значительной мере структурой самой личности. Фрустрация может разви­ваться как агрессивное состояние у несдержанного, грубого или экспансивною человека. У человека неуверенного в себе, сенситивного и более интравертирован-ного фрустрация может развиваться по типу депрессии.

Не менее важно учитывать интериндивидуальные связи человека, находящего­ся в предфрустрационном, фрустрационном или послефрустрационном состояни­ях. Выносливость по отношению к фрустраторам, отсутствие тяжелых и длитель­ных страданий при их действии — в общем, толерантность — зависят не только от силы нервных процессов индивида, но и от наличия поддержки, моральной помощи, соучастия и сочувствия других людей, солидарности группы. Чувство защищенно­сти в коллективе, как справедливо считал А. С. Макаренко, повышает выносливость человека к тяжелым испытаниям и сохраняет жизнеспособность в самых критиче­ских обстоятельствах. Анализ поведения человека в подобных экстремальных усло-68 Прангишвили А. С. Социальная психология паники в свете понятия установки. — Глава в кн.: Исследова­ния по психологии установки. — Тбилиси: Мецниереба, 1967. 69 Левитов Н. Д. Фрустрация — о д и н из видов психических состоянии // Вопр. психол. — 1967. — № 6. — С. 124. — Общее учение о психических состояниях человека изложено им в книге «О психических со­стояниях человека» (изд. «Просвещение», 1964).


Человек как предмет познания

виях позволяет глубже понять эффект взаимодействия объективных и субъектив­ных факторов в динамике его поведения70.

К субъективным факторам относится и структура личности, оказывающая влияние на состояния личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды обще­ния. Структура личности постепенно складывается в процессе ее социального развития и является, следовательно, продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Как и всякая структура, интраиндивидуальная структура есть целостное образо­вание и определенная организация свойств. Функционирование такого образования воз­можно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонента­ми структуры личности. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам развития личности, при структурном изучении этого развития обязательно со­четается с исследованием различных видов взаимосвязей между самими компонентами71.

Известно, что далеко не все психофизиологические функции, психические про­цессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредо­ванные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к биофизиологи­ческим характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма и т. д.). Структура личности включает, следовательно, структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств. Эту связь нельзя, конечно, пацимать упрощенно, как прямую корреляционную зависимость структуры личности от сома­тической конституции72, типа нервной системы и т. д.

Новейшие исследования показывают наличие весьма сложных корреляционных плеяд, объединяющих разные социальные, социально-психологические и психофизи­ологические характеристики человека. Факторный анализ позволяет выявить вес, от носительное значение групп или комплексов разнородных характеристик, в которые входят некоторые из нейродинамических свойств (сила, динамичность, подвижность нервных процессов) и конституционально-биохимические особенности организма (обмена веществ, энергетического баланса, морфологической структуры тела).

В коллективном комплексном исследовании лаборатории дифференциальной психологии и антропологии73 Ленинградского университета получены серии корре-

70 Шафранская К. Д. К изучению человека в экстремальных условиях (поведение в аварийной ситуации
и переживание боли у ожоговых больных) // Человек и общество: Сб. — Вып. 2. — Л.: Изд. ЛГУ, 1967.

71 В нашей лаборатории дифференциальной психологии и антропологии ЛГУ такое исследование осуще­
ствляется И. М. Палеем. Среди множества корреляционных, факторных и других связей, обнаруживае­
мых посредством математической обработки экспериментальных данных, им выделяются различные
виды зависимостей (генетических, функциональных, каузальных и т. д.), имеющих значение для обра­
зования и структуры личности.

72 Характерными для такого понимания являлись работы: Кречмер Э. Строение тела и характер. — М: ГИЗ,
1930; Матес П. Конституциональные типы женщин. — Киев, 1927; Топорова М. Б. Конституциональная
характерология детства и юношества. — Л., 1929; Петрова А. Е. Психологическая классификация лич­
ностей. — М, 1927 и др.

73 В исследовании принимают участие Г. И. Акинщикова, Л. А. Гольбина, М. Д. Дворяшина, Т. П. Кистер,
И. М. Палей, Н. А. Розе, Н. Н. Обозов, К. Д. Шафранская, аспиранты, лаборанты и студенты факультета
психологии ЛГУ.


Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

ляционных плеяд, включающих связи характерологических черт (интравертирован-ности или экстравертированности), интеллекта (вербального и невербального), раз­личных психомоторных, вегетативных, биохимических функций. Экспериментальные данные получали не только в обычных условиях, но и в ситуациях интеллектуального напряжения (экзаменов). Путем сопоставления функциональных проб в состояниях, предшествующих экзамену (ожидание) и непосредственно следующих за ним (пере­живание успеха или неуспеха, умственного утомления и т. д.), были установлены пси­хофизиологические сдвиги, характеризующие цену интеллектуального напряжения у разных людей в связи со структурными особенностями их личности.

С помощью корреляционного и факторного анализа был обнаружен ряд комплек­сов, состоящих из разнородных показателей. Эти комплексы входят, как мы имеем ос­нования полагать, в структуру личности. Наиболее значимый — первый фактор (длина вектора — 12,3 %) — интеллектуальный, включающий ряд положительных корреляций с общим показателем умственного развития (0,81), вербального интеллекта (0,57), не­вербального (0,72), внимания (0,62), общей успешности учения (0,40).

