Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения товарных бирж




 

Современные биржи являются результатом длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно одним из видов организованного товарного рынка, т.е. рынка, функционирующего по установленным правилам.

 

Исторически первоначальной формой оптовой торговли можно считать ярмарочную торговля. В Средние века стали возникать как небольшие, так и довольно крупные ярмарки. Само значение слова «ярмарка» (что в переводе с немецкого означает «ежегод-

ный рынок») свидетельствует о регулярности и организованности этой формы торговли.

 

Ярмарочная торговля того времени велась по строгим разработанным внутренним правилам. На ярмарках существовал и свой способ решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций — ярмарочный суд, который был прообразом современного арбитража.

 

В XVI в. бурное развитие торговли привело к появлению постоянных, а не периодических мест торговли, возникли специализированные торговыецентры, в своем роде оптовые магазины, иными словами, появились биржи.

 

Биржа является также одним из видов организованного рынка. Организованным товарным рынком называется место, где собираются покупатели и продавцы для осуществления торговых операций по определенным, установленным правилам.

Всем видам таких рынков присущ ряд общих черт:

• строго определенные правила проведения торгов;

• открытость в осуществлении торговых операций;

• наличие оборудованных торговых площадей, складских и офисных помещений;

• система связи и информации.

.

Первыми биржами были товарные. По некоторым данным, появились в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция), и их появление было связано с возникновением крупных мануфактур и ростом международной торговли.

 

В истории появления бирж большое значение имела Амстердамская товарная биржа, возникшая в 1602 г. Она была первой, на которой стали проводиться операции с ценными бумагами. Торговля велась облигациями государственных займов Голландии, Англии, Португалии, акциями Голландской и Британской Ост-Индской, а позже — Вест-Инд-

ской торговых компании. Всего на этой бирже котировались ценные бумаги наименований.

 

США первая биржа возникла в 1848 г. в Чикаго.

 

В XVIII в. Создание бирж шло довольно медленно и в основном они располагались в портах, через которые шли крупные потоки международной торговли.

 

В процессе развития бирж образовались две разновидности:

открытые и закрытые биржи.

На открытой бирже торговля велась непосредственно самими участниками хозяйственных отношений, т.е. продавцами и покупателями реальных товаров, каждый из которых имел доступ на биржу. Однако по мере увеличения объема операций появилась необходимость привлечения специализированных участников-посредников, что позволяло продавцам и покупателям не тратить саим время на осуществление операций.

 

На закрытой бирже торговля велась только специализированными участниками, всем другим лицам доступ в зал для торговли был запрещен. Появление биржи закрытого типа привело к существенным изменениям в организации биржевых операций, так как

потребовалось создать систему сбора и обработки заказов от клиентов на осуществление операций. В итоге крупнейшие биржи стали создавать свои периферийные службы за пределами главного здания биржи, что приблизило торговлю к клиентам.

 

Развитие бирж и биржевой торговли отразилось и на объектах торговли, т.е. биржевых товарах. Уже на том этапе, когда была введена торговля по образцам, к товарам, продаваемым на бирже, стали предъявляться такие требования, как массовость, однородность, делимость. Со временем добавляется такой необходимый признак,

как возможность установления фиксированного качества (стандарта), транспортабельность.

До середины XIX в. товарные биржи были биржами реального товара, главной функцией которых было служить одним из каналов крупной оптовой торговли.

 

биржа реального товара приобрела следующие черты:

• торговля осуществляется на основе описания качества и в отсутствие самого товара;

• продаваемые партии товара стандартизованы, однородны и взаимозаменимы;

• торговля ведется по строго определенным самой биржей правилам при активном взаимодействии как продавцов, так и покупателей.

 

В процессе развития биржевой торговли сложились два вида биржевых операций:

• сделки на реальный товар с немедленной поставкой;

• сделки на реальный товар с поставкой в будущем.

 

Сделки на реальный товар с немедленной поставкой в биржевой терминологии получили название спот (spot).

Заключение таких сделок происходило на бирже без предварительного осмотра товара на основе стандартного качества. При заключении сделок спот товар обычно уже находился на одном из складов биржи и покупатель мог получить его немедленно. Продавец

реального товара, сдав его на склад биржи, получал складское свидетельство (варрант), удостоверяющее количество и качество товара. Заключив сделку, продавец передавал это свидетельство покупателю, получая в обмен платежное средство (чек покупателя).

Таким образом, можно отметить, что биржа в этом случае является лишь местом заключения сделок, а все дальнейшие отношения по поводу контракта стороны регулируют друг с другом. Сделку гарантировала не биржа, а сами участники. Другой особенностью этой сделки являлось то, что ее объемы, а также условия

поставки оговаривались покупателем и продавцом, т.е. контракт носил в значительной степени индивидуальный характер.

Цель таких сделок заключалась в реальной закупке товара — для покупателей и реальной немедленной его реализации — для продавцов.

 

Постоянные колебания цен на основные биржевые товары, и прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, заставляли участников биржевых операций искать новые формы сделок. Так, появились сделки на реальный товар с его поставкой в определенный срок в будущем. Этот вид сделок на многих биржах появился

уже в первые годы их функционирования и получил название сделок форвард (forward).

 

Форвардный контракт представляет собой торговое соглашение, согласно которому продавец поставляет конкретную продукцию покупателю к определенному сроку в будущем. В момент заключения контракта стороны договариваются об объеме поставки

и качестве товара, времени и месте поставки, а также о цене. Продавец товара поставляет его к сроку на один из складов биржи, где проводится его проверка и выдается складское свидетельство. Документ передается продавцом покупателю против денежных доку-

ментов (чека).

 

Как видим, в форвардных сделках купля-продажа товара совершалась заранее, до поставки товара, а возможно, и до его производства. Эти сделки во многих случаях были предпочтительнее, чем сделки спот, так как позволяли участникам планировать свою при-

быль в будущем. Для продавца реального товара форвардные операции позволяли заранее зафиксировать цену и покрыть свои издержки, а покупатель был гарантирован от риска повышения цен и, кроме того, экономил затраты на аренду складских помещений.

 

2 Биржевые товары.

 

Развитие механизмов торговли фьючерсными контрактами и постепенное введение срочных контрактов на все активы, привело к стиранию различий между видами

бирж. В настоящее время большинство бирж являются универсальными, на которых торгуют как фьючерсными контрактами, так и другими биржевыми активами, например

акциями, валютой и даже отдельными товарами.

 

Номенклатура биржевых товаров традиционно состояла из двух основных групп: продукция сельского хозяйства и промышленное сырье и полуфабрикаты.

 

В группу промышленного сырья и полуфабрикатов входят энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо), драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) и цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово).

 

группы сельского и лесного хозяйства входят масличные (семена, шроты

и масла), зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, рожь, овес), продукция животноводства (живой крупный рогатый скот и свиньи, мясо, окорока и др.), пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы), товары текстильной группы (хлопок, шерсть, шелк, пряжа),

натуральный каучук и пиломатериалы. Среди прочих товаров можно отметить картофель и замороженный концентрат апельсинового сока.

 

На современных товарных биржах появилась новая группа объектов торговли, не являющихся осязаемыми товарами и получивших общее название финансовых инструментов. Ведутся операции по торговле индексами цен, банковскими процентными ставками, ипотекой, валютой, контрактами на фрахтование, на государственные ценные бумаги. Эти операции стали практиковаться на товарных биржах примерно с 70-х годов XX в. Последним новшеством в финансовом секторе биржевой торговли стало появление фьючерсов на акции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.