Следует заметить, кстати, что в теории личности часто недооценивалось значение интеллекта в структуре личности. В психолого-педагогической литературе нередко встречаются мнения об опасности односторонней интеллектуализации личности. С другой стороны, в теории интеллекта слабо учитываются социальные и психологи­ческие характеристики личности, опосредующие ее интеллектуальные функции. Это взаимообособление личности и интеллекта представляется нам противоречащим ре­альному развитию человека, при котором социальные функции, общественное пове­дение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя. Поэтому интеллек­туальный фактор и оказывается столь важным для структуры личности, согласно по­лученным в нашей лаборатории данным.

Обобщая и комментируя результаты математической обработки этих данных, М. Д. Дворяшина обратила особое внимание на тот примечательный факт, что в ин­теллектуальный фактор входит отрицательная корреляция с основным обменом (- 0,46). Следовательно, более высокий интеллектуальный уровень характеризуется не только более высокими уровнями внимания и успешности (продуктивности) ум­ственной работы, но и меньшими, чем в других случаях, энергетическими затратами организма на процесс умственной деятельности.

В свою очередь, этот показатель основного обмена находится в центре корреляци­онной плеяды, объединяющей ряд вегетативных и биохимических реакций, специфич­ных для данного человека. Таким образом, через этот метаболический центр интел­лектуальные функции связываются со многими другими состояниями организма, об­разующими общий фон интеллектуального напряжения. Этот фон характеризуется также возрастанием роли правого полушария в регулировании психовегетативных и сенсомоторных функций.

Из разнородных корреляционных плеяд с разнородным составом психологиче­ских и физиолого-биохимических показателей строятся и другие факторы с меньшим весом. Так, например, в фактор интраверсии-экстраверсии (весом в 8,8 %) вошли как психологические показатели экстраверсии или интраверсии, так и метаболические характеристики, с которыми психологические показатели связаны более, чем с неко­торыми другими психологическими параметрами (например, с так называемым ней-


Человек как предмет познания

ротизмом, по Г. Айзенку). Фактор нейротизма, выделившийся в качестве самостоя­тельного, включает не только характеристику степени эмоциональной уравновешен­ности или неуравновешенности, но и ряд вегетативных эффектов (психогальваниче­ской реактивности, потоотделения и т. д.), а также такие показатели интеллекта, как уровень внимания, с которым имеется положительная корреляция.

В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корре­ляционные плеяды, сложноветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека74. Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характери­зующих структуру личности. Однако определяющим и ведущим началом в этой струк­туре являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса со­циальных функций человека, характеристики основной его деятельности в обществе (труда, учения и др.). Сопоставление дифференциально-психологических и социально-психологических данных об одних и тех же людях показало наличие зависимостей меж­ду статусом в малой группе и коллективе, характером и интеллектом.

В совместном коллективном комплексном исследовании нашей университетской лаборатории дифференциальной психологии и антропологии и сектора психологии Института вечерних и сменных школ Академии педагогических наук СССР75 были обнаружены многие серии корреляционных плеяд, объединенных тремя основными факторами умственного развития в различных условиях обучения. К этим факторам относятся образный (сенсорно-перцептивный), вербально-логический и аттенцион-ный (фактор внимания и произвольной регуляции интеллектуальных функций). При­мечательно, что наиболее устойчивые (как положительные, так и отрицательные) кор­реляции нейродинамических характеристик входят в каждый из этих факторов, осо­бенно в аттенционный.

Мы имеем, следовательно, весьма серьезные основания полагать, что определен­ный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинами-ческих, конституционально-биохимических) входит в структуру личности.

В современной советской и зарубежной науке идеи сложных динамических струк­тур, объединяющих социальные и психофизиологические особенности человека, при­обретают все большее значение. В этом направлении строятся различные новейшие ин­терпретации связей внешней и внутренней направленности личности (ее экстра- и инт-равертированности), впервые описанных К. Юнгом76, с различными энергетическими и нейрофизиологическими характеристиками человека, полученными Г. Айзенком77 и др. На основании изучения корреляции поведения и мозговой активности Р. Хит по­строил таблицу (табл. 41)78.

74 См. наши статьи: «Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической
антропологии» (Сов. педагогика. — 1968. — № 1), «Сенсорно-перцептивные характеристики индивиду­
ального развития человека» (Вопр. психол. — 1968. — № 1).

75 В исследовании принимают участие В. Н. Андреева, Л. А. Баранова, Л. М. Грановская, М. Д. Дворяшина,
Н. Г. Зырянова, И. М. Палей, Я. И. Петров, Н. А. Розе, В. И. Сергеева, Е. И. Степанова, Л. Н. Фоменко.

76 Jung С. Psychological Types. — London, 1917. — Имеется русский перевод последней части К. Ю н г а «Пси­
хологические типы» (М.: ГИЗ, 1927).

77 Eysenck H.J. The Scientific Study of Personality. — London, 1959.

76 Хит Р. Изучение корреляции поведения и мозговой активности // Высшая нервная деятельность. — М.: Медгиз, 1963. — С. 267. (Тр. конф., посвященной И. П. Павлову в США.)


Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

Таблица 41




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